МЕФОДИЙ, ГЕРАСИМОВ Маврикий Львович

Найдено 1 определение
МЕФОДИЙ, ГЕРАСИМОВ Маврикий Львович
, митр. Харбинский (22.02.1856— 16[29].03.1931), церковный и общественный деятель, участник право-монархического движения. Сын священника Томской епархии. Образование получил в Томской ДС (1878) и в Казанской ДА (1882). 23 дек. 1882 поступил псаломщиком в Алтайскую миссию. 26 сент. 1885 принял монашеский постриг, 22 дек. 1885 рукоположен во иеромонаха и назначен заведующим Алтайским миссионерским катехизаторским училищем. В 1892 присвоена степень кандидата богословия. 16 мая 1893 возведен в сан архимандрита, через месяц назначен начальником Алтайской миссии. 2 июня 1894 хиротонисан во еп. Бийского, викария Томской епархии. Через 4 года владыка Мефодий получил назначение на самостоятельную кафедру, став 24 дек. 1898 епископом Забайкальским и Нерчинским. На этой должности владыка встретил революцию 1905, одним из главных центров которой стала Чита. Будучи по своим убеждениям монархистом, еп. Мефодий всячески поддерживал право-монархическое движение. Он был одним из архиереев, передавших через о. И. И. Восторгова благожелание и приветствие Съезду Русских Людей в Москве 27 сент. — 4 окт. 1909. 20 дек. 1912 получил назначение на кафедру еп. Томского и Алтайского.
Через 2 года 30 июля 1914 переведен еп. Оренбургским и Тургайским. После февральского переворота по просьбе духовенства был оставлен на кафедре. Призывал к продолжению войны до победы, в начале июльского (1917) наступления русской армии выпустил воззвание, в котором, в частности, писал: «Все народы мира сейчас хотят жить свободною жизнью; одна только Германия с бусурманской Турцией защищают деспотизм и порабощение народов». Принимал активное участие в трудах Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918. На Поместном Соборе был создан отдел «О богослужении, проповедничестве и церковном искусстве» под председательством архиеп. Евлогия (Георгиевского), при котором был учрежден подотдел «О церковно-богослужебном языке» для обсуждения проблем, связанных с богослужебными текстами и языком. Подотдел работал 9–26 сент. 1917, всего состоялось пять заседаний, его председателем был избран еп. Мефодий, который зарекомендовал себя принципиальным и решительным противником перевода богослужения на русский язык. Владыка без обиняков заявлял: «Для меня лучше смерть, чем лишение славянского богослужения». Вернулся из Москвы в дек. 1917 в самый разгар боев под Оренбургом между красногвардейцами, наступавшими со стороны Бузулука, и частями атамана А. И. Дутова. 2 янв. 1918 в кафедральном соборе произнес «Слово при погребении офицера и юнкера, убитых во время братского междоусобия», в котором сказал: «Народ получил свободу, но свободный гражданин — народ стал жестоким тираном русской интеллигенции... Падает, как подкошенная трава, благородное офицерство, одинокое в защите народной свободы и чести, одно только казачество идет к нам на помощь». Однако 18 янв. 1918 казаки отступили из города, и 20 янв. 1918 владыка был вызван на допрос матросами Северного летучего отряда, впрочем, его ответы, проповедовавшие мир и спокойствие, удовлетворили их. 12 апр. 1918 он был возведен в сан архиепископа. 3 июля 1918 в Оренбург вошли казаки Дутова. В «Приветственном слове братьям казакам и славянам освободителям Оренбурга» владыка сказал: «Пять месяцев мы жили под игом кровавой власти, пять месяцев эта страшная власть производила свою расправу, день и ночь совершала казни... Кто были эти люди, обреченные на истребление, как хищные звери? Это были лучшие люди, благороднейшие граждане, боровшиеся за свободу. Не за власть, не за диктатуру они умирали, а за свободу; не за буржуазию боролись, пусть эта гнилая клевета смолкнет, а за право и свободу всех граждан». 18 сент. 1918 он приветствовал депутатов Войскового Круга Оренбургского казачьего войска и выразил надежду, что «казачество не сложит оружия в борьбе за возрождение Родины». Приветствовал владыка и адмирала А. В. Колчака, в своей телеграмме он писал: «Да благословит Господь успехом ваши труды на возрождение дорогой Родины и доблестной русской армии». Недвусмысленной поддержкой белого движения архиеп. Мефодий выбрал свою судьбу, оставаться в советской России ему было невозможно. В н. 1919 он эмигрировал вместе с отступавшей Белой армией, в рядах которой сражалось немало оренбургских казаков. В эмиграции возглавил в 1920 Харбинскую кафедру, в 1929 возведен в сан митрополита. В эмиграции издавал православно-монархический журнал «Хлеб небесный».
Соч.: О патриотической деятельности духовенства. Чч. 1–2. Чита, 1911–1913; Поучения в дни современной войны. Оренбург, 1916; К вопросу о порядке соборных решений на предстоящем Всероссийском Церковном Соборе. Оренбург, 1917; О знамении обновления святых икон. Харбин, 1925; 2-е изд. Джорданвилль, 1968; М., 1999; По поводу церковных нестроений. Харбин, 1927; Каноническое существование Харбинской епархии. Харбин, 1929; По поводу признания Московской церковной властью Советской власти. Харбин, б.г.
Лит.: Воинов В. М., Голостенов М. Е. Мефодий (Герасимов Маврикий Львович) // Политические деятели России 1917. Биографический словарь. М., 1993; Некролог // Возрождение. 1931. № 2139. 11 апр.; Die Russischen Orthodoxen Bischofe von 1893 bis 1965. Bio-Bibliographe von Manuil (Lemesevskij). Т. 4. Erlangen, 1986. А. Степанов

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008