МЕДЕЯ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕДЕЯ
   • Med?a,
         ??????, см. Argonautae, Аргонавты.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МЕДЕЯ
в греческой мифологии волшебница. Помогала предводителю аргонавтов Ясону добыть золотое руно. Когда он задумал жениться на дочери коринфского царя, М. погубила соперницу, убила двух своих детей от Ясона и скрылась на крылатой колеснице. В переносном значении — мать-убийца.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Медея
в греческой мифологии дочь царя Колхиды, наделенная даром волшебства. Полюбив Ясона, она помогла ему овладеть золотым руном. Она усыпила дракона, охранявшего руно, затем бежала с Ясоном и аргонавтами. Прибыв в Коринф, Ясон задумал жениться на дочери царя. Из мести Медея погубила ее и детей, рожденных от Ясона, и уехала в Афины. Миф о Медее стал одним из излюбленных сюжетов живописи, скульптуры, драматургии. Образ Медеи, созданный Еврипидом, стал исходным для всех драм (Сенека, Корнель и др.).

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

МЕДЕЯ
в греч. миф. волшебница, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница Кирки. По др. версии: мать М. — покровител. волшебниц Геката, сестра М. — Кирка. Такие черты образа М., как способность оживлять мертвых, летать по небу и пр., позволяют предполагать, что первонач. М. почиталась как богиня. Возможно, в образе М. слились черты почитавш. в Колхиде солнеч. богини, могуществ. колдуньи фессалийских сказок и героини коринфского эпоса, в котором М. и ее отец считались выходцами из Коринфа.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Медея
в греч. мифологии дочь царя Колхиды Ээтa, надел, даром волшебства. Полюбив Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему овладеть золотым руном и выдержать испытания, которым подверг eго Ээт. Она усыпила дракона, охранявшего руно. После похищения М. бежала с Ясоном и аргонавтами. Чтобы задержать преследовавшего их отца, убила своего брата Апсирта и разбросала куски его тела. По пути на родину аргонавтов сочеталась браком с Ясоном. После подстроенной ею гибели узурпатора царского престола в Иолке Пелия оказалась вместе с Ясоном в Коринфе. Там Ясон задумал жениться на дочери коринфского царя Креонта Главке (вариант: Креусе). Из мести М. погубила ее, KpeoHia, рожд. ею от Ясона детей и улетела на запряж. драконами колеснице к Эгею в Афины. Начиная с античной эпохи миф о М. стал одним из излюбл. сюжетов живописи (картины Э. Делакруа и Фейербаха), скульптуры (саркофаг с изображением сцен с Медеей). Сюжет М. нашел отражение также в творчестве Аполлония Родосского и Валерия Флакка. Особое знач. миф имел для драматургии. Созданный Еврипидом образ стал исходным для всех драм о М. (Сенека, Корнель, Грильпарцер, Ануй), хотя трактовка его была неоднозначной (убийца детей; отвергнутая женщина, желающая отомстить сопернице).
        
        рис. Саркофаг с изображением Медеи (период Империи; Берлин, Государственные музеи).

Источник: Словарь античности. 1989

Медея
греч. Medeia)
   в греческой мифологии волшебница, дочь царя Колхиды, жена Ясона. Оказав помощь аргонавтам в овладении золотым руном, бежала вместе с Ясоном в Элладу. Когда же тот впоследствии пожелал взять себе в жены дочь коринфского царя Креонта Главку, М. прислала ей одежды, испепелившие невесту. Двоих своих сыновей от Ясона М. убила и оставила Коринф навсегда.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Дочь Ээта, царя Колхиды. Обычно считается, что Медея была жрицей Гекаты и колдуньей. Медея помогла Ясону завладеть золотым руном и вместе с ним бежала в Иолк. Там Медея вернула молодость отцу Ясона Эсону, окунув его в чан с кипящим настоем волшебных трав, а затем подговорила дочерей брата Эсона Пелия сделать то же самое со своим отцом. В результате узурпатор царского престола Пелий погиб, а Медея с Ясоном бежали в Коринф. В Коринфе Ясон отдалил от себя Медею, решив жениться на дочери коринфского царя Главке (другой вариант - Креусе). Медея отравила Главку и ее отца, послав им в дар пропитанные ядом мантию и диадему, а затем, убив своих двух сыновей - детей Ясона, умчалась в Афины на колеснице, запряженной драконами. Павсаний описывает гробницу сыновей Медеи в Коринфе и передает легенду об их гибели. Пиндар ничего не говорит о злой натуре Медеи, Гомер вовсе не упоминает о ней, однако все три великих греческих драматурга - Эсхил, Софокл и Еврипид создали трагедии на сюжет этой легенды, из которых до нас дошла только "Медея" Еврипида. В этой трагедии Медея предстает независимой женщиной со страстным характером. В трагедии же Сенеки подчеркнуто колдовское начало в Медее и стихийность ее поступков; так же трактует образ Медеи Корнель. Более утонченной натурой видят Медею Аполлоний Родосский и Овидий ("Героини", "Метаморфозы").
   Образ отвергнутой женщины, мстительницы, убийцы детей находил отражение в живописном искусстве Веронезе, Пуссена, Делакруа и др.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
170.53 кб

О СПЕКТАКЛЕ ГРЕЧЕСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА "МЕДЕЯ" ЕВРИПИДА (ГРЕЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ, ЛЕТО 2003 ГОДА)

Валакас Костас
Работа под общим названием «Один эпизод из летописи современного театра: «Медея» Стафиса Ливафиноса, Эпидавр, Греция, 2003» состоит из двух статей, посвященных названному спектаклю.
Читать PDF
185.21 кб

"МЕДЕЯ" В ЭПИДАВРЕ (АВГУСТ 2003 Г.)

Промптова Ирина Юрьевна
Работа под общим названием «Один эпизод из летописи современного театра: «Медея» Стафиса Ливафиноса, Эпидавр, Греция, 2003» состоит из двух статей, посвященных названному спектаклю.
Читать PDF
259.20 кб

Античный миф в авторской интерпретации Кристы Вольф («Кассандра», «Медея»)

Никитина М. В.
Читать PDF
384.25 кб

«Память» как лейтмотив в романе Людмилы Улицкой «Медея и ее дети»

Хорчак Д.
Читать PDF
235.88 кб

Личность, правительница, жена в «Легенде о хороших женщинах» Джеффри Чосера (Гипсипила и Медея)

Старостина Инна Юрьевна
Данная статья посвящена проблеме изучения таких вопросов актуальной на сегодняшний день гендерной истории, как специфика изображения женщины и ее поведения в рамках публичного и частного пространства на материале мало исследованно
Читать PDF
229.66 кб

Опыт мифопоэтического прочтения повести Л. Улицкой Медея и ее дети

Побивайло О. В.
Читать PDF
354.93 кб

Переосмысление традиционного сюжета в драме Ж. Ануя «Медея». Любовь Медеи и Ясона в трактовке Жана А

Прудиус Ирина Геннадьевна
В статье представлена реализация концепции французского писателя - противопоставление героя-максималиста и героя-конформиста - через призму развития отношений Медеи и Ясона в Коринфе.
Читать PDF
437.31 кб

Женские и мужские образы в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети» (гендерный аспект)

Воробьева Светлана Юрьевна
В статье анализируются приемы репрезентации гендерного сознания автора на материале образов мужских и женских персонажей романа Л. Улицкой «Медея и ее дети», демонстрируется методика их выявления и систематизации.
Читать PDF
327.85 кб

Система интертекстуальных связей в романе немецкой писательницы К. Вольф «Медея»

Подъяпольская Ольга Юрьевна
Данная статья посвящена описанию системы интертекстуальных связей в романе немецкой писательницы К. Вольф, представляющем собой творческую переработку древнегреческого мифа о Золотом руне.
Читать PDF
320.67 кб

Типология интертекстуальности и лингвистические средства ее реализации в романе К. Вольф «Медея»

Подъяпольская Ольга Юрьевна
Настоящая статья посвящена особенностям реализации категории интертекстуальности в романе «Медея» К. Вольф. Рассматриваются различные типы интертекстуальности, а также языковые средства ее представления.
Читать PDF
150.18 кб

Интертекстуальность как способ создания образа главной героини в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети»

Скокова Т. А.
Данная статья посвящена роману Л.Улицкой «Медея и ее дети», рассмотренному с позиции интертекстуальности.
Читать PDF
390.89 кб

Сюжет о Медее в романах Л. Улицкой «Медея и ее дети» и К. Вольф «Медея. Голоса»

Ивлиева Полина Дмитриевна
Анализируются интерпретации сюжета о Медее в отечественной и немецкой литературе второй половины ХХ века. Рассматриваются романы Л. Улицкой «Медея и ее дети» и К. Вольф «Медея.
Читать PDF
328.85 кб

Речевое моделирование символа в романах Л. Улицкой «Медея и её дети» и «Зелёный шатёр»

Костычева Людмила Михайловна, Бычкова Татьяна Александровна, Музуров Виталий Николаевич
В статье рассматривается символическая структура произведений Л. Улицкой, в част­ности выясняются вопросы о приобретении языковыми знаками символического значения в текстах художественных произведений.
Читать PDF
0.00 байт

Специфика воплощения русского национального характера в прозе Л. Улицкой (на материале романа «Медея

Джиоева А. Т.
Анализируется проблема национального характера в романе Л. Улицкой «Медея и ее дети».
Читать PDF
0.00 байт

Изображение мира в творчестве Л. Улицкой: роман «Медея и ее дети»

Фигедыова Марианна
Людмила Улицкая к словацким читателям пришла с помощью выдающихся переводчиков, получив в Словакии такую же популярность, как и на родине.

Похожие термины:

  • Фигнер Медея Ивановна

    Фигнер Медея Ивановна - его жена, Медея Ивановна (прежняя фамилия - Мей) - также известная певица-сопрано; родилась в 1860 г., музыкальное образование получила в Италии. Поет на Императорской сцене в Пе