Мельхиседек
архимандр. Ал.-Нев. лавры, † 2 авг. 1862.
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
МЕЛЬХИСЕДЕК
Малкицедек — в преданиях иудаизма и раннего христианства современник Авраама, царь Салима (Шалема, будущего Иерусалима), священнослужитель предмонотеистич. культа Эльона (в русском переводе — «бога всевышнего»), отожд. библейской традицией с Яхве.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Мелхиседек
«царь Салимский… он был священник Бога Всевышнего» (Бытие, 14, 18). По возвращении Авраама с трофеями от четырех восточных царей он вышел ему навстречу с вином и хлебом, благословил его и принял десятую часть добычи. Возможно, Мелхиседек жил в том месте, на котором впоследствии был построен Иерусалим.
Источник: Православная энциклопедия.
МЕЛЬХИСЕДЕК
евр. — «царь мой — праведность») — ветхозаветный царь и первосвященник, служитель «Бога Всевышнего», благословивший Авраама после победы над союзом четырех царей во главе с Кедерлаомером. Мельхиседек вышел навстречу Аврааму и вынес ему хлеб и вино — прообраз новозаветной евхаристической жертвы (Быт XIV, 18-20). Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника Христа («...Ты священник вовек по чину Мельхиседекову — Пс С1Х, 4; ср. Евр V, 6 и VII, 1-17). Жизнеописание Мельхиседека, история и истолкование его служения в канонических библейских книгах отсутствуют; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах, (см. также Архиерей Великий ).
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
МЕЛХИСЕДЕK
(евр. «царь мира») – о нем говорится в книге Бытия, где он называется царем Салимским и священником Бога Всевышнего, благословившим Авраама после победы над союзом четырех царей (см. Быт. 14, 18-20). Мелхиседек вышел навстречу Аврааму и вынес ему хлеб и вино. Ветхозаветный прообраз новозаветного первосвященника Христа (...Ты священник вовек по чину Мелхиседека -Пс. 109, 4; ср. Евр. 5, 6; 7, 1-17). Жизнеописание Мелхиседека, история и истолкование его служения в канонических библейских книгах отсутствуют; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах. Что касается Салима, в котором царствовал Мелхиседек, то большинство новейших исследователей отождествляют его с Иерусалимом, потому что так назывался Иерусалим.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
Мелхиседек
Мелех а-Цедек. Мелхиседек, т. е. царь праведности, хананейский царь Салима и также священника Бога Всевышнего. Он вышел навстречу Аврааму, когда тот возвращался после поражения царей северного Ханаана, вынес ему хлеб и вино и благословил его во имя Господа, за что и получил от него десятую часть добычи (Быт. 14:18). Высокоблагословенный Авраам является тут как бы ниже хананейского царя, который здесь неожиданно появляется. Затем в продолжение 1000 лет о нем не говорится ничего, и вдруг в пророчестве 109 псалма Мессия называется «священником вовек по чину Мелхиседека». Проходят еще 1000 лет и послание к Евреям говорит, что Иисус из Назарета уподобляется этому таинственному первосвященнику (Евр. 5:6; 6:20). Эта мысль развивается в 7-ой главе, где говорится, что Мелхиседек во многом является прообразом Христа: своим именем «царь праведности»; названием его города «царь Салима», т.е. царь мира; своим неожиданным появлением в рассказе, где ни чего не упоминается о его отце и матери, рождении и смерти (без родословия); далее, тем, что он, хотя не происходил из священнического рода, все-таки занимал высокую священническую должность, принял от праотца Авраама десятину и дал ему благословение (Срав. Езд. 2:62). Итак, Мелхиседек является прообразом Христа, Который, хотя и произошел из колена Иудина, все-таки был гораздо выше Левия и посредством своего вечного священства заменил левитское священство.
Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868
МЕЛХИСЕДЕК
царь правды; Быт 14:18, Пс 109:4, Евр 5:6 и др.) — царь Салимский, священник Бога Всевышнего. Он, по возвращении Авраама с отбитыми у четырех восточных царей людьми и имуществом, вышел к нему на встречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Пребыванием его по всей вероятности было место, на котором впоследствии был построен Иерусалим. Впрочем относительно сего существуют различные мнения (см. Салим) Его священство признавалось не только Авраамом, но также и теми лицами, из имущества которых была дана ему десятина. По всему видно, что Мелхиседек пользовался большою известностью (Евр 7:1); но нам совершенно неизвестно о времени его рождения, летах, жизни и об его предках (Евр 7:3). Он так таинствен как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что существовало и существует много разнообразных мнений, из которых некоторые представляются очень странными и неосновательными. По позднейшему Иудейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. По другому преданию, он принадлежал к семейству Хама или Иафета. Но ни то, ни другое предание не существовало в апостольский век. Некоторые утверждали, что под лицом Мелхиседека разумеется воплощенный ангел или другое сверхъестественное существо, которое жило некоторое время между людьми. Наконец, находились еще люди, которые видели в лице Мелхиседека ветхозаветное явление Сына Божия. Одна секта, под названием Мелхиседеян, утверждала, что он был воплощение некой Божественной силы или даже Св. Духа. Несомненно одно, что Мелхиседек был простой потомок Адама по естественному происхождению от него; но нам ничего неизвестно о нем, кроме разве того что он был лицо особенно великое и значительное. Впрочем самое умолчание Свящ. Писания о нем уже само по себе знаменательно и прообразовательно. Псалмопевец пророчествовал о Мессии, что Он священник во век по чипу Мелхиседекову (Пс 109:4), и писатель послания к Евреям неоднократно указывает на то, что это пророчество вполне осуществилось на Иисусе Христе (Евр 5:5-10, 6:20, 7:21). Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник (Зах 6:12-13); подобно Мелхиседеку, Он несравненно и выше Авраама или его потомков. Он вечен точно также, как и Мелхиседек представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни (Евр 7:3). “Уподобляясь Сыну Божию, замечает наконец о нем ап. Павел, он пребывает священником навсегда” (ст. 3).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990