Менандр Протиктор

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Менандр Протиктор
византийский историк второй половины VI в. Даты рождения и смерти неизвестны. По образованию Менандр был юристом, но юридической практикой не занимался, а служил в императорской гвардии при императоре Маврикии, поэтому и был прозван «Протиктором» («Гвардейцем»). Менандр написал «Историю», как непосредственное продолжение сочинения Агафия Миринейского, в центре которой оказались внешнеполитические отношения империи с аварами, тюрками, гуннами и славянами. В своей работе он широко и с большой точностью использовал тексты посланий, договоров, военных и дипломатических донесений. Тексты «Истории» Менандра сохранились отрывочно в эксцерптах Константина Багрянородного.
 

Источник: Словарь античных историков. 2011

МЕНАНДР ПРОТИКТОР
VI в., даты рождения и смерти не установлены) – уроженец Константинополя, ранневизантийский историк, юрист, профессиональный военный, имевший офицерский чин протиктора. Сохранились отдельные фрагменты его исторического сочинения, в которых освещаются события 558 – 582 гг. В них приводятся интересные данные о взаимоотношениях аваров (кочевого народа тюркского происхождения) со славянамиантами и о двух византийских посольствах в Персию и в страну тюрок. Из сообщения Менандра неясно, каких антов представляли их вожди Мезамир, его отец Идаризий и брат Келагаст. Видимо, речь идет об антах, которые населяли Приднестровье и левобережье Нижнего Дуная и были союзниками ромеев. Впоследствии их назвали тиверцами. Авары, ставка которых находилась в междуречье Дуная и Тиссы, убили посла антов Мезамира и, как об этом писал Менадр, «разоряли землю антов и не прекращали порабощать, уводить и грабить». Сохранились также сведения о посольстве (не датировано) аварского кагана к вождю славян Даврите с требованием «подчиниться аварам и причислить себя к плательщикам дани». Даврита и другие славянские вожди отвергли домогательства аваров и убили их посла. Об отношениях аваров со славянами Менандр упоминает также в связи с походом аварского кагана Баяна против славян Дакии, совершивших набег на балканские провинции Византии. Его поддержал император Тиверий (578 – 882), пославший к аварам флот, который перевез аварских конников «до земли ромеев». В связи с ухудшившимися отношениями с византийцами Баян начал борьбу с ними за обладание городомкрепостью Сирмием, расположенным на левом берегу Савы и преграждавшим доступ в глубь империи. Повествование Менандра обрывается на 582 г. Историк ничего не сообщает о том, при каких обстоятельствах славяне начали платить дань аварам. Большой интерес представляет описание посольства Петра Патрикия к персам для заключения мирного договора в 561 г. Менандр включает в повествование речи послов, раскрывает их дипломатические уловки, приводит почти полный текст договора, заключенного на выгодных для персов условиях, и имена его составителей: от ромеев – Петр Патрикий и Евсевий, от персов – Сурин, Зих и др. Историк скрупулезно воспроизводит всю процедуру оформления договора, его перевод на оба языка, скрепление восковыми печатями и обмен текстами. Подлинно художественным является описание посольства византийского дипломата Зимарха к тюркскому кагану Дизавулу в 568 г. Менандр сообщает ценные сведения о различных племенах и народах, встречавшихся на пути, об идолахистуканах язычниковтюрок, об обряде очищения, совершенном местными шаманами над ромеями, о великолепном убранстве и сказочной роскоши шатра кагана (многоцветные шелковые ткани, узорчатые одежды, двухколесное золотое кресло, на котором восседал каган, золотое ложе, серебряные блюда, вазы с изображениями животных, «ни в какой мере не уступающими» ромейским), разбитого в расселине горы. Переговоры были завершены трехдневным пиром и обменом подарками. Дизавул подарил Зимарху пленницу. Китайские летописи и археологические раскопки последних лет подтверждают достоверность многих фактов, сообщенных Менандром, что делает его рассказ важным источником по истории древних тюркских народов и по истории развития византийской дипломатии.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012