Медведская Лидия Алексеевна (1923–1970)

Найдено 1 определение
Медведская Лидия Алексеевна (1923–1970)

Историк, преподавательница высшей школы. Специализировалась на изучении декабристов.
Родилась на Украине, в г. Павлограде Днепропетровской области, в семье железнодорожника. Среднюю школу закончила там же (1940). До начала Отечественной войны успела закончить первый курс исторического факультета Днепропетровского государственного университета. Переехав в августе 1941 г. в Москву, продолжила учебу в городском Педагогическом институте имени В. П. Потемкина. После завершения института, с 1940 г. обучалась там же в аспирантуре. Научный руководитель – профессор Б. Е. Сыроечковский, известный декабристовед. Начала преподавательскую работу по истории СССР в одном из московских партийных вечерних «университетов марксизма-ленинизма». Кандидатская диссертация: «С. И. Муравьев-Апостол и Васильковская управа Южного общества декабристов» (1949).
Затем преподавала в педагогических институтах: старший преподаватель в Вологде (1949–1950); и.о. доцента в Нежине (1950–1956); доцент в Полтаве (1956–1959); проректор по учебной и научной работе, заведующая кафедрой истории, доцент кафедры марксизма-ленинизма в Борисоглебске (Воронежская область).
С 1964 по 1970 гг. работала в Курском педагогическом институте. Доцент, заведующая кафедрой истории СССР. Работа над докторской диссертацией на тему «Декабристы и народ» осталась незавершенной.
Автор научно-популярных очерков о Южном обществе декабристов, С. И. Муравьеве-Апостоле, П. И. Пестеле; раздела (по первой половине XIX в.) в книге «Курск. Очерки истории города» (1968).
Заслугой Л. А. Медведской является начало изучения курских персонажей и событий в движении декабристов. Однако в советской исторической науке оценки декабристов были односторонними, искаженными призмой ленинской идеологии. Что не могло не сказаться и на содержании статей и брошюр этого автора. Сегодня эти оценки, а значит, и факты деятельности первых русских революционеров пересматриваются. «До 1994 г. вышло более 18 355 публикаций о декабристах… Декабристоведы верили, что научно изучают декабристов, хотя на самом деле изучали их житийно. Миф задавал рамки, за которые историки, как правило, выйти были не в состоянии. В советское время миф приобрел официальный статус, а декабристам была отведена роль священных предков, отцов-основателей большевистского государства» (Б. Н. Миронов). Публикации по региональным моментам декабристского движения вносили свою лепту в укрепление указанного мифа.
Сочинения: Южное общество декабристов и польское патриотическое общество // Очерки из истории движения декабристов / Под ред. Н. М. Дружинина, Б. Е. Сыроечковского. М., 1954; Декабристы на Полтавщине. Харьков, 1960 (На укр. яз.); Сергей Иванович Муравьев-Апостол. Киев, 1961 (На укр. яз.); Павел Иванович Пестель. Киев, 1964 (На укр. яз.); Декабристы на Курской земле // Ученые записки КГПИ. Т. 26. Курск, 1966; П. И. Пестель. М., 1967 («Историческая библиотека школьника»); Некоторые странички из истории Курского края второй половины XIX в. // Ученые записки КГПИ. Т. 47. Курск, 1968; К проблеме «Декабристы и народ» (Из писем С. И. Муравьева-Апостола к отцу И. М. Муравьеву-Апостолу) // Ученые записки КГПИ. Т. 60. Курск, 1969; С. И. Муравьев-Апостол. М., 1970.
Литература: Личное дело Л. А. Медведской // Архив КГУ. Д. 10–8; Из истории культуры Курского края. Л. А. Медведская. Избранные статьи. Воспоминания / Сост. А. Ю. Друговская. Курск, 1995; Эрлих С. Е. История мифа («Декабристская легенда» Герцена). СПб., 2006.
С. Щ.

Источник: Историки Курского края: биографический словарь. 2011