• Med?a,
??????, см. Argonautae, Аргонавты.
МЕДЕЯ
МЕДЕЯ
МЕДЕЯ
в греческой мифологии волшебница. Помогала предводителю аргонавтов Ясону добыть золотое руно. Когда он задумал жениться на дочери коринфского царя, М. погубила соперницу, убила двух своих детей от Ясона и скрылась на крылатой колеснице. В переносном значении — мать-убийца.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Медея
в греческой мифологии дочь царя Колхиды, наделенная даром волшебства. Полюбив Ясона, она помогла ему овладеть золотым руном. Она усыпила дракона, охранявшего руно, затем бежала с Ясоном и аргонавтами. Прибыв в Коринф, Ясон задумал жениться на дочери царя. Из мести Медея погубила ее и детей, рожденных от Ясона, и уехала в Афины. Миф о Медее стал одним из излюбленных сюжетов живописи, скульптуры, драматургии. Образ Медеи, созданный Еврипидом, стал исходным для всех драм (Сенека, Корнель и др.).
МЕДЕЯ
в греч. миф. волшебница, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница Кирки. По др. версии: мать М. — покровител. волшебниц Геката, сестра М. — Кирка. Такие черты образа М., как способность оживлять мертвых, летать по небу и пр., позволяют предполагать, что первонач. М. почиталась как богиня. Возможно, в образе М. слились черты почитавш. в Колхиде солнеч. богини, могуществ. колдуньи фессалийских сказок и героини коринфского эпоса, в котором М. и ее отец считались выходцами из Коринфа.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Медея
в греч. мифологии дочь царя Колхиды Ээтa, надел, даром волшебства. Полюбив Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему овладеть золотым руном и выдержать испытания, которым подверг eго Ээт. Она усыпила дракона, охранявшего руно. После похищения М. бежала с Ясоном и аргонавтами. Чтобы задержать преследовавшего их отца, убила своего брата Апсирта и разбросала куски его тела. По пути на родину аргонавтов сочеталась браком с Ясоном. После подстроенной ею гибели узурпатора царского престола в Иолке Пелия оказалась вместе с Ясоном в Коринфе. Там Ясон задумал жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке (вариант: Креусе). Из мести М. погубила ее, KpeoHia, рожд. ею от Ясона детей и улетела на запряж. драконами колеснице к Эгею в Афины. Начиная с античной эпохи миф о М. стал одним из излюбл. сюжетов живописи (картины Э. Делакруа и Фейербаха), скульптуры (саркофаг с изображением сцен с Медеей). Сюжет М. нашел отражение также в творчестве Аполлония Родосского и Валерия Флакка. Особое знач. миф имел для драматургии. Созданный Еврипидом образ стал исходным для всех драм о М. (Сенека, Корнель, Грильпарцер, Ануй), хотя трактовка его была неоднозначной (убийца детей; отвергнутая женщина, желающая отомстить сопернице).
рис. Саркофаг с изображением Медеи (период Империи; Берлин, Государственные музеи).
рис. Саркофаг с изображением Медеи (период Империи; Берлин, Государственные музеи).
Источник: Словарь античности. 1989
Медея
греч. Medeia)
в греческой мифологии волшебница, дочь царя Колхиды, жена Ясона. Оказав помощь аргонавтам в овладении золотым руном, бежала вместе с Ясоном в Элладу. Когда же тот впоследствии пожелал взять себе в жены дочь коринфского царя Креонта Главку, М. прислала ей одежды, испепелившие невесту. Двоих своих сыновей от Ясона М. убила и оставила Коринф навсегда.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Дочь Ээта, царя Колхиды. Обычно считается, что Медея была жрицей Гекаты и колдуньей. Медея помогла Ясону завладеть золотым руном и вместе с ним бежала в Иолк. Там Медея вернула молодость отцу Ясона Эсону, окунув его в чан с кипящим настоем волшебных трав, а затем подговорила дочерей брата Эсона Пелия сделать то же самое со своим отцом. В результате узурпатор царского престола Пелий погиб, а Медея с Ясоном бежали в Коринф. В Коринфе Ясон отдалил от себя Медею, решив жениться на дочери коринфского царя Главке (другой вариант - Креусе). Медея отравила Главку и ее отца, послав им в дар пропитанные ядом мантию и диадему, а затем, убив своих двух сыновей - детей Ясона, умчалась в Афины на колеснице, запряженной драконами. Павсаний описывает гробницу сыновей Медеи в Коринфе и передает легенду об их гибели. Пиндар ничего не говорит о злой натуре Медеи, Гомер вовсе не упоминает о ней, однако все три великих греческих драматурга - Эсхил, Софокл и Еврипид создали трагедии на сюжет этой легенды, из которых до нас дошла только "Медея" Еврипида. В этой трагедии Медея предстает независимой женщиной со страстным характером. В трагедии же Сенеки подчеркнуто колдовское начало в Медее и стихийность ее поступков; так же трактует образ Медеи Корнель. Более утонченной натурой видят Медею Аполлоний Родосский и Овидий ("Героини", "Метаморфозы").
Образ отвергнутой женщины, мстительницы, убийцы детей находил отражение в живописном искусстве Веронезе, Пуссена, Делакруа и др.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии волшебница, дочь царя Колхиды, жена Ясона. Оказав помощь аргонавтам в овладении золотым руном, бежала вместе с Ясоном в Элладу. Когда же тот впоследствии пожелал взять себе в жены дочь коринфского царя Креонта Главку, М. прислала ей одежды, испепелившие невесту. Двоих своих сыновей от Ясона М. убила и оставила Коринф навсегда.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Дочь Ээта, царя Колхиды. Обычно считается, что Медея была жрицей Гекаты и колдуньей. Медея помогла Ясону завладеть золотым руном и вместе с ним бежала в Иолк. Там Медея вернула молодость отцу Ясона Эсону, окунув его в чан с кипящим настоем волшебных трав, а затем подговорила дочерей брата Эсона Пелия сделать то же самое со своим отцом. В результате узурпатор царского престола Пелий погиб, а Медея с Ясоном бежали в Коринф. В Коринфе Ясон отдалил от себя Медею, решив жениться на дочери коринфского царя Главке (другой вариант - Креусе). Медея отравила Главку и ее отца, послав им в дар пропитанные ядом мантию и диадему, а затем, убив своих двух сыновей - детей Ясона, умчалась в Афины на колеснице, запряженной драконами. Павсаний описывает гробницу сыновей Медеи в Коринфе и передает легенду об их гибели. Пиндар ничего не говорит о злой натуре Медеи, Гомер вовсе не упоминает о ней, однако все три великих греческих драматурга - Эсхил, Софокл и Еврипид создали трагедии на сюжет этой легенды, из которых до нас дошла только "Медея" Еврипида. В этой трагедии Медея предстает независимой женщиной со страстным характером. В трагедии же Сенеки подчеркнуто колдовское начало в Медее и стихийность ее поступков; так же трактует образ Медеи Корнель. Более утонченной натурой видят Медею Аполлоний Родосский и Овидий ("Героини", "Метаморфозы").
Образ отвергнутой женщины, мстительницы, убийцы детей находил отражение в живописном искусстве Веронезе, Пуссена, Делакруа и др.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)