МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА
МЕДИЦИНСКАЯ ШКОЛА
в Др. Греции эмпирич. приобрет. мед. знания передавались по наследству внутри одного рода. В связи с возраставшей потребностью в квалифицир. лечении с теч. времени эти семьи за определ. плату стали обучать иск-ву врачевания посторонних лиц. Так замкнутая семейная форма передачи мед. знаний по-степенно заменялась их школьным преподаванием. Разнообразие мед. методов придало каждой из школ, называвш. по месту нахождения или в связи с особенностями методов, своеобразие, а споры между ними способствовали превращению медицины из ранее чисто эмпирич. предмета в теоретич. науку. Начиная с 6 — 5 вв. до н.э. в южноитал. регионе находит распростр. т.н. зап.-греч. иск-во врачевания, древнейшим представителем его был Демокед из Кротона, а медико-физиологич. концепции этого направления разделяли также Алкмеон и Эмпедокл. Оно испытывало нек-рое влияние пифагорейск. учения. М. ш. из Книда разработала в 5 — 4 вв. до н.э. дифференциров. общую теорию болезней, в к-рой не учитывались индивидуал. особенности теч. болезни. В отличие от нее М. ш. из Коса (5 — 4 вв. до н.э.), знаменитым представителем к-рой был Гиппократ, выдвинула на первое место индивидуал. картину заболевания, подчеркивая необходимость и важность наблюдения за больным, учет влияния окружающей среды. Появивш. в более позднее время в связи с усилением значения теоретич. учений т.н. догматич. или логич. врачи самостоят. школы не образовали. В 4 в. до н.э. они занимались в осн. дальнейшей разработкой учений М. ш. из Коса и Книда (напр., учения о соках) под влиянием Платоновой и Аристотелевой философии, используя различ. теоретич. спекуляции. Как реакция на преувелич. роли теории догматич. медиков в 3 в. до н.э. возникла эмпирич. М. ш. Она опиралась на учение философов-скептиков, отрицала роль теоретич. исследований и утверждала основой медицины чистый опыт. Особый интерес эта школа проявл. к фармакологии. В 1 в. до н.э. в Риме возникла методич. М. ш., разработавшая на базе эпикурейского учения об атомах метод врачевания, сводившийся к трем формам заболеваний и потому легко усваиваемый. Также в Риме ок. 50 до н.э. была основана пневматич. М. ш., соед. учение догматич. медиков и идеи стоиков (напр., пневма — основа жизни, сердце — цент. орган; ввела понятие симпатии) и сводившая учение о здоровье и болезнях человека к состоянию пневмы в организме. В конце 1 в. н.э. из ряда школ выделилось самостоят. эклектич. направление.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Медицинская школа
В Др. Греции эмпири чески приобрет. медицинские знания передавались по наследству внутри одного рода. В связи с возраставшей потребностью в квалифицированном лечении с течением времени эти семьи за определ. плату стали обучать искусству врачевания посторонних лиц. Так замкнутая семейная форма передачи медицинских знаний постепенно заменялась их школьным преподаванием. Разнообразие медицинских методов придало каждой из школ, называвшихся по месту нахождения или в связи с особенностями методов, своеобразие, а споры между ними способствовали превращению медицины из ранее чисто эмпирич. предмета в теоретич. науку. Начиная с 6 — 5 вв. до н. э. в южноиталийском регионе находит распространение т. н. зап.-греч. искусство врачевания, древнейшим представителем его был Демокед из Кротона, а медико-физиологич. концепции этого направления разделяли также Алкмеон и Эмпедокл. Оно испытывало некоторое влияние пифагорейского учения. М. ш. из Книда разработала в 5 — 4 вв. до н. э. дифференцированную общую теорию болезней, в которой не учитывались индивидуальные особенности течения болезни. В отличие от нее М. ш. из Коса (5 — 4 вв. до н. э.), знаменитым представителем которой был Гиппократ, выдвинула на первое место индивидуальную картину заболевания, подчеркивая необходимость и важность наблюдения за больным, учет влияния окружающей среды. Появившиеся в более позднее время в связи с усилением значения теоретич. учений т. н. догматич. или логич. врачи самостоятельной школы не образовали. В 4 в. до н. э. они занимались в осн. дальнейшей разработкой учений М. ш. из Коса и Книда (например, учения о соках) под влиянием Платоновой и Аристотелевой философии, используя различные теоретич. спекуляции. Как реакция на преувеличение роли теории догматич. медиков в 3 в. до н. э. возникла эмпирич. М. ш. Она опиралась на учение философов-скептиков, отрицала роль теоретич. исследований и утверждала основой медицины чистый опыт. Особый интерес эта школа проявляла к фармакологии. В 1 в. до н. э. в Риме возникла методич. М. ш., разработавшая на базе эпикурейского учения об атомах метод врачевания, сводившийся к трем формам заболеваний и потому легко усваиваемый. Также в Риме ок. 50 до н. э. была основана пневматич. М. ш., соединившая учение догматич. медиков и идеи стоиков (например, пневма — основа жизни, сердце — центральный орган; ввела понятие симпатии) и сводившая учение о здоровье и болезнях человека к состоянию пневмы в организме. В конце 1 в. н. э. из ряда школ выделилось самостоятельное эклектич. направление.
Источник: Словарь античности. 1989