МЕФОДИЙ СВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МЕФОДИЙ СВ.
известный среди Славян проповедник христианства и переводчик богослужебных книг на славянский язык; наряду с братом, св. Кириллом, считается Просветителем Славян и Отцом славянской Церкви.
Происходил из эллинизированного славянского рода, проживавшего в г. Суха около Салоник; получил хорошее образование и был чиновником в византийской администрации, но решив посвятить жизнь проповеди Христианства, стал монахом и обосновался в Моравии; пользовался покровительством местного князя Ростислава, построившего для братьев монастырь. По смутным преданиям, ок. 860 г. М. сопровождал брата Кирилла в Крым и Казарию, но житие русское не вспоминает его там, а говорит об одном Кирилле, который и в Болгарии проповедовал отдельно от Мефодия. Главная деятельность М-дия была направлена на проповедь среди Славян Западных; он также усердно руководил переводом богослужебных книг на древне-славянский язык, при помощи изобретенной ими азбуки "кирилицы".
В 869 г. М. возведен Римским первосвященником в сан епископа, побывал в Риме, похоронил там усопшего брата Кирилла и возвратился в Моравию. Здесь он продолжал переводы, выезжая иногда для укрепления церковных связей в соседние славянские страны. Умер 4-го апреля 885 г. в Моравии.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Св. Мефодий
Просветитель славян святой Мефодий родился около 815 г. в Солуни (Фессалониках) — одном из самых крупных и богатых городов Византии. Автор «Жития Мефодия» так говорит о его происхождении: «И по отцовской и по материнской линии был он рода не простого, но весьма доброго и почтенного, известного… всей Солунской области». Но при всем этом отец его занимал не очень высокий пост — по мнению большинства историков, он был друнгарием (помощником стратега, или сотником). В семье насчитывалось семеро детей, и самым младшим из них был будущий сподвижник Мефодия, прославившийся под своим монашеским именем Константина, а по принятии схимы прозванный Кириллом. (Что касается мирских имен обоих братьев, то они нам не известны.) Предполагают, что Константин был примерно на десять лет моложе старшего брата. Около 833 г. Мефодий начал военную службу и проходил ее, по-видимому, в столице, на виду у императора Феофила, так как в его «Житии» говорится: «Мефодий… был мудр беседой и крепок телом, и этим был известен императору, который всегда держал его при себе». Другой его жизнеописатель свидетельствует, что «в военных делах Мефодий был страшен, подобно библейским героям Самсону, Гедеону и Иисусу Навину». В возрасте 20 лет его поставили архонтом (воеводой) в Славинию — небольшое славянское княжество, находившееся тогда под властью греков. Эту должность Мефодий исполнял десять лет и имел возможность хорошо изучить славянский язык и славянские обычаи. Имеются известия, что в те годы он женился и имел детей. Вскоре после кончины Феофила (умер в 842 г.) Мефодий отрекся от мира и постригся в монахи в одном из малоазийских монастырей, расположенном на горе Олимп. Причины, подвинувшие его на такую резкую перемену своей судьбы, нам не известны. Через несколько лет к его подвигам присоединился младший брат Константин, до этого преподававший философию в Магниурской школе. Именно благодаря ему Мефодий оказался вовлечен в миссионерскую деятельность. Когда в середине 850-х гг. патриарх Игнатий (патриаршествовал в 847–857 гг.) послал Константина проповедовать христианскую веру хазарам, тот уговорил брата отправиться вместе с ним. Путешествие обещало быть трудным и опасным, и Мефодий — человек бывалый, много повидавший на своем веку, обладавший твердым, непреклонным характером, выносливостью, смелостью и необыкновенным трудолюбием, мог оказаться очень полезным для миссии. Путь братьев поначалу лежал по степям через владения диких угров (венгров). Добравшись до Херсонеса (в Крыму), они провели здесь некоторое время, изучая хазарский язык. Тут им удалось найти евангелие и псалтирь, написанные «русскими письменами», а также человека, говорившего на этом языке. Тогда же они узнали, что в Крыму хранятся мощи священномученика Климента, епископа римского, и часть их взяли с собой. Наконец, основательно подготовившись к своей миссии, братья через Причерноморские степи двинулись на Нижнюю Волгу, в хазарскую столицу Итиль, и были с честью приняты каганом. В Хазарии Константин много проповедовал и спорил с мусульманами и иудеями (последние имели очень большое влияние на хазарскую знать; известно, что значительная часть ее даже приняла иудаизм). Мефодий не мог много помогать брату, так как не был так хорошо образован и не разбирался в тонкостях богословия «Житие» Константина сообщает, что во всех диспутах он неизменно одерживал победу. Однако значительных последствий его миссия не имела и, насколько известно, христианство среди хазар так и не получило распространения. Каган, впрочем, остался очень доволен своим гостем и по его просьбе отпустил на волю всех греческих пленников — более 200 человек. По возвращении в Византию, Мефодий встал во главе большого Полихрониева монастыря, располагавшегося в Малой Азии неподалеку от горы Олимп. Свое игуменство он, видимо, совмещал с миссионерством. Пишут, что около 861 г. Мефодий отправился в Болгарию, куда его пригласила сестра царя Бориса, уже принявшая христианство. Сам Борис оставался язычником. Однажды он поручил Мефодию расписать изображениями зверей и птиц стены своего любимого охотничьего замка. Мефодий вместо зверей и птиц велел изобразить на них Страшный суд. Когда картина была закончена, он объяснил царю ее значение, и устрашенный Борис с этих пор стал думать о принятии христианства. Впоследствии он действительно крестился, хотя произошло это важное событие уже без участия Мефодия — в ту пору он совершал миссионерский подвиг в другом месте. В начале 860-х гг. один из самых могущественных славянских государей — моравский князь Ростислав попросил византийского императора Михаила III прислать ему христианских учителей Великая Моравия была тогда крупнейшим государством Восточной Европы — кроме собственно Моравии, в ее состав входили Западная Словакия, Чехия, часть Южной Австрии, Малая Польша, Лужица и земля бодричей. Столицей державы являлся город Велеград. Хотя большая часть славянского населения продолжала пребывать в язычестве, христианство уже имело в Моравии прочную основу — и сам князь и его окружение крестились. Евангелие здесь проповедовали немецкие (в основном баварские) миссионеры. В их же руках находились все церкви (служба там шла на латинском языке). Обращаясь за помощью к византийскому императору, Ростислав прежде всего желал, чтобы евангелие в его государстве проповедовалось на славянском языке. Он писал: «Наш народ отринул язычество и держится христианского закона, но мы не имеем такого учителя, который учил бы нас на нашем языке истинной христианской вере». Князь справедливо полагал, что успех нового вероучения будет более полным, когда истины его раскроются в понятных и близких каждому его подданному словах. Для этого требовалось прежде всего разработать славянскую азбуку, а затем перевести на славянский язык священные книги. Вместе с тем дело содержало и политическую подоплеку. Не имея ничего против христианства, Ростислав с большим подозрением относился к баварским проповедникам, в которых видел агентов немецкого влияния. В Константинополе хорошо понимали выгоды, вытекавшие из сближения с Великой Моравией, и потому постарались наилучшим образом исполнить просьбу ее государя. Подыскивая людей для моравской миссии, император и патриарх сразу вспомнили о Константине и Мефодий. Когда братьев попросили отправиться учителями в Моравию, они ответили согласием и тотчас приступили к работе над славянской азбукой. Это дело, как свидетельствуют авторы их «Житий», заняло совсем немного времени. Вскоре азбука из 38 букв, на основе греческого скорописного письма, была составлена. Покончив с этим делом, братья в 863 г. отбыли в Моравию и были приняты там с великой честью Успех миссии превзошел всякие ожидания. Проповеди Константина и Мефодия на понятном, родном языке очень полюбились славянам — они толпами стекались слушать братьев и тысячами принимали от них крещение. Вскоре Константин и Мефодий перевели на славянский язык литургию, а также отдельные части Священного Писания. (К 867 г. были переведены Евангелие, Псалтирь и некоторые церковные службы.) При миссии была основана школа Ростислав собрал в нее много отроков, которые постигали там грамоту и христианское вероучение. Тогда же началось строительство церквей, и через год была окончена первая — в Оломуце. Латинские и немецкие архиереи с большим неудовольствием наблюдали за деятельностью Константина и Мефодия. Жалобы и доносы на них поступали в Рим едва ли не с первых дней их служения. Особенно много нареканий вызывало практикуемое ими богослужение на славянском языке. В этом видели настоящую ересь, ибо считалось, что Бога можно славить только на трех языках: еврейском, греческом и латинском. Поскольку речь шла о всеобщем предубеждении, обвинения не казались пустыми. Братья решили заручиться поддержкой папы и в 867 г. отправились в Рим. Еще загодя было объявлено, что они везут с собой обретенные в Крыму мощи св. Климента. Это обстоятельство не в последнюю очередь обеспечило успех всей поездки. Папа Адриан II принял греческих миссионеров с большой торжественностью и без всяких колебаний поддержал все их начинания. Жития Константина и Мефодия сообщают, что папа велел своим епископам посвящать прибывших вместе с ними учеников-славян; в церкви Св. Петра отслужили на славянском языке литургию, а в церкви Св. Павла — всенощную. Этими событиями завершилось миссионерское служение Константина. Находясь в Риме, он заболел и, предвидя скорую кончину, принял схиму (только тогда, за несколько дней до смерти, он получил имя Кирилл, под которым вошел в историю). Умер Кирилл в феврале 869 г. и был погребен в римской церкви Св. Климента. Похоронив брата, Мефодий один продолжил начатое ими дело. Как раз в это время паннонский князь Коцела обратился к папе с просьбой прислать ему христианских проповедников. Папа отправил в Паннонию Мефодия, предварительно посвятив его в епископы. Исполнив возложенное на него поручение, Мефодий решил ехать из Паннонии в Великую Моравию, где за три истекших года произошли значительные перемены. Князь Ростислав уже был свергнут. К власти с помощью немцев пришел его родственник Святополк. Он встретил Мефодия недружелюбно и спустя короткое время передал его в руки немецких епископов, давно добивавшихся над ним суда. Процесс над Мефодием начался в 870 г. в Регенсбурге и проходил, как можно понять, в тайне от Рима. Прежде всего в вину греческому миссионеру поставили, что он ведет проповедь на немецких землях. Это обвинение (которое, по сути, являлось главным, ибо все остальные придумывались только для видимости) с формальной точки зрения было легко опровергнуто. «Если бы я знал, что она ваша, — отвечал Мефодий, — то перестал бы это делать, но она принадлежит св. Петру (то есть подчиняется римскому престолу)». У немецких епископов не было никаких законных оснований чинить препятствия Мефодию, который к тому же был рукоположен в епископы самим папой. Было очевидно, что неудовольствие их вызвано прежде всего политическими мотивами, в жертву которым они готовы принести даже дело обращения язычников Мефодий не замедлил упрекнуть в этом своих судей. «Если вы, — сказал он, — из-за алчности и кровожадности, вопреки канонам, переступаете старые границы и запрещаете учение Божие в этих местах, то бойтесь! Ибо, стараясь черепом из кости пробить железную гору, вы проломите его». «Раз ты говоришь так остро и зло, — сказали ему, — то поплатишься за это». «Говорю я истину перед царями, — возразил Мефодий, — и не стыжусь, а вы поступайте со мной как знаете. Я не лучше тех, кто, говоря истину, в мучениях освободились от этой жизни». Спор был очень горячий, врагов было много, но Мефодий, человек речистый и острый на язык, умел отвечать им всем. Когда король Людовик II Немецкий, присутствовавший на заседании, насмехаясь над подсудимым, заметил: «Не мучьте моего Мефодия, поелику вспотел он как у печки», Мефодий отвечал: «Так-так, господин мой, — однажды люди встретили одного философа и спросили его, почему он вспотел. А он ответил: «Спорил с дураками». Эти дерзкие слова показывают, что Мефодий с самого начала не надеялся на справедливый приговор. И действительно, признанный виновным, он был отправлен в швабский монастырь Элвангене (или, по другим сведениям, Рейхенау). Тут он провел в строгом заключении более двух лет и претерпел много мук. По несколько дней ему не давали есть, а зимой выводили на тюремный двор босиком, с непокрытой головой и заставляли стоять на снегу. Наконец, весть о его заточении дошла до папы Иоанна VIII. Он тотчас послал гневное письмо к Германариху, епископу Пассау, как видно, главному виновнику всего дела. «Мы уверены, что нужен целый источник слез… чтобы оплакать твое безобразие, — писал папа — Действительно, чья еще жестокость, говоря не только о епископах, а о любом светском человеке и даже тиране, или чья зверская свирепость могли сравниться с твоей дерзостью, с твоим решением подвергнуть нашего брата и епископа Мефодия заключению. Как посмел ты столь сурово и бесчеловечно наказать его?» Письмо заканчивалось угрозой отлучения. Не менее резко писал папа другому организатору несправедливого судилища фрейзингенскому епископу Анону. Только после этого Мефодий получил свободу. Выпущенный из заключения, он во второй половине 873 г. прибыл в Моравию. К этому времени здесь произошли значительные перемены — Святополк рассорился с немецкими епископами и прогнал их от себя. Мефодия встретили с почетом и даже некоторым радушием. Автор его жития пишет: «Вместе со всеми мораванами князь Святополк принял его и доверил ему все церкви и все духовенство во всех городах. С этого дня Божье учение стало расти, духовенство стало умножаться по всем городам, а язычники — верить в истинного Бога, отказываясь от своего заблуждения…» Среди прочих Мефодию удалось крестить чешского князя Боривоя и его жену Людмилу. Он оставался в их владениях около года и освятил первые чешские церкви в Литомышле и Левом Градце. Тогда же, по некоторым известиям, Мефодий отослал священников в Польшу, которые крестили тамошнего князя и многих поляков. В самой Моравии Мефодий передал большую часть церквей в руки священников-славян. Однако влияние немцев оставалось очень значительным. Их открытое или с трудом скрываемое недоброжелательство по-прежнему преследовало Мефодия. Вопрос о богослужении на славянском языке после смерти Андриана II поднялся вновь. Папа Иоанн VIII, оказавший Мефодию такую деятельную поддержку, занял в этом вопросе более осторожную позицию. Сначала он не возражал против литургии на славянском языке, но потом велел вести службу на латинском, а на славянском — только проповедь. В Рим продолжали поступать доносы на Мефодия. Его обвиняли в том, что он не только служит на славянском языке, но и извращает в своих проповедях христианское учение. В 879 г. папа вызвал его в Рим. Мефодий отправился к папе и сумел оправдаться во всех обвинениях. Вопреки ожиданиям врагов, его отношения с Иоанном VIII стали даже более сердечными. Отпуская Мефодия назад в Моравию, папа писал о нем Святополку: «Мы находим, что он истинно исповедует церковное учение и может быть полезным во всей церковной службе. Мы посылаем его к вам обратно управлять предоставленной ему Божьей церковью и приказываем принять его как вашего собственного пастыря с достойной почестью, вниманием и радостью, подтверждая повелением нашей апостольской властью его архиепископские привилегии». По возвращении в Велеград, Мефодий перепоручил миссионерскую деятельность своим ученикам, сосредоточив все силы на переводе Ветхого Завета. Это сложное и чрезвычайно важное дело было осуществлено им и двумя его помощниками в поразительно короткий срок. Одновременно на славянский был переведен «Патерик» Иоанна Мосха и «Номоканон» — сборник церковных правил. Современные историки с большой похвалой отзываются о достоинствах этих переводов. В самом деле, Мефодий был, по-видимому, очень талантливым переводчиком. Его славянский текст никогда не представляет рабской копии с источника; перевод точен, близок к оригиналу и обладает несомненными литературными достоинствами. Быть может, из всего сделанного Мефодием, его перевод Священного Писания стал самым значительным вкладом в сокровищницу славянской культуры. Умер Мефодий в апреле 885 г. и был погребен в соборной церкви в Велеграде. После себя он оставил более 200 подготовленных им священников, которых сам обучил славянской грамоте и богослужению.

Источник: 100 великих пророков и вероучителей. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
291.66 кб

Кирилло-Мефодиана в научных трудах протоиерея Александра Горского

Мельков Андрей Сергеевич
Статья посвящена 1150-летию славянской письменности и культуры. В работе анализируются научные исследования протоиерея А.В. Горского (1812-1875) в области Кирилло-Мефодиевской проблематики.
Читать PDF
262.26 кб

Святитель Мефодий и папа Иоанн VIII: к вопросу об особенностях распространения православия в славянс

Черных Е.А.
На основе сведений латиноязычных документальных источников о жизни и деятельности святого равноапостольного Мефодия периода моравской миссии в статье реконструированы его отношения с папой Иоанном VIII.
Читать PDF
303.99 кб

Мефодий - митрополит Харбинский

Войнов Вячеслав Михайлович
Читать PDF
303.90 кб

Мефодий - митрополит Харбинский

Войнов Вячеслав Михайлович
Читать PDF
455.01 кб

Кирилл и Мефодий и Балатонское княжество ix века

Кузнецова Анна Михайловна
В статье идет речь о Балатонском княжестве IX в., правители которого, Прибина и Коцел, активно участвовали в христианизации своих подданных.
Читать PDF
443.26 кб

Кирилло-мефодиевская проблематика в трудах Г.А. Ильинского

Г. С. Баранкова
Читать PDF
463.41 кб

«Кирилло-Мефодиевская традиция в жизни Тараса Шевченко (К 200-летнему юбилею со дня рождения великог

Читать PDF
340.14 кб

Об организации и основных направлениях деятельности астраханского Кирилло-Мефодиевского Православног

Саввин А. В.
Читать PDF
52.77 мб

Свв. Кирилл и Мефодий как крестители Руси в православной и униатской мысли Речи Посполитой в первой

Неменский Олег Борисович
В статье прослеживается становление и эволюция исторических трактовок миссии свв. Кирилла и Мефодия в православно-униатской полемике, возникшей после заключения Брестской церковной унии 1596 г. в Речи Посполитой.
Читать PDF
481.82 кб

Кирилл и Мефодий в Болгарии - о празднике и нации

Анастасова Екатерина
The holy brothers Cyril and Methodius are the creators of Slavic alphabet and translators of Christian Holy books, and they are famous in the whole Orthodox and Catholic Slavic World.
Читать PDF
161.91 кб

Константин Мефодиевич Максимов русско-китайский художник

Ли Япин Ли Япин
Статья посвящена исследованию художественного и педагогического творчества русского художника живописца Константина Мефодиевича Максимова, который с 1954 по 1957 гг.
Читать PDF
324.30 кб

Кирилло-мефодиевская традиция в государственной концепции Карла IV Люксембурга

Галямичев Александр Николаевич
В статье рассматривается вопрос о том, как чешский король и император Карл IV Люксембург (1346-1378) использовал кирилло-мефодиевскую традицию для укрепления своей власти.
Читать PDF
0.00 байт

Кирилло-мефодиевское наследие в Чехии XIV в. в интерпретации чешской науки второй половины XX – нача

Г. П. Мельников
Читать PDF
413.66 кб

Кирилло-мефодиевское понимание «учителя» в сербской средневековой литературе

Т. Йованович
Читать PDF
326.78 кб

Новые данные о крещении предков русинов св. Мефодием или его учениками

Юрасов Михаил

Похожие термины:

  • Мефодий, 1-й архим. Знаменского мон

    в Тобольске (тогда называвш. Успенским) с 1610 г., 1623 г. послан в Маньчжурию для проповеди евангелия. {Половцов}
  • Мефодий, 1807—10 г

    эвфемизм, призванный скрыть истинное значение действий по развалу армии государства. Под армейской реформой понимается комплекс действий, который по словам тех, кто ее проводит, призван улучшить
  • Мефодий, 1546 г

    (Respect for rank, Наамын урматтоо) – почитание старших по чину, по служебному положению.
  • Мефодий, 1699 г

    Финансовая афера, суть которой сводится к тому, что дивиденды на вложенные вкладчиком (инвестором) средства выплачиваются не за счет прибыли полученной от деятельности компании, привлекающей сре
  • Мефодий, 1709 г

    Уполномоченный по правам человека в Новгородской области, назначена на должность Новгородской областной думой 22 ноября 2005 года в соответствии с Законом Новгородской области «Об Уполномоченном п
  • Мефодий, до 1712 г. архим. Лютикова мон

    (Laski, Harold) (1893–1950) Британский политолог. Один из влиятельнейших среди ученых-марксистов исследователей британских политических институтов. Когда в 1945 г. Ласки указал, что парламентская фракция Лей
  • Мефодий, 1764 г

    Staatsbürger. Citizen См.: Гражданство/Подданство
  • Мефодий, 1828 г

    лат. inspiratio вдохновение, внушение) - подстрекательство к каким-л. действиям.
  • Мефодиев, Вяч. Алексеев

    гор. санит. врач в Царицыне, р. 1873. {Венгеров}
  • Мефодий, с 1731 г

    система рекрутирования элит, отличающаяся закрытостью, высокой степенью отбора, небольшим кругом селектората.
  • Мефодий, 1792 г

    город в Японии, на юго-западе о. Хонсю, административный центр преф. Хиросима, порт на Внутреннем Японском море 1,1 млн. жителей (1985). Машиностроительная, текстильная, химическая, военная и др. промышл
  • Мефодий, до 1806 г. игум. Черноостровского мон

    1) Член католического духовного ордена - "общества Иисуса" (основан в 1534), самой реакционной и воинствующей организации католической церкви. 2) (Перен.) хитрый, коварный, лицемерный человек.
  • Мефодий, 1617—19 г

    от позднегреч. katergon галера) особый вид наказания за уголовные и политические преступления. Сочетала лишение свободы с особо строгим режимом и привлечением заключенных к тяжелому физическому труд
  • Мефодий, 1821—22 г

    НОТ процесс совершенствования организации труда на основе достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда. НОТ направлена на улучшение организационных форм использования живого труда. Ка
  • Мефодий, 1745—48 г

    Stammler) (1856-1938) немецкий теоретик права, сторонник марбургской школы неокантианства, был близок к катедер-социализму. Утверждал первичность права по отношению к экономике и государству.
  • Дурново, Мефодий Петрович

    воевода туринский 1702—3 г. {Половцов}
  • Ефимов, Мефодий

    авт. брош. "Как я лечился" и руков. кройки и шитья (Таганрог, 1909). {Венгеров}
  • Ермолаев, Мефодий Никол

    воен. инжен., р. 25 марта 1872, полк. {Венгеров}
  • Мефодий, 1758—60 г

    специальные войска, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог в мирное и военное время. Организационно состоят из желе
  • Мефодий, 1785—98 г

    послушник, ученик суфийских шейхов, член суфийских братств (тарикатов), последователь суфийских течений кадирийя и накшбандийя на Сев. Кавказе. Отсюда - мюридизм как одно из наименований сев. кавка