МЕЛИСС
Мелисс
Самосский (ок. 444 до н. э.), др.-греч. философ и военачальник, представитель элейской школы, в полемике с учением Эмпедокла защищал идеи Парменида, подобно ему настаивал, что бытие вечно, неизменно, неподвижно, не содержит пустоты и не подвержено смешению. При этом (в отличие от Парменида) утверждал, что оно еще и бесконечно протяженно.
Источник: Словарь античности. 1989
МЕЛИСС
5 в. до н.э.) — др.-греч. политич. деятель, флотоводец, философ. Руководил борьбой Самоса против Афин, нанес пораж. афинскому флоту, снаряж. Периклом для осады Самоса (441 до н.э.). В философии — последователь Элейской школы. Автор не дошедш. до нас соч. «О природе, или о сущем», известного по отрывкам, цитируемым у Аристотеля и Симплиция.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Мелисс
(род. 484 до н. э.)
др.-гр. философ-элеат, ученик Парменида. Происх. с о-ва Самос. Во время Пелопоннесской войны командовал самосским флотом, одержал победу над афинянами, но затем был разбит Периклом. Фр-ты соч. М. «О природе, или О сущем» содержатся в трудах антич. авторов, изложение его концепции есть у Аристотеля.
Сущее (бытие) М. «вечно, беспредельно, едино и совершенно однородно», «Вселенная бесконечна, неподвижна, подобна себе и наполнена, движения нет, лишь кажется, будто оно есть». Единое М. не шарообразно, как у Парменида, а беспредельно ло величине; оно не может быть объектом к.-л. действия. Само единство бытия М. выводил из его бесконечности. М. впервые сформулировал закон сохранения бытия, сказав, что «из ничего никогда не может возникнуть нечто».
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
др.-гр. философ-элеат, ученик Парменида. Происх. с о-ва Самос. Во время Пелопоннесской войны командовал самосским флотом, одержал победу над афинянами, но затем был разбит Периклом. Фр-ты соч. М. «О природе, или О сущем» содержатся в трудах антич. авторов, изложение его концепции есть у Аристотеля.
Сущее (бытие) М. «вечно, беспредельно, едино и совершенно однородно», «Вселенная бесконечна, неподвижна, подобна себе и наполнена, движения нет, лишь кажется, будто оно есть». Единое М. не шарообразно, как у Парменида, а беспредельно ло величине; оно не может быть объектом к.-л. действия. Само единство бытия М. выводил из его бесконечности. М. впервые сформулировал закон сохранения бытия, сказав, что «из ничего никогда не может возникнуть нечто».
М.О.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
МЕЛИСС
• Melissus,
????????,
1. сын Телесиада Фиванского, победитель в Немейских играх;
2. государственный человек и философ на острове Самосе, ученик Парменида и приверженец элеатской школы, жил в половине 5 в. до Р. X. Обладая талантом полководца, он командовал самосским флотом против афинян под предводительством Перикла, которого и разбил в 441 г. Plut. Per. 26. Его сочинения — ????? ???? ´????? и ????? ?????? потеряно; только немногие отрывки (собр. С. A. Brandis в Commentationes Eleaticae и Mullach в 1 томе Fragm. philos. Graec., 1860) сохранились у Аристотеля и др.; в этом сочинении он объясняет происхождение и исчезновение существующего, говорит о разнообразии предметов для чувственного восприятия, верит в непроходимое, неизменное, вечное, бесконечное единое-сущее, которое есть необходимость; но, как кажется, он при этом занимался исследованием и отдельных стихий. В общем, он следовал воззрениям своего учителя;
3. Gaius Melissus, родом из Сполеция, был подкинут ребенком, но получил хорошее воспитание и впоследствии попал в дом Мецената, даровавшего ему свободу. Писал шутливые произведения (Ineptiarum libellus);
4. Aelius Melissus, известный грамматик в Риме, современник Геллия, автор сочинения, de loquendi proprietate. Gell. 18, 6, 1.