МЕККА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Мекка
Мекка (Месса), адм. центр пров. Хиджаз (Саудовская Аравия); место рождения пророка Мухаммеда и свящ. город мусульман. Расположенный в узкой засушливой долине, он тем не менее процветал, богатея за счет торговли и доходов, к-рые приносило древн. святилище Кааба. В 930 г. Мекку разграбили карматы, члены наиб, радикальной секты исмаилитов; с 1517 г. под властью Османской империи.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

МЕККА
административный центр провинции Хиджаз в Саудовской Аравии. Религиозный центр языческих племен Аравийского полуострова. Здесь родился основатель ислама Мухаммед. Впервые упоминается у Птолемея во II в. как Макораба. С VII в. священный город мусульман и место их паломничества, хаджа. Мечеть Харам (Бейт-Уллах, в современном виде относится к XVI—XVII вв., построена вокруг древнего святилища Каабы).

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МЕККА
главный священный город мусульман. Здесь находится их святыня — Кааба. Это каменное здание в форме куба, сторона которого составляет примерно 15 метров. В восточный угол Каабы вмонтирован обрамленный серебром «черный камень» — символ могущества Аллаха. Паломничество (хадж) в Мекку обязан совершить хотя бы раз в жизни каждый правоверный мусульманин. Совершивший хадж получает звание хаджи и право носить чалму зеленого цвета.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

МЕККА
г. в Сауд. Аравии. 159 т. ж. (1963), в отд. годы за счет паломников - до 200 т. Священный город мусульман-суннитов и место их паломничества - хаджжа. До ислама М. была населена племенем курейш; играла важную роль в торговле между Востоком и странами средиземноморского бассейна, была религ. центром языч. племен Аравийского п-ова. После возникновения ислама стала религ. центром мусульман. В М. - священный храм мусульман Кааба. С распадением Багдадского халифата М. подпала под влияние егип. династий (Фатимидов, Айюбидов, а затем мамлюков). После завоевания Египта турками в 1517 шерифы М. признавали сюзеренитет тур. султанов, но сохраняли относительную самостоятельность. С 1916 М. - столица королевства Хиджаз. В 1924 была взята войсками Ибн Сауда, в 1932 включена в состав Сауд. Аравии.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Мекка
на древнесемитском языке - дом. Город, расположенный в исто-рической области Хиджаз, на территории Аравийского полуострова. В Мек-ке находится первый в истории человечества храм (дом) Кааба, предназна-ченный для поклонения единому Богу (Коран 3: 96). В Коране этот город упоминается под различными названиями: Бекка, Умм аль-Кура и Балад аль-Амин. История Мекки связана с первым человеком Адамом, который побывал в этих местах после того, как по воле Аллаха спустился на землю из рая (См Адам и Хавва). Он построил на месте Каабы строение, предназначенное для служения Богу. Это строение просуществовало до потопа, который произо-шел при пророке Нухе (Ное). Дальнейшая история этих мест неизвестна, вплоть до периода жизни про-рока Ибрахима, который по велению Аллаха, привез на это место свою жену Хаджар (Агарь) и сына Исмаила, который был еще грудным ребенком. В то время территория, на которой расположена Мекка была безлюдной и без-водной пустыней. Ибрахим оставил их в долине у невысокого холма, где впоследствии была построена Кааба, и вернулся в Палестину. Вскоре у Хад-жар и Исмаила кончились запасы воды, но в это время произошло чудо Ал-лаха, который смилостивился над ними и на этом месте забил источник Зам-зам (См. Хаджар и Исмаил). Таким образом, это место стало пригодным для жилья и мать с сыном поселились здесь. Спустя некоторое время в эти места из Йемена пришло племя джурхумитов. Они попросили у Хаджар разреше-ния поселиться здесь. Хаджар дала согласие с условием того, что источник будет принадлежать ей. После этого территория, на которой расположена современная Мекка, стала обитаемой. После смерти Хаджар, достигший со-вершеннолетия Исмаил женился на девушке из племени джурхум. Однако позднее он развелся с ней и женился на дочери вождя племени Джурхум Мудада ибн Амра. От этого брака у него родилось 12 сыновей - Набит, Ки-дар, Адбаиль, Мибшам, Мишма, Дума, Миша, Худуд, Йатма, Йатур, Нафис и Кидман, которые стали родоначальниками арабских племен. Позднее эти племена распространились по всей Аравии и даже вышли за ее пределы. В Мекке остались сыны Кидара, из которых происходил Аднан, который был предком пророка Мухаммада в 21 колене. Внук Аднана Низар имел 4 сыно-вей, от которых произошли 4 арабских племени - ийад, анмар, рабиа и му-дар. Позднее племя мудар разделилось еще на несколько племен, в числе ко-торых было племя Ильяс ибн Мудар, от которого произошли кинаниты, вет-вями которых было несколько племен, в том числе и родное племя пророка Мухаммада - Курайш. Пророк Ибрахим часто приезжал в Мекку навестить свою жену и сына. Во время одного из таких визитов Аллах приказал ему построить здесь дом (бейт) для служения. Этот дом который стал называться Каабой, был вы-строен им вместе с Исмаилом. После постройки Каабы Аллах ниспослал Иб-рахиму правила совершения хаджа и они вместе со своим сыном возвели Ему следующую мольбу: «Господи наш! Прими от нас, ведь Ты, поистине - слышащий, знающий! Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе и из нашего потомства - общину, предавшуюся Тебе, и покажи нам места нашего поклонения, и обратитесь к нам, ведь Ты обращающийся, милосердный! Господи наш! И воздвигни среди них посланника из них, который прочтет им Твои знамения, и научит их писанию и мудрости, и очистит их, ведь Ты, поистине великий, мудрый!» (Коран, 2: 127-129). Эта мольба была исполне-на Аллахом спустя много веков, в лице Мухаммада и мусульман. Сыны Исмаила проживали на этой земле на протяжении длительного вре-мени, а затем сюда из Йемена пришло племя хузаа. Однако джурхумиты не хотели, чтобы они поселились здесь. В 415 году до хиджры (207 год после рождества пророка Иисуса) между этими племенами произошла битва, в ре-зультате которой победили хузаиты и заняли Мекку. Сыны Исмаила не при- нимали участие в этой войне и поэтому хузаиты их не тронули. Они владели городом на протяжении 300 лет. В период их правления они существенно отошли от первоначальной веры, которая вела свою традицию от Ибрахима и Исмаила. В период владычества хузаитов в Мекке стало стремительно распространяться язычество. Главным богом их пантеона был Хубал, изваяние которого они установили в Мекке. Только отдельные последователи авраамического единобожия (ханифы) от-казались от поклонения языческим богам. Приблизительно в 182 году до хиджры (440 год после рождения пророка Иисуса) Кусай, предводитель племени Курайш, сразился с хузаитами и по-бедил их. После этой победы курайшиты стали господствующим племенем города. Кусай провел в Мекке ряд реформ, основав городское самоуправле-ние (Дар ан-Надва), еще лучше организовал проблемы, связанные с хаджем и другими религиозными ритуалами. Мекка превратилась в город-государство. После Кусая, в Мекке не было единоличного правителя. Власть была распределена среди его потомков. К моменту начала исламского дви-жения город управлялся со стороны совета, в составе которого было десять влиятельных горожан. В то время город был разделен на две части: верхняя часть называлась Мала, а нижняя Масфала. Лидеры племени Курайш проживали в Мале. В Дар ан-Надве, которая представляла собой подобие городского парламента имели право принимать участие все свободные горожане, достигшие 40 лет. Именно в этом городском собрании много лет спустя курайшиты принимали решения относительно методов борьбы с пророком Мухаммадом и первыми мусульманами. В ответ на это мусульмане создали свой центр в доме Арка-ма. Верования курайшитов оставались языческими. Они предали забвению традицию Авраама и, также как их предшественники, являлись грубыми идолопоклонниками. Тем не менее, отголоски этой традиции в их мировоз-зрении все же были. Например, они признавали наличие Аллаха - Творца всего сущего мироздания, однако наряду с ним совершали служение идолам, которых они считали посредниками между бесконечно удаленным от зем-ных дел Богом и людьми. Как и во времена Исмаила, ежегодно в Каабе про-водился ритуал хаджа, на который стекались паломники со всей Аравии, од-нако к этому времени Божий храм уже был наполнен идолами и сам ритуал потерял свой изначальный смысл. Тем не менее, курайшиты следили за этим храмом и все обязанности по сохранности храма и организации хаджа, об-служиванию паломников выполняли представители одной из семей города. Какой-либо налаженной правовой системы у древних мекканцев не было. Все спорные проблемы решались на основании мнения лидеров различных кланов. Если подобным путем проблему решить не удавалось, то дело пере-давалось на рассмотрение самых уважаемых и признанных людей. В то же время, не было механизма исполнения приговоров, которые выносили эти люди. Часто для того, чтобы добиться их выполнения, стороны прибегали к силе. Кроме того, для решения различных проблем часто прибегали к гада-нию, колдовству и прочим суевериям. По причине почти полного отсутствия правового механизма, прогрессивные мекканцы создали «союз добродетель-ных» (См. Хильф аль-фудул), который был призван защищать права всех тех, кто стал жертвой несправедливости. По причине жаркого, сухого климата, почти полного отсутствия каких-либо природных ресурсов, население Мекки было вынуждено заниматься торговлей. Помимо этого, в этом городе находилась Кааба, к которой приез-жали арабы на паломничество. Эти обстоятельства привели к тому, что го-род стал главным торговым и культурным центром на Аравийском полуост-рове. Торговые караваны мекканцев ходили в различные концы Аравийского полуострова, Йемен, Эфиопию, Сирию, Палестину. Ведению торговли и ор-ганизации ярмарок мешали грабежи на караванных дорогах. По этой причи-не арабы соблюдали так называемые «запретные месяцы» (См. Ашхур аль-Хурум) на протяжении которых запрещались грабежи и убийства. Возросшее значение Мекки стало привлекать взоры иноземных захватчи-ков. Установить контроль над Хиджазом в различное время пытались рим-ляне, затем византийцы, персы, эфиопские правители. Однако по различным причинам эти попытки потерпели неудачу, и статус свободного города-государства за Меккой сохранился вплоть до создания пророком Мухамма-дом первого мусульманского государства. Наибольшую угрозу для Мекки и Каабы представляло нашествие на город войск эфиопского правителя Абра-хи, которое произошло незадолго до рождения Мухаммада, однако и оно чу-десным образом потерпело неудачу (См. Асхаб аль-Филь). Самым значительным событием в истории Мекки было возникновение в этом городе исламской религии. Потомок пророка Ибрахима и Исмаила и посланник Аллаха Мухаммад посредством Божественного Откровения сформулировал основы Ислама. После начала пророческой деятельности пророка Мухаммада общественно-политическая обстановка в городе самым радикальным образом изменилась. Многовековые арабские традиции терпе-ли глубочайший кризис. Это привело к противостоянию мусульман со сто-ронниками традиционного уклада жизни, которых возглавляла мекканская аристократия. Пророк Мухаммад и его первые последователи подверглись жесточайшим гонениям. Часть из них была вынуждена эмигрировать в Эфиопию, где их поддержал негус Асхама. Спустя 13 лет, почти все мусуль-мане покинули Мекку и совершили переселение в Медину, в которой было образовано первое мусульманское государство. После этого началась война между мекканскими язычниками и мединскими мусульманами под руково-дством пророка Мухаммада, которая вначале проходила с переменным успе-хом, однако затем окончилась победой мусульман. В 8 году хиджры му-сульманская армия без боя заняла Мекку. Пророк Мухаммад вошел в Каабу и сокрушил всех находящихся в ней языческих идолов. С этого времени все акты служения в мекканском храме, как и во времена пророка Ибрахима и Исмаила, были посвящены только единому Аллаху, Творцу вселенной. После присоединения Мекки к мусульманскому государству она посте-пенно стала терять свое политическое значение. После смерти пророка Му-хаммада и начала мусульманских завоеваний, она стала провинциальным городом Халифата, так как находилась вдали от основных центров государ-ства. Зато возросло ее религиозное значение. Этот город, в котором находит-ся храм Кааба, стал религиозным центром не только для арабов, но и для му-сульман всего мира. Все молитвы мусульман совершаются в направлении этого храма (См. Кибла). В период правления Праведных халифов и первых Омейядов Кааба и ее окрестности реставрировались, там производились инженерные работы. Од-нако более основательная реконструкция храма началась в период правления омеййядского халифа аль-Валида, когда началась постройка вокруг Каабы архитектурного ансамбля Масджид аль-Харам. Для этого из всех концов Ха-лифата в Мекку приехали лучшие архитекторы и мастера. Управление Хиджазом, где находится Мекка, в период Омейядов осуще-ствлялось халифскими наместниками, которые обычно были представителя-ми правящей династии. В этот период там происходили бурные политиче-ские события, и даже вооруженные столкновения. В 64/684 году в Мекке обосновался Абдулла ибн Зубайр, который отказался признать законность власти халифа Йазида ибн Муавии. Это привело к осаде города халифской армией. Однако Абдулле ибн Зубайру удалось выстоять, а вскоре пришло известие о смерти халифа Йазида. После этого Омейяды ослабли и Абдулле ибн Зубайру удалось распространить свою власть на большую часть Хали-фата. В связи с этим он был признан халифом, и Мекка на протяжении более чем 10 лет стала столицей Халифата. Однако затем, с приходом к власти в Дамаске Абд аль-Малика ибн Марвана, Омейядам удалось вернуть свое по-литическое могущество. В 73/692 году их армия во главе с Хаджаджем по-дошла к Мекке, где произошли сражения с силами, верными Абдулле ибн Зубайру. Однако Хаджаджу удалось сломить сопротивление мекканцев, а сам Абдулла ибн Зубайр был убит в бою. Затем в 129/747 году Мекка была захвачена прибывшими из Йемена ха-риджитами. Их оттуда выбили в том же году пришедшие к власти Аббасиды, которые свергли Омейядов. После этого с 132/750 по 349/961 год управление Меккой осуществлялось наместниками из правящей династии Аббасидских халифов. Начиная с 303/916 года, на Аравийском полуострове активизировались карматы, которые перекрыли все пути к Мекке и не допускали продвижения к городу паломников. А в 317/930 году они захватили Мекку и, забрав с со-бой находящийся в Каабе «черный камень» (См. Хаджар аль-Асвад), вы-везли его из города. Однако потом, спустя несколько лет, они вернули его обратно. После захвата Египта Фатимидами в 357/968 году, усилилось их влияние в Хиджазе. С этого периода город стал управляться потомками Праведного халифа Али ибн Абу Талиба по линии его сына Хасана, которые назывались шарифами. Они были почти независимыми правителями, и это нередко при-водило к их конфликту с Фатимидами и их йеменскими вассалами, которые отправляли в этот регион войска. В 922/1517 году Хиджаз был захвачен турецким султаном Салимом I Яву-зом и вошел в состав Османской империи. Однако мекканские шарифы про-должали править здесь на положении их вассалов. Османские султаны уде-ляли большое внимание обустройству города и периодически производили ремонтные и строительные работы в комплексе храма Масджид аль-Харам. В 1218/1803 году Мекка была захвачена ваххабитами. Для восстановления контроля над Аравией турецкий султан Махмуд II, обратился к своему вас-салу - правителю Египта Мухаммаду Али, который освободил Мекку в 1228/1813 году. В ходе первой мировой войны, мекканский шариф Хусайн заручившись поддержкой англичан, объявил о своей независимости от Османской импе-рии. После этого, он решил объявить себя халифом, что шло вразрез с пла-нами англичан и они перестали оказывать ему поддержку. Это привело к то-му, что саудит Абд аль-Азиз захватил Мекку. После 1344/1926 года власть над Хиджазом и большей частью аравийского полуострова перешла к недждской королевской династии Саудитов. Саудов-ские власти еще более обустроили Мекку, построили в ней различные объ-екты общественного значения, гостиницы, шоссе и современную инфра-структуру. Храм Масджид аль-Харам и другие религиозные объекты перио-дически подвергаются ремонту и реставрации.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
551.47 кб

«Вечные» идеи обновления общества в романе А. Волоса «Маскавская Мекка»

Лобин Александр Михайлович
В данной статье рассматривается концепция истории А. Волоса, представленная им в романе «Маскав-ская Мекка».

Похожие термины:

  • МЕККА ВИКТОР

    Современный гитарист и композитор Рио–де–Платы. Известны три его опубликованных произведений для гитары: “Не забывай меня, уругвайка” (вальс), “Китайский огонек” (эстило), “Розовый сад” (вариа