МЕГЮЛЬ Этьенн

Найдено 1 определение
МЕГЮЛЬ Этьенн
(Никола) (22 VI 1763, Живе - 18 X 1817, Париж)
«Соперники гордятся тобою, твой век любуется тобою, потомство зовет тебя». Так обращается к Мегюлю его современник, автор «Марсельезы» Руже де Лиль. Л. Керубини посвящает своему соратнику лучшее создание - оперу «Медея» - с надписью: «Гражданину Мегюлю». «Своим покровительством и дружбой», как признается сам Мегюль, почтил его великий реформатор оперной сцены К. В. Глюк. Творческая и общественная активность музыканта была отмечена орденом Почетного легиона, полученным из рук Наполеона. О том, как много значил для французской нации этот человек - один из крупнейших музыкальных деятелей Великой французской революции XVIII в., - свидетельствовали похороны Мегюля, вылившиеся в грандиозную манифестацию.
Первые шаги в музыке Мегюль сделал под руководством местного органиста. С 1775 г. в аббатстве ЛаВале-Дье, близ Живе, он получает более регулярное музыкальное воспитание, которым руководит В. Ганзер. Наконец, в 1779 г. уже в Париже он завершает свое образование под руководством Глюка и Ф. Эдельмана. Первая встреча с Глюком, описанная самим Мегюлем как забавное приключение, состоялась в рабочем кабинете реформатора, куда юный музыкант тайком пробрался, чтобы поглядеть на то, как творит великий художник.
Жизнь и творчество Мегюля тесно связаны с культурными и историческими событиями, происходившими в Париже в конце XVIII - начале XIX в. Эпоха Революции определила характер музыкально-общественной деятельности композитора. Вместе со своими прославленными современниками Ф. Госсеком, Ж. Лесюэром, Ш. Кателем, А. Бертоном, А. Жаденом, Б. Сарретом он создает музыку к торжествам и празднествам Революции. Мегюль избирается членом Музыкальной гвардии (оркестр Саррета), активно содействует работе Национального музыкального института со дня его основания (1793) и в дальнейшем - с преобразованием института в консерваторию - ведет класс композиции. В 1790-х гг. возникают почти все его многочисленные оперы. В годы наполеоновской Империи и последовавшей затем Реставрации Мегюль испытывает все усиливающееся чувство творческой апатии, теряет интерес к общественной деятельности. Его занимают лишь консерваторские ученики (крупнейший среди них - оперный композитор Ф. Герольд) и... цветы. Мегюль страстный цветовод, хорошо известный в Париже как блестящий знаток и селекционер тюльпанов.
Музыкальное наследие Мегюля довольно обширно. Оно включает 45 опер, 5 балетов, музыку к драматическим спектаклям, кантаты, 2 симфонии, фортепианные и скрипичные сонаты, большое число вокально-оркестровых произведений в жанре массовых гимнических песен. Оперы и массовые песни Мегюля вошли в историю музыкальной культуры. В своих лучших комических и лирических операх («Эфрозина и Кораден» - 1790, «Стратоника» - 1792, «Иосиф» - 1807) композитор идет путем, намеченным его старшими современниками - классиками оперного искусства Гретри, Монсиньи, Глюком. Одним из первых Мегюль раскрывает музыкой остроприключенческий сюжет, сложный и яркий мир человеческих эмоций, их контрасты и скрытые за всем этим большие социальные идеи и конфликты эпохи Революции. Творения Мегюля покоряли современным музыкальным языком: его простотой и темпераментом, опорой на знакомые всем песенно-танцевальные истоки, тонкой и одновременно эффектной нюансировкой оркестрового и хорового звучания.
Стиль Мегюля ярко запечатлен и в наиболее демократическом жанре массовой песни 1790-х гг., интонации и ритмы которой проникли на страницы мегюлевских опер и симфоний. Таковы «Походная песнь» (не уступавшая в конце XVIII в. популярности «Марсельезы»), «Песня возвращения, Победная песнь». Старший современник Бетховена, Мегюль предвосхитил масштаб звучности, мощный темперамент бетховенской музыки, а своими гармониями и оркестровкой - музыку более молодого поколения композиторов, представителей раннего романтизма. /С. Рыцарев/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.