Мэн
МЕН
Maine) - ист. область на С.-З. Франции (терр. совр. деп. Майенны и Сарты) с ц. - г. Ле-Ман. С 10 в. М. - графство, в 1126 присоединенное к графству Анжу, вместе с к-рым стало англ. владением в 1154. В 1204 французский король Филипп II Август отвоевал М. у Англии. В 1246 М. стал апанажем принцев Анжуйских. В 1481 М. присоединен к королев. домену.
Мэн
"Мэн" (Maine, the), амер. броненосец, при взрыве к-рого в потру Гаваны в 1898 г. погибли 260 чел. Комиссия военно-морских сил США установила, что причиной катастрофы была подводная мина, тогда как исп. комиссия пришла к выводу, что в пороховом по-гребе корабля произошел самопроизвольный взрыв. Истинная причина так и не была установлена, однако этот эпизод ускорил начало испано-американской войны.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Мэн
Мэн (Maine), штат на крайнем С.-В. США, названный в честь франц. владений королевы Тенриетты-Марии. Открыт Себастьяном, сыном Джона Кэбота. (1496), и заселен в нач. 17 в. семейством Фернандо Джорджеса. Вскоре в колонию М. проникли переселенцы из Массачусетса, предъявившие на нее свои права. В 1677 г. Массачусетс купил эту терр. В 1687—99 гг. здешние поселения неоднократно опустошались индейцами племени абнаки, в союзе с французами. Колония процветала по-•еле Войны за независимость в Сев. Америке. В 1820 г. получила статус штата.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
"Мэн"
(«Maine») броненосец 2-го класса, построен. в соответствии с судостроит. программой от 3.08.1886. Заложен 17.10.88 как бро-ненос. крейсер, спущен на воду 18.11.90 как первый амер. броненосец, вошел в состав флота 17.09.95. Водоизмещение 6,682 т, скорость 17 узлов, экипаж 374 чел. В момент обострения обстановки на Кубе, где происходило нац.-освободит. восстание против Испании, 25.01.98 под командованием кап. Ч. Д. Сигсби прибыл в Гавану для защиты амер. интересов. 15.02 в 9 ч. 40 мин. затонул в результате двух мощных взрывов, унесших жизни 260 моряков. Гибель «М.» стала важнейш. шагом к испано-американской войне, поскольку это событие, как никакое др., привлекло внимание Америки к происходившему на Кубе. Причина взрыва не была установлена, но в результате поднявшейся в США волны истерии, гл. роль в разжигании к-рой сыграла желтая пресса Нью-Йорка, вина была возложена на исп. власти. Слова «Помни о «Мэне»!» стали лозунгом сторонников войны с Испанией. Останки «М.» были подняты со дна и 16.03.1912 затоплены в открытом море, тела обнаруженных в его корпусе моряков погребены на Арлингтонском национальном кладбище. Имя «М.» присвоено голов. кораблю серии, построен. по программе, утвержденной 4.05.1898. Он вступил в строй 29.12.1902 и пронес амер. флаг вокруг всего земн. шара в составе «Великого белого флота».
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.
МЭН
Мен, Мейн (Maine), Генри Джеймс Самнер (15.VIII.1822 - 3.II.1888) - англ. юрист и историк права. По происхождению - шотландец. Учился в Кембридже, в 1847-54 был там проф. права и вел адвокатскую практику. В 1863-69 - чл. совета при вице-короле Индии, вице-канцлер Калькуттского ун-та; участвовал в подготовке кодификации индусского права. С 1869 преподавал в Оксфорде, с 1887 - в Кембридже. В своих работах: "Древнее право" ("Ancient law", L., 1861; рус. пер. - СПБ, 1873); "Деревенские общины на Востоке и Западе" ("Village-communities in the East and West", L., 1871, рус. пер. - СПБ, 1874); "Древнейшая история учреждений. Лекции" ("Lectures on the early history of institutions", L., 1875, рус. пер. - СПБ, 1876); "Древний закон и обычай. Исследования по истории древнего права" ("Dissertations on early law and custom...", L., 1883, рус. пер. - M., 1884), - широко используя сравнительно-исторический метод, стремился на основе изучения индусского, др.-рим., герм., др.-ирл., слав. права создать всеобъемлющую картину развития права и ранних социальных институтов индоевроп. народов. М. проводил, в частности, параллель между сел. общиной в Индии и сел. общиной у слав. и герм. народов, распространяя, т. о., осн. выводы общинной теории Г. Л. Маурера на широкий круг народов. Но исходный пункт теории М., сторонника патриархальной теории, - представление о патриарх. семье как изначальной ячейке обществ. устройства. В конце жизни М. занялся изучением междунар. права и бурж. демократии. Работы М., посвященные этим вопросам, написаны с либерально-консервативных позиций; большого интереса не представляют. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 402, т. 35, с. 165-67; Виноградов П. Г., Учение сэра Генри Мэна, "Науч. слово", 1904, кн. 8; Ковалевский М., Мэн, в кн.: Новый энциклопедич. словарь, т. 27, П., (1916); Duff M. E. G., Sir Henry Maine: a brief memoir, L., 1892. Л. Б. Алаев. Москва.
Мэн
(Maine) штат на крайнем северо-востоке США. Пл. 86 тыс. км2. Адм. центр Огаста. Первые европейцы, посетивш. террит. М., брит. мореплаватели Госнолд (1602) и Принг (1603). Король Франции Генрих IV в нояб. 1603 выдал сиру де Монтсу патент на террит. включая М., и в 1604-05 ее обследовал С. Шамплейн. В 1606 включена Яковом I в хартию «Плимутск. К0». Тогда же французы основали поселение на о. Маунт-Дезерт, но в 1613 брит. кап. С. Аргалл захватил остров и изгнал французов. 10.08.22 Яков I выдал кап. Джону Мейсону и сэру Ф. Горджесу хартии на земли между р. Мерримак и Кеннебек на 60 миль в глубину (букв.: the Mayn Land of N. England, т. е. «материк», откуда и назв.) с прилегающ. о-вами. Заселялись с 1624 англиканами. В 1629 оба хозяина разделили владения, в 1639 Карл I выдал Горджесу нов. хартию на его часть М. «палатинат Мэн» (Горджес считался вассалом Карла I, а колонисты вассалами Горд-жеса, к-рый стал лордом собственником с широчайш. правами, включая юрид. иммунитет и самостоят. внеш. политику). Часть М. Англия уступила Франции по Сен-Жермен. договору 1632, получила обратно по Вестминстер. договору 1655. Опираясь на проникших в М. в 1651 пуритан. Масс. в 1652 самовольно захватил М., учредив там графство Йоркшир с правом представительства в легислатуре; англикане подверглись религ. преследованиям. Карл II опротестовал права Масс. на М., включив часть его террит. во владения герцога Йорка 12.03.64. В 1680 М. получил автономию в пределах Масс. в качестве «провинции» с през. и 2-палат. ассамблеей. В 1686-89 М. в составе Доминиона Новая Англия, в 1692 автономия упразднена. Спор. террит. на границе с Квебеком отошла к Франции по договору в Бреде 1667, затем захвачена брит. отрядом У. Фипса в 1690, вновь отошла к Франции по Рисвик. договору 1697 и окончат, к Англии по Утрехт, договору 1713. В 18 в. М. был частью колонии (затем шт.) Масс., обычно назывался «округ М.». В 1776-1820 в отличие от ост. Масс. в М. преобладало влияние антифедералистов и демократических республиканцев, т. к. агр. погран. террит. была заинтересована в деньгах бумажных, низком тамож. тарифе, пресечении спекуляций землей. В ходе англо-американской войны единств, в США пунктом, длительно оккупированным англичанами, был Истпорт в зал. Пасамакводи (с 18.07.1814). В 1790-е в М. возникло движение за создание отд. штата. 28.12.1814 мест. демокр. республиканцы созвали конвент в графстве Оксфорд и постановили отделиться от Масс. в случае, если Хартфордский конвент вынесет решение об отд-нии Нов. Англии от США. 20.05 и 2.09.16 с согласия властей Масс. в М. проведены два плебисцита: бол-во проголосовало за отд-ние, но участвовало менее 50% списочного состава и результат не признан. Накануне миссуршского компромисса сев. штаты, опасаясь засилья в Сенате юж. рабовладельцев, оказали давление на Масс., и 19.04.19 комитет членов легислатуры Масс. от округа Мэн призвал нас. на очередных выборах голосовать за сторонников отд-ния. Ре ферендум 26.07.19 дал 17091 голос за отд-ние, против 7 132; этот результат был признан Масс. 21.09 проведены выборы конституц. конвента, к-рый в Портленде 29.10-6.12 разработал первую конституцию, утвержден. нов. плебисцитом. 15.03.20 М. принят в США как 23-й штат. На границе с Канадой находился спор. р-н 12 027 кв. миль; по Уэбстера-Ашбертона договору 9.08.42 США закрепили за М. 7015 кв. миль. В 19-нач. 20 в. экономика сохраняла агр. характер.В полит. жизни в 1820-40-е преобладали виги. В 1856 впервые в истории США губ. штата был избран республиканец Г. Хэмлин, и с этого времени РП господствовала в М. Штат славился антиалкогол. законами: в 1821 впервые в США введено лицензирование продажи спиртного, 25.05.51 «сухой закон» (действовал до 1858, в обиходе назывался просто Maine Law). В 1885 нов. «сухой закон» включен в конституцию штата, действовал до сент. 1934. В ходе Гражданской войны М. направил в армию Севера более 70 тыс. солдат, из них 9 тыс. погибли. В нач. 20 в. М. считался «полит. барометром» США, т. к. проводил первый тур президент. выборов раньше всех в сент. Неофиц. назв. «штат сосны». Девиз «Я направляю». Символика: дерево сосна; птица гаичка. Гимн «Штат Мэн».
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.
«МЭН»
15 февраля 1898 года Броненосный крейсер затонул в порту Гаваны в результате взрыва в носовой части. Погибло 266 моряков. Утром 15 февраля 1898 года над столицей Кубы Гаваной прокатился раскатистый гул взрыва. Те, кто в это время были на набережной, увидели, как над носовой частью двухтрубного военного корабля сверкнула яркая вспышка, и тотчас он окутался густыми клубами черного дыма. Через несколько минут корабль исчез под водой. Так погиб американский броненосный крейсер «Мэн», который за десять дней до того пришел в Гавану с визитом дружбы. К месту катастрофы немедленно бросились шлюпки испанского крейсера «Альфонс XII». Моряки постарались сделать все возможное, чтобы помочь немногим, уцелевшим с «Мэна». Вскоре стали известны и некоторые подробности трагедии. По словам капитана Сигби, командира крейсера, катастрофа произошла совершенно неожиданно. В 9 часов 40 минут, когда часть команды еще спала, крейсер вздрогнул от необычайно сильного взрыва в носовой части, приподнялся, потом тяжело осел в воду и затонул. Сам Сигби при взрыве был ранен в голову, но до последних минут своего корабля пытался спасти если не его, то хотя бы команду. Однако усилия капитана оказались тщетны: «Мэн», превращенный в груду изуродованных развалин, увлек за собой на дно бухты 266 моряков — три четверти экипажа. Каковы же причины катастрофы? По мнению испанцев, «Мэн» погиб от внутреннего взрыва в носовом погребе боезапаса. Причину взрыва можно было установить, обследовав обломки погибшего корабля. «Мэн» лежал на небольшой глубине, и сделать это было сравнительно легко. Иначе считали в США. Не запросив разрешения Испании, чьей колонией в то время была Куба, в Гавану отправили специальную следственную комиссию, состоявшую из четырех американских морских офицеров. 19 февраля комиссия приступила к работе. Мадриду не понравилось столь бесцеремонное поведение своего северного соседа, и 25 февраля кубинский губернатор Бланко заявил официальный протест. Одновременно испанцы предложили Америке разумный, по их мнению, компромисс: создать для расследования катастрофы смешанную испано-американскую комиссию. Однако предложение Бланко было отклонено, причем в довольно невежливой форме. Пока четверо американцев обследовали обломки «Мэна», в США подозрительно быстро, если не сказать организованно, вспыхнула ярая антииспанская кампания, недвусмысленно призывавшая американцев к войне с Испанией. «Военный корабль „Мэн“ расколот секретной адской машиной врага!», «"Мэн" предательски разрушен!» — были заголовки в «Джорнел», а журналист из «Уорлд» откровенно требовал от правительства ответных шагов: «Разрушение „Мэна“ должно быть основанием для приказа нашему флоту отплыть в Гавану!» Газетам вторил заместитель морского министра США Теодор Рузвельт, горячий сторонник войны с Испанией и будущий президент США. Американское правительство, торопя события, ассигновало 50 миллионов долларов на нужды «национальной обороны», у военной промышленности резко возросли заказы — Соединенные Штаты открыто готовились к войне. Тем временем закончила работу американская следственная комиссия и 21 марта опубликовала свой отчет. Судя по материалам расследования, «Мэн» погиб от взрыва подводной мины или торпеды. Хотя комиссия и не называла виновников катастрофы, но каждому американцу было ясно, что во всем повинны испанцы. Версию США подхватила пресса многих стран. Некоторые издания осторожно выражали сомнения в том, что «Мэн» погиб от диверсии. Вот что писал российский журнал «Вокруг света»: «Три недели назад на рейде Гаваны взлетел на воздух пришедший туда североамериканский броненосец „Мэн“. Причина взрыва — одна из торпед, опущенная испанцами в воду для защиты гавани». Концовка сообщения явно отрицает умышленный характер катастрофы… Естественно, испанская сторона категорически не согласилась с выводами американских экспертов и создала свою комиссию, однако американцы не разрешили ей осмотреть обломки «Мэна». Испанцам пришлось ограничиться опросом свидетелей взрыва. Восстановив таким образом ход катастрофы, они сделали вывод, что вопреки версии США взрыв 15 февраля был внутренним. Результаты своей работы испанская комиссия опубликовала 28 марта. Тем временем президент Мак-Кинли обратился к конгрессу с очередным посланием, в котором заявил: «Потеря „Мэна“ ни в коем отношении не была результатом небрежности со стороны офицеров или членов команды указанного корабля. Корабль был разрушен взрывом подводной мины, который вызвал взрыв двух… передних складов боеприпасов». Мак-Кинли не назвал испанцев виновниками катастрофы, но всю ответственность за нее возложил на Мадрид, мотивируя это тем, что «Мэн» погиб в территориальных водах Испании. Со столь скороспешными выводами многие не согласились. В частности, авторитетный русский «Морской сборник» напомнил читателям некоторые факты, частично подтверждающие испанскую версию, — за два года до того в угольных ямах американских крейсеров «Цинциннати» и «Нью-Йорк» самопроизвольно вспыхнул брикетный уголь. Пожар угрожал погребам боезапаса. Катастрофу удалось предотвратить буквально чудом, затопив в последний момент погреба забортной водой. По мнению «Морского сборника», такой же пожар на «Мэне» мог вызвать и роковой для него взрыв в носовом погребе. Тем временем американское правительство открыто призвало своего президента к войне: «Невозможно дольше терпеть ужасающее положение вещей, в течение трех с половиной лет господствующее на Кубе. Оно возмущает нравственное чувство американского народа, является позором для христианской цивилизации и завершилось гибелью федерального военного судна „Мэн“ с 266 лицами его экипажа во время дружеского посещения гаванской бухты». Убедившись в полной поддержке правительства, Мак-Кинли заявил 11 апреля: «Интервенция есть наш особый долг, поскольку все это совершается у наших границ». Президент оправдывал войну интересами безопасности Соединенных Штатов, которым, само собой разумеется, никто не угрожал… 20 апреля американский посол Вудфорд предъявил Мадриду ультиматум. Соединенные Штаты требовали, чтобы Испания отказалась от Кубы и вывела из ее района свою армию и флот. Срок ультиматума истекал 23 апреля, но уже за день до этого американская эскадра адмирала Симпсона вышла из Ки-Уэста, чтобы блокировать кубинские воды, а на следующий день эскадра адмирала Дьюи отправилась к Филиппинам. Не раздумывая, президент США сделал еще один решительный шаг — объявил о призыве в армию 25 тысяч добровольцев. Испано-американская война закончилась триумфальной победой США. Отсталая Испания вынуждена была отказаться от Филиппин и своих владений в Вест-Индии. Куба на долгие годы превратилась в полуколонию США, пока не стала свободной после национально-освободительного восстания, которым руководил Фидель Кастро. Испания потеряла в этой войне почти все, чем владела, — и колонии, и военно-морской флот. Потери Америки были неизмеримо меньше. Победная война как-то быстро стерла из памяти американцев воспоминания о ее жертвах, первыми из которых были 266 моряков «Мэна». Осталась нераскрытой и тайна гибели корабля. Не исключено, что к взрыву были причастны американские «ультра». Эта мысль уже была высказана в свое время некоторыми историками США. Они считали, что виновниками взрыва были те, кто опасался мирного разрешения конфликта, кто был заинтересован в наживе, которую сулил захват острова. В подтверждение такой версии говорят не столько обстоятельства взрыва, сколько те события, которые произошли вскоре после катастрофы, в феврале — марте 1898 года, и еще через 13 лет. Прежде всего настораживает упорное нежелание американских властей допустить к расследованию катастрофы испанских экспертов. Еще более подозрительна странная просьба капитана Сигби, высказанная им 25 марта (к этому времени американцы уже осмотрели «Мэн»). Сигби просил у гаванских властей разрешения подорвать динамитом остатки своего крейсера! Рассуждая логически, следует предположить, что, сваливая всю вину на испанцев, морское командование США должно было опубликовать подробные результаты исследования. Увы, командование поступило совсем по-другому. В 1910 году «Мэн» начали поднимать на поверхность, причем оригинальным способом. Сначала паровые молоты, установленные на плавучих платформах, вбили в грунт возле судна множество 30-метровых железных свай, окружив лежащий на 14-метровой глубине крейсер сплошной стеной. Затем, тщательно заделав промежутки между сваями, откачали из «кольца» воду. На палубу «Мэна» впервые после катастрофы спустились американские моряки. Уже беглый осмотр показал, что испанцы в свое время совершенно правильно отвергли версию взрыва котлов, — котельное отделение было цело, но взрыв, как установили эксперты, все-таки произошел внутри корабля. Это окончательно опровергло американскую версию о подводной мине или торпеде. Неожиданно по распоряжению свыше эксперты прекратили работы, а все материалы исчезли в государственных архивах, надолго запечатанные грифом «совершенно секретно». Подъем «Мэна», стоивший американским налогоплательщикам 750 тысяч долларов, закончился в 1911 году. Разрушенную при взрыве носовую часть крейсера разрезали и отправили на переплавку.
Источник: 100 великих кораблекрушений. 2015