МЭН РЕЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

Мэн Рей
Man Ray) 1890, Филадельфия — 1977, Париж. Художник американского происхождения, сыгравший видную роль в сюрреалистическом движении во Франции. Мэн Рей ("человек-луч") — псевдоним, принятый с 15 лет потомком иммигранта из России Иммануилом Рудницким и навсегда закрепившийся за ним как собственное имя. В 1897 его семья переехала в Нью-Йорк, где он работал рисовальщиком, одновременно посещая вечернюю художественную школу. Выставка "Армори шоу" (1913), впервые представившая американцам широкую панораму современного европейского искусства, произвела на него сильное впечатление. Под воздействием увиденного он начинает писать картины в кубистической манере (Портрет Альфреда Штиглица, 1913, Нью-Хейвен, Йельский университет). В 1915 Мэн Рей познакомился с Марселем Дюшаном, составив вместе с ним и Франсисом Пикабиа группу американского дадаизма. С 1918 создавал абстрактные картины с помощью аэрографа и трафаретов. В 1921 переселился в Париж, где вскоре наряду с другими дадаистами присоединился к созданной Бретоном группировке сюрреалистов. Принимал активное участие в бурной деятельности этого объединения. В 1940, спасаясь от немецкой оккупации, вернулся в США, где обосновался в Голливуде, но в 1951 снова приехал в Париж, где оставался до конца жизни. Мэн Рей писал картины, но наибольшую известность получили его сюрреалистические объекты и авангардные фотографии. Самые знаменитые из его объектов — Загадка Исидора Дюкасса (1920, предмет, завернутый в ткань; ныне утрачен) и утюг с выпирающими из него острыми гвоздями под названием Подарок (1921, оригинал утерян, реконструкция находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке). В области фотографии, которой он поначалу занимался лишь для заработка, выполняя заказные портреты, Мэн Рей проявил себя подлинным новатором. Открыв ряд необычных приемов фотографирования и обработки снимка, он поднял это механическое ремесло на уровень оригинального творчества. Методами необычного сочетания объектов съемки и их театрализации, расфокусировки изображения, усиления светотеневых контрастов, комбинированной печати, соляризации и ретуши, он трансформировал натуру, достигая высокой выразительности (Скрипка Энгра, 1924, Нью-Йорк, частное собрание; фронтиспис к журналу Минотавр, 1933; Марсель Дюшан в одежде Рроз Селяви, 1924, Филадельфия, Музей искусства; Натурщица у печатного станка, 1924, Париж, Нац. музей современного искусства; Марсель Дюшан и Рене Шар в виде Адама и Евы). В 1921 Мэн Рей воскресил забытый способ "бескамерной фотографии", названный им "рейографией": снимок получался путем непосредственного экспонирования предметов на светочувствительную бумагу. В результате обычные вещи становились неузнаваемыми, а их размытые силуэты складывались в абстрактную композицию (Рейография, 1922, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Кики пьет. Рейограмма, 1922). Художник сравнивал свои рейограммы с пеплом, оставшимся от сожженных предметов, и рассматривал этот прием полуавтоматического образотворчества как воплощение сюрреалистических принципов автоматического письма и случайного формообразования. Два снятых Мэн Реем экспериментальных фильма (Возвращение к разуму, 1923; Эмак Бакиа, 1926) относятся к первым опытам авангардного кино, заложившего основы видео-арта.
Лит.: Ray M. Self-Portrait. New York, 1963; Alexandrian S. Man Ray. Paris, 1973; Penrose R. Man Ray. Paris, 1975; Man Ray: Catalogue de l’exposition. Paris, 1981.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

МЭН РЕЙ
(1890—1976) Родившись Эммануилом Радницким в 1890 г. в Филадельфии, Мэн Рей был одним из самых великих художников XX в. – фотографом, живописцем, скульптором, философом, писателем, коллажистом и создателем предметов искусства. Он был лидером дадаистов-сюрреалистов, господствовавших в европейском искусстве 1920-х гг., и продолжает сегодня оказывать влияние на все области искусства. Вместе со своим соратником по творчеству и другом всей жизни, великим французским художником Марселем Дюшаном Мэн Рей создал нечто вроде антиискусства. Он находил художественный смысл и язвительный юмор в обычных вещах, якобы случайно собранных вместе, но всегда с серьезным намерением. Сын еврея-иммигранта, занимавшегося пошивом жилеток, Эммануил вырос в Бруклине. По окончании мужской средней школы, он принял награду как ученик, отличившийся в английском языке (сочинение по «Листьям травы» Уолта Уитмена), в нетрадиционной ярко-красной рубашке. С началом нового столетия Нью-Йорк постепенно становился домом для таких выдающихся художников, как представители Ашканской школы – туземной формы социального реализма, рисовавших городские сценки в почти докубистском стиле. Мэн Рей подвергся воздействию великого европейского искусства того периода, посещая выставки работ Огюста Родена и других в «Галерее 291», принадлежавшей американскому еврею Алфреду Стиглицу – фотографу-новатору, поддерживавшему новейшие художественные движения, и будущему мужу американской художницы Джорджии ОКифф. Он также проводил долгие часы в большом Бруклинском музее, изучая коллекцию старых мастеров. Хотя Мэн Рей окажется в авангарде одного из поистине авангардных движений художников в истории, он оставался верным традиции и свойственной ей дисциплине. В 1913 г. в Нью-Йорке открылась Международная выставка модернистского искусства, более известная как «Армори-шоу». На ней были выставлены работы Ашканской школы – полотна Поля Сезанна, Андре Дерена, Франсиса Пикабии, Константина Бранкузи, Жоржа Брака и Пабло Пикассо. Наибольшие же споры вызвала картина Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». Это полотно было попыткой покончить с изображением натуры в реалистической манере. Обнаженная была скорее изображена в почти падающих деревянных планках; другие называли это седельными сумками. Дюшан считал, что подобные формы содержат «выражение времени и пространства через абстрактное представление движения». Мэна Рея поразили талант и мысли художников, выставленных в «Армори». Вскоре в доме общего друга Мэн Рей познакомился с Дюшаном во время теннисного матча. Они начали делиться идеями, формируя друг у друга понимание того, каким должно быть искусство чем оно должно заниматься. Примерно в то же время в Швейцарии родилось – как бурная реакция на бойню Первой мировой – войны движение, которое возглавил румынский еврей-поэт Тристан Тцара (настоящее имя Сами Розеншток, родился в Бухаресте). Показав «нос» всему миру, дадаисты стремились освободить художественное изображение от всех правил. Все было возможно и выполнимо, правил нигилизм. Дадаизм («да, да») берет свое начало в кабаре и весело высмеивает общепринятые ценности. Дюшан, Рей и Пикабия объединились в США в группу, позже названную «Нью-Йоркские дадаисты». Примером их художественных решений того времени может служить выбор Дюшаном писсуара и Реем ничего не отражавших зеркал и ничего не приводящих при нажатии в действие кнопок в качестве предметов искусства. Мэн Рей также начал экспериментировать с простенькой фотокамерой, снимая сначала собственные полотна в кубистском стиле, а затем делая фотопортреты. Он стал фотографировать то, что не хотел живописать. Раздуваемые ветром простыни на бельевой веревке в заднем дворе создали полные смысла формы и движения. Портреты можно было делать через плечо, заставая врасплох объект фотографирования. Не в состоянии содержать себя и ради избавления от несчастливого брака в 1921 г. Рей перебрался из Нью-Йорка в Париж, ставший ему домом почти на полвека. Свободный человек Эммануил стал покинувшим родину художником Мэном Реем. Вступив в союз с Тцарой и основателем нового течения – сюрреализма поэтом Андре Бретоном, Мэн Рей скоро произвел впечатление своими разнообразными и виртуозными способностями на влиятельных художников и критиков. Сюрреализм стал повальным увлечением в Париже, когда художники применили открытия Фрейда в области психологии к художественной экспрессии. Сюрреалисты считали, что фантазии мира подсознания обладают более важной реальностью, чем реальная жизнь. Человек может освободить воображение, только используя подсознание. Дадаизм скрывал в своем неистовом гневе и бунтарстве разрушительный фактор. Сюрреализм, с другой стороны, был более позитивным движением, стремившимся освободить выразительность, обнажая самые глубокие и сокровенные чувства человека. Подобно дадаизму он сторонился здравого смысла и морали. Дадаисты считали искусством мятеж (позже Граучо Маркс напоет: «Что бы это ни было, я против этого!», популяризируя дадаизм). В противоположность ему сюрреалисты хотели создать великое искусство из своих величайших фантазий, обычно строившихся на реалистических формах. Вкладом Мэна Рея в мировое искусство того периода стало соединение дадаизма и сюрреализма, пропущенное через уникальное американское воображение. Он создавал предметы нового художественного звучания – прикреплял фотографию глаза к метроному или использовал инструменты в качестве мужской и женской форм. Сам Мэн Рей считал живопись своим истинным призванием, но его фотографии и экспериментальные киносъемки принесли ему наибольший успех. Его короткометражные фильмы провоцировали бунты. И все же он стал любимым фотографом великих художников своего времени. Его снимки манекенщиц освободили коммерческую фотографию от традиционных ограничений. Выразительность современной коммерческой рекламы обязана своей свободой в основном Мэну Рею. Экспериментируя с самим фотографическим процессом, он усовершенствовал фотогеничные рисунки или – как он их называл – «лучеграфии». Играя световым воздействием на экспонированную пленку путем затенения или открытия проявляющейся фотографии, Мэн Рей создал новую форму искусства, обладающую поразительной изысканностью и непосредственностью. После него никогда уже не будет пределов тому, что может делать фотограф.      

Источник: 100 великих евреев. 2003