Медресе Каргалы

Найдено 1 определение
Медресе Каргалы
крупнейший на Юж. Урале комплекс мус. учебных заведений. Его формирование началось с 1740-х гг. в контексте развития важного торгово-ремесленного центра в Сеитовой слободе (Каргале), жителям которого при поселении были дарованы значительные привилегии в экономической и религиозной сферах, вкл. свободу вероисповедания и освобождение от рекрутской повинности, при условии участия всех членов корпорации в торговле с мус. Востоком, по указам от 15.05.1744 г. и 8.08.1745 г. Первое медресе во главе с Габдессалямом б. Ураи (1700-68), переехавшего в Каргалу из Ташкичу в Заказанье, возникло в 1746 г. Обучение в каргалинских медресе строилось по среднеазиатскому образцу и включало религиозную догматику (акида), правила орфоэпического чтения (таджвид) и толкования (тафсир) Корана, изречения Пророка (хадисы), священную историю, этику (ахляк), мус. право (фикх), логику (мантыйк), философию (хикмет), грамматику (сарф) и синтаксис (наху) арабского и персидского яз., арифметику, геометрию и др. Нередко и преподавателями здесь были выходцы с Востока, такие, напр., как Ишнияз б. Ширнияз аль-Хорезми (?–1791) и Валитдин б. Хасан аль-Багдади (1755–1831). На базе каргалинских учебных заведений формировались библиотеки, велась переводческая и научная работа. В кон. XVIII в. действовало уже 8 таких медресе, а к нач. XX в. их число возросло до 10. Ежегодно сюда прибывали десятки новых учеников из Ср. Поволжья, где зачастую они не имели возможности получить традиционного образования из-за действующих ограничений со стороны властей. Стандарты обучения в м.К. были столь высоки, что в кон. XVIII в. даже взрослые имамы и мударрисы со всего Волго-Уральского региона нередко оставляли своих учеников и религиозные дела, отправляясь на обучение в Сеитовский посад. В 1810 г. здесь обучалось 359 шакирдов, в 1869 г. – 496, а в кон. XIX в. – ок. 700. Среди них были не только оренб. татары, но и приезжие из Казанской, Уфимской, Самарской, Вятской, Тобольской губ. и Казахской степи. Наиболее известными в сер. XVIII в. были медресе Габдессаляма б. Ураи (1700–68), в кон. XVIII – нач. XIX в. – Абдрахмана б. Мухаммедшарифа аль-Кирмани (1743–1826), на руб. XIX–XX вв. – Х.А. Усманова (1866–1915). Многие выпускники продолжали свое обучение в медресе Бухары, Кабула и др. признанных центров исламской культуры. На протяжении многих лет Каргала оставалась своеобразным мостом, связующим татар, которые находились в инокультурном, иноконфессиональном окружении, со странами мус. Востока.В 1895 г. по инициативе и при материальной поддержке оренб. купца Гани Хусаинова (см. Хусаиновы) началось реформирование мус. учебных заведений Сеитовского посада на основе внедрения звукового метода обучения и расширения в программе светских дисциплин. В 1899–1901 гг. на его средства при 9-й соборной мечети Каргалы были организованы всерос. летние курсы по переподготовке учителей для новометодных школ, где преподавались грамматика и синтаксис, Коран, таджвид, тафсир, акида, хадисы, фикх, логика, математика, история, география, основы педагогики и воспитания. В 1899 г. их прошли 60, в 1900 г. – 70, в 1901 г. – 80 учителей, которые представляли Оренб., Уфимскую, Казанскую, Самарскую, Симбирскую, Нижегородскую, Саратовскую, Вятскую, Пермскую, Пензенскую, Тобольскую губ. и Дагестан. На звуковой метод обучения были полностью переведены все мус. начальные школы Сеитовского посада, в соответствии с новыми принципами реформированы медресе при 1-й, 2-й, 5-й и 9-й соборных мечетях. Однако остальные медресе вплоть до их закрытия в годы советской власти продолжали функционировать на старой религиозносхоластической основе. Кризис м.К. во 2-й пол. XIX в. во многом связан с правит. ограничениями на деятельность татарских купцов и имамов в Центр. Азии, ликвидацией каргалинской Ратуши. В кон. XIX в. тон начали задавать крупные учебные заведения, возникшие в Казани, Уфе, Оренбурге, Троицке, которые успешно сочетали преподавание исламских дисциплин с естественными и гуманитарными науками, основами бухгалтерского учета и др. прикладных отраслей знания. Авторитет Сеитовского посада как образовательного центра начал падать, а число шакирдов сократилось к 1913 г. до 498 чел. С каргалинскими медресе связаны ряд лидеров движения абызов: крупнейший татарский поэт XVIII в., автор многочисленных трактатов по философии, мус. богословию, этике, праву, филологии Габдерахим УтызИмяни (1754-1834), поэт и дипломат А. Каргалый (1782 – после 1833). Здесь учились первые муфтии ОМДС Мухаммеджан б. Хусаин (1756–1834), Габдессалям Габдрахимов (1765– 1840), Габдулвахид Сулейманов (1786–1862), ряд мударрисов и имамов, охватывавших своей деятельностью терр. практически всего округа ОМДС. В разное время в м.К. прошли обучение многие люди, внесшие неоценимый вклад в развитие татарской культуры и обществ. мысли. На протяжении долгого времени комплекс образовательных учреждений в Сеитовском посаде обеспечивал мус. духовными деятелями и педагогами абсолютное большинство приходов Оренб. края, создавая единое культурное пространство. Лит.: Гани бай. Тэржемаи хэле, хатлары, анын хакында хатирэляр / Тозуче Борhан Шараф. – Оренбург, 1913; Денисов Д.Н. История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края (XVIII – начало XX вв.). – Оренбург, 2006; Он же. Приходские мектебе Сеитовского посада // Татарские мусульманские приходы в Российской империи. – Казань, 2006, с. 173–82; Денисов Д.Н., Искандаров Р.Ш., Искандаров А.Р. Сеитов посад: Очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы // А.Р. Искандаров, Р.Ш. Искандаров. – Казань, 2005; Марджани Ш. Мостафадел-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар. – Казань, 1989; Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период 60–90-е годы XIX в. – М., 1994; Фахретдин Р. Асар. Т. 1. – Казань, 2006; Он же. Сагид. – Казань, 1897. Д.Д.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009