МЕДЬ

Найдено 14 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

МЕДЬ
один из первых, если не самый первый металл, использованный человеком. В природе встречается в чистом виде. В более поздние времена извлекался из малахита, из других руд. Самые древние изделия из самородной М. найдены в Чайеню (7000 г. до н.э.). Позднее медь стали плавить и отливать в открытых формах.

Источник: Археологический словарь. 1996

МЕД
с древ. времен служил одним из продуктов питания людей. Его собирали осенью у диких пчел. В греч. миф. Зевс считался питомцем нимфы М. Мелиссы. Богам приносили в жертву плоды, обмазанные М. М. использовался в кач-ве продукта питания, средства лечения и консервации. Так, в соотв. с ассир. рецептами, тело Александра Маке-донского было помещено в М. Виноградари часто подмешивали мед в вино, т.к. верили, что такой напиток обеспеч. долгую жизнь. До эпохи средневековья М. лесных пчел использовался как лакомство.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Мед
с др. времен служил одним из продуктов питания людей. Его собирали осенью у диких пчел. В греч. мифологии Зевс считался питомцем нимфы М. Мелиссы. Богам приносили в жертву плоды, обмазанные М. М. использовался в качестве продукта питания, средства лечения и консервации. Так, в соответствии с ассир. рецептами, тело Александра Македонского было помещено в М. Виноградари часто подмешивали мед в вино, т. к. верили, что такой напиток обеспечивает долгую жизнь. До эпохи средневековья М. лесных пчел использовался как лакомство.

Источник: Словарь античности. 1989

Медь
евр. нехошет. Медь была известна и обрабатываема очень рано (Быт. 4:22). Она имела различное применение в скинии и храме (Исх. 38:1 и дал.; Чис. 16:39; 3 Цар. 7:14 и дал.; 2 Пар. 4:1 и дал.); употреблялась также для оков (Суд. 16:21), для вооружения (1 Цар. 17:5, 6,38), для домашней посуды (Лев. б: 28), для музыкальных инструментов (1 Пар. 15:19), для монет (Иез. 16:36, евр. текст Мат. 10:9). Давид сделал большие запасы меди для постройки храма (1 Пар. 22:3). Хирам был хорошим медником (3Цар. 7:14). Из меди были сделаны зеркала, упоминаемые в Исх. 38:8 (евр. текст); из этих зеркал и меди был сделан умывальник вместе с подножьем. Медь находили в Палестинских горах, что мы видим из Втор. 8:9.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Мед
часто восхваляется вместе с молоком, как богатства Палестины (Лев. 20:24 и дал.). Еврейское слово «дваш» обозначает не только пчелиный мед, но и виноградный мед (вскипяченный виноградный сок), которым еще до сих пор торгуют в Палестине, и арабское название которого «дибс» напоминает еврейское название пчелиного меда. Виноградный мед, вероятно, упоминается в числе подарков Иакова (Быт. 43:11) и между товарами Тира (Иез. 27:17). Некоторые предполагают, что мед, который Ионафан нашел в лесу (1 Цар. 14:25), и дикий мед Иоанна (Мат. 3:4) был сладкий сок, получаемый из кустов и деревьев, как, напр., Tamarix manni - fera на Синайском полуострове. Вероятнее же, что этот мед был, действительно, медом диких пчел.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

МЕДЬ
(англ. copper, нем. Kupfer), один из первых металлов, применявшихся человеком, поскольку М., как и золото, встречается в природе в чистом виде и не требует плавки. Позже извлекалась из различных руд, карбонатных (малахит), оксидных и сульфидных. Форму М. можно было придать простой ковкой, которой попутно увеличивали твердость изделия. Довольно скоро были реализованы возможности литья. Первоначально использовались открытые формы, так как в закрытой трудно получить нерастрескавшуюся отливку. В Старом Свете последние появляются лишь с началом технологии сплава М. и олова и получения бронзы, когда эту сложность удалось преодолеть. В Новом Свете в культуре Паракас в Перу уже практиковали плавку методом выплавляемой модели. Ко времени европейского вторжения эта технология распространилась от юго-запада США до Аргентины.

Источник: Археологический словарь. 1990

"МЕДЬ"
синдикат медеплавильных з-дов России, создан (в форме акц. об-ва) в дек. 1907 в целях объединенной защиты медеплавильных з-дов от экономич. порабощения осн. потребителем меди - меднопрокатных заводов синдикатом. З-ды контрагентов синдиката давали в 1908 до 78%, а в 1916-90% выплавки меди в России. Однако синдикат "М." не смог поколебать господства на медном рынке меднопрокатного синдиката и Вогау и К° Торгового дома. Лишь в 1917 он начал самостоят. продажу меди контрагентов, но его зависимость от синдиката прокатчиков, определявшего цены на сырую и электролитич. медь, размеры произ-ва и продажи, р-ны сбыта, почти не ослабла. Прекратил деятельность в дек. 1917.

Лит.: Брейтерман А. Д., Медная пром-сть России и мировой рынок, ч. 3, Л., 1930; см. также лит. при ст. Меднопрокатных заводов синдикат.

Э. Э. Крузе. Ленинград..

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МЕДЬ
Быт 4:22 и др.) — была туземным произведением в Палестине и находилась в горах Ханаанских (Вт 8:9). Она употреблялась во множестве для церковного употребления, а также для выделки оков (Суд 16:21), оружия, щитов, шлемов и музыкальных инструментов (1Пар 15:19, 1Кор 13:1, 1Цар 17:5-6). Д-р Вилькинсон говорит, что медь употреблялась в дело еще с самых ранних времен в Египте и что различное медное оружие, зеркала и др. украшения выделывались из меди в самый отдаленный от нашего времени период. Во времена Моисея жертвенник в притворе с его принадлежностями весь был обит медью, все принадлежности Скинии были также из меди (Исх гл. 27). Умывальник между Скиниею и жертвенником был весь медный, равно как два столба в храме Соломоновом и медное море были все вылиты из меди (Исх 30:18, 3Цар 7:15, 2Пар 4:15-18). Кроме того, из меди делались языческие идолы и разные сосуды (Дан 5:4, Исх 38:3, Чис 16:39, Иер 52:18). Слово медь иногда употребляется, как символическое выражение гордости и крайней безнравственности, а иногда служит эмблемою твердости и силы.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

МЕД
    I.
   • Medus,
         см. Media, Мидия.
    II.
   • Мel,
         ????, считался у древних даром неба (Verg. Georg. 4, 1. a?rii mellis caelestia dona; cp. Ov. fast. 3, 735 слл.), потому что пчелы не приготавливают будто бы его из сока цветов, но собирают из утренней росы (ср. Melissa, Мелисса). Из цветов же добывают воск, который и сообщает М. запах и вкус (ср. I. H. Voss. к Verg. Georg. 4, 1). Основанием для этого служило отчасти то обстоятельство, что на Востоке в летние месяцы на листьях некоторых деревьев и кустарников выделяется сладковатый сок, который и называется в Ветхом Завете диким М. По Гомеру (Ноm. Od. 10, 234. 20, 69), в пищу употребляется М., смешанный с вином, сыром и ячменной мукой; М. в соединении с молоком или водой, без вина, встречается в качестве жертвы за усопших подземным богам, эриниям и т. п. Ноm. Od. 10, 519. 11, 27. Soph. О. С. 481. М. играл у древних гораздо большую роль, чем у нас, т. к. заменял для них сахар. Из него приготовляли и вино, которое так высоко ценилось римлянами, что им угощались победители во время триумфа. Больше всего ценился М., добывавшийся у Гиблы в Сицилии и Гиметте в Аттике; М., получавшийся на острове Корсике (mel Corsicum) считался дурным. Во времена Сократа котила лучшего М. (около 0,5 бутылки) стоила 5 драхм.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МЕД
    I.
   • Medus,
         см. Media, Мидия.
    II.
   • Мel,
         ????, считался у древних даром неба (Verg. Georg. 4, 1. a?rii mellis caelestia dona; cp. Ov. fast. 3, 735 слл.), потому что пчелы не приготавливают будто бы его из сока цветов, но собирают из утренней росы (ср. Melissa, Мелисса). Из цветов же добывают воск, который и сообщает М. запах и вкус (ср. I. H. Voss. к Verg. Georg. 4, 1). Основанием для этого служило отчасти то обстоятельство, что на Востоке в летние месяцы на листьях некоторых деревьев и кустарников выделяется сладковатый сок, который и называется в Ветхом Завете диким М. По Гомеру (Ноm. Od. 10, 234. 20, 69), в пищу употребляется М., смешанный с вином, сыром и ячменной мукой; М. в соединении с молоком или водой, без вина, встречается в качестве жертвы за усопших подземным богам, эриниям и т. п. Ноm. Od. 10, 519. 11, 27. Soph. О. С. 481. М. играл у древних гораздо большую роль, чем у нас, т. к. заменял для них сахар. Из него приготовляли и вино, которое так высоко ценилось римлянами, что им угощались победители во время триумфа. Больше всего ценился М., добывавшийся у Гиблы в Сицилии и Гиметте в Аттике; М., получавшийся на острове Корсике (mel Corsicum) считался дурным. Во времена Сократа котила лучшего М. (около 0,5 бутылки) стоила 5 драхм.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МЕДЬ
мягкий ковкий металл красного цвета, известный с глубокой древности. Месторожд. М. на материке и о-вах греки использ. вплоть до их полного истощения, и только Кипр продолжал снабжать Грецию. Сложная технология получения М. возникла еще в бронз. веке; она включала неск. технологич. операций: медную руду перерабатывали в медный штейн, из штейна получали черновую М., а из нее — собственно красную М. Технология переработки медных руд, к-рая в целом мало изменялась у этрусков и римлян, вызывала интерес нек-рых авторов, к-рые, однако, не дали полных сведений о разработке месторожд. и устройстве плавильных печей. Поскольку самородная М. встречается редко, ее получали из соединений — сернистых, окисл. и смешанных медных руд (к числу окисл. руд относятся, напр., малахит и азурит). Чистую М. использовали гл. обр. для изготовления монет, а в поздней античности — в виде медных листов для покрытия крыш. Чаще применяли медные сплавы — с оловом (бронза), с окисью цинка (латунь). Серебрить М. не умели. При получении М. не всегда удавалось добиться требуемой температуры, и мн. М. уходило в шлак. Чистую М. легировали в металлургич. мастерских уже как «торговую М.», поэтому лат. слово aes обозначает как М., так и бронзу — именно бронза, как правило, находила более широкое применение. Две надписи из Випаски содержат излож. профессион. языком сведения о работе исп. рудников и металлургич. мастерских. Нек-рые продукты меде-плавильных заводов использовались в медицине и фармакологии.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Медь
мягкий ковкий металл красного цвета, известный с глубокой древности. Месторождения М. на материке и островах греки использовали вплоть до их полного истощения, и только Кипр продолжал снабжать Грецию. Сложная технология получения М.
        возникла еще в бронзовом веке; она включала неск. технологич. операций: медную руду перерабатывали в медный штейн, из штейна получали черновую М., а из нее — собственно красную М. Технология переработки медных руд, которая в целом мало изменялась у этрусков и римлян, вызывала интерес у некоторых авторов, которые, однако, не дали полных сведений о разработке месторождений и устройстве плавильных печей. Поскольку самородная М. встречается редко, ее получали из соединений — сернистых, окисл. и смешанных медных руд (к числу окисл. руд относятся, например, малахит и азурит). Чистую М. использовали главным образом для изготовления монет, а в поздней античности — в виде медных листов для покрытия крыш. Чаще применяли медные сплавы — с оловом (бронза), с окисью цинка (латунь). Серебрить М. не умели. При получении М. не всегда удавалось добиться требуемой температуры, и мн. М. уходило в шлак. Чистую М. легировали в металлургия, мастерских уже как «торговую М.», поэтому лат. слово aes обозначает как М., так и бронзу — именно бронза, как правило, находила более широкое применение. Две надписи из Випаски содержат излож. профессиональным языком сведения о работе исп. рудников и металлургия, мастерских. Некоторые продукты медеплавильных заводов использовались в медицине и фармакологии.

Источник: Словарь античности. 1989

МЕД
Втор, 32:13, Пс 80:17). Моисей говорит, что Господь вознес свой народ на высоту земли и кормил произведениями полей и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы. Мед отделяется пчелами не из пищи, которою они питаются, но собирается ими только с пыли душистых цветов, которую они уносят в свои ульи и кладут в соты. Об обилии меда в стране Иудейской указывается во многих местах Свящ. Писания, равно как в сочинениях многих новейших путешественников. Палестина по истине была страною, текущею молоком и медом (Исх 3:8,17). Дикий мед, которым питался Иоанн Креститель в пустыне, по всей вероятности, был мед, собираемый в отверстиях скал и в древесных дуплах. Иногда под словом мед разумеется та сахаристая жидкость, которая получается с виноградных гроздей и других медоносных растений и которая по Еврейски называется debbesh (2Пар 31:5). По словам Д. Робинсона, лучшие кисти винограда сушатся как изюм, а прочие кладутся в пресс, выжимаются в нем и сок оных кипятят в каком либо сосуде, пока он не сделается сиропом. Этот сироп в большом употреблении между всеми классами, где только есть виноградники, как приправа к кушаньям. Он походит на патоку, но гораздо приятнее на вкус. В некоторых частях Востока нередко встречается также особое дерево, с листьев и ветвей которого Арабы собирают в сосуды сладкую, употребляемую в пишу, жидкость, которая с первого раза очень походит на мед. Аллегорические указания свящ. писателей на мед и медовые соты по истине поразительны и прекрасны (Пс 18:11, Прит 5:3, 27:7). Молоко и мед у древних народов, как в настоящее время у Бедуинов, составляли главную и ежедневную пищу. Масло и мед также упоминаются в Свящ. Писании между предметами пищи (2Цар 17:29). В южной Африке пчелы кладут свой мед на поверхности утесов и скал и для сохранности покрывают его темноватым воском. Этот воск от действия времени и погоды твердеет и делается как бы каменным. Путешественник делает на этой твердообразной массе надрез, и приложив к отверстию рот, высасывает жидкий мед в потребном для себя количестве (Вт 32:13). В приношениях Господу на жертвенник мед не допускался (Лев 2:11), вероятно с целью сделать различие между религиозными обрядами Евреев и язычников, в жертвенных приношениях которых мед нередко занимал одно из главных и первых мест (Иез 16:13-19).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Медь
   • Aes,
         означает и собственно медь, и бронзу, и разные другие медные сплавы (Рliп, 34, 1, 1 слл.); как сырой, необработанный материал, медь называется особенно aes Cyprium, потому что ранее всего ее находили на Кипре; медь в сплавах с мышьяком называется aes candidum, белый томнак (т. ж. 11, 110. 17, 160); с цинком — orichalcum, латунь; с оловом — просто aes, бронза, самым дорогим видом которой была бронза коринфская, aes Corinthium, названная так по городу Коринфу, где наиболее процветало меднолитейное искусство и техника бронзовых сплавов. Эта бронза имела то светлый, беловатый цвет, то различные оттенки темно-коричневого. Вообще, меди придавали различные цвета; умели даже и отдельным частям статуи придавать разные цветовые оттенки. Aes означает и монету. Италийские народы до времен Пирра пользовались медью как орудием мены. Металл плавился в форму слитков; на них делались изображения быков, овец, свиней, баранов (aes signatum), не обозначавшие, однако, стоимости слитков, которые при мене всегда взвешивались; отсюда юридическая формула купли per aes et libram. Монета в собственном смысле слова введена, вероятно, только во времена Децемвиров. Но aes в смысле «деньги» употреблялось еще и после того, как (с 486 u. с., 268 г. до Р. X.) начали чеканить серебряную, а 62 года спустя — и золотую монету. Стоимость определялась по весу (pondo), и за единицу ее принимался фунт меди (as, отсюда as libralis). Как имущество различали aes suum, актив, и aes alienum, пассив, долги. Aes circum-foraneum называются деньги, взятые в долг у менял (argentarii), лавки которых находились в портике на форуме (Cic. ad Alt. 2, 1, 11); equestre — деньги, дававшиеся каждому всаднику на покупку лошади; hordearium (от hordeum, ячмень) налог (2000 ассов), назначавшийся на содержание лошадей всадников и взыскивавшийся с незамужних или вдовых богатых женщин, на которых ценз, а потому и обязанность уплаты военного налога не распространялись (Cic. r. р. 2, 20, 36. Liv. 1, 43; ср. Goettling, r?m. Staatsv. 256); mаnuarium — деньги, выигранные посредством метания (manus, manibus collectum) костей (Suet. Oct. 81. Gell. 18, 3, 4); militare — то же, что stipendium, жалованье солдатам, платившееся из податей, вносимых эрариями (aerarii, Gell. 7, 10. Varr. l. l. 5, 183); uxorium — пеня, налагавшаяся на старых холостяков (caelibes) за то, что они не женились, ср. ?????, Письменное обвинение, и Leges Juliae (Augusti), 5.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884