Менипп

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Менипп

автор кн. "Отзвуки пережитого" (М., 1909).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

МЕНИПП
2-я пол. 3 в. до н.э.) — философ-киник из Гадары (Сирия), сначала раб, затем состоят. житель Фив (Беотия). Автор 13 сатир, хар-ризующ. свободным соед. стихов и прозы. Его персонажи действуют в условиях фантастич. мира (полет на небо, нисхождение в преисподнюю), что позволяет остроумно и едко высмеять различ. философские школы и человеч. слабости. Произв. не сохран.; их мотивы отчетливо ощущаются в соч. Варрона, Сенеки Младшего, Петрония и особенно Лукиана.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Менипп
(лат. Menippus, 2-я пол. 3 в. до п. э.). философ-киник из Гадары (Сирия), сначала раб, затем состоятельный житель Фив (Беотия). Автор 13 сатир, характеризующихся свободным соединением стихов и прозы. Его персонажи действуют в условиях фантастич. мира (полет на небо, нисхождение в преисподнюю), что позволяет остроумно и едко высмеять различные философские школы и человеч. слабости. Произведения не сохранились; их мотивы отчетливо ощущаются в сочинениях Варрона, Сенеки Младшего, Петрония и особенно Лукиана.

Источник: Словарь античности. 1989

Менипп
2-я пол. 3 в. до н. э.)
   Раб из Гадары (Сирия), получивший свободу и изучавший в Фивах клиническую философию. Известно тринадцать сатир, принадлежащих Мениппу, которые оказали влияние на творчество Петрония и Лукиана.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   др.-гр. философ-киник. Происх. из Радары (Палестина), раб по рождению. К кинизму М. приобщил Кратет Фиванский. Развивая созданную Бионом Борисфенитом киническую диатрибу, М. превратил ее в т. н. «мениппову сатиру», в к-рой свободно и естественно сочетались проза и стихи. Мениппова сатира имела серьезное филос. содержание, облеченное в насмешливую форму с фантаст, сюжетом. Написанные народным языком, полные юмора, сатиры М. проповедовали гл. принципы кинизма. Героями М. были мудрец-философ, раб, бедняк и т. п. От соч. М. ничего не сохран.; о его твор-ве известно из Лукиана, на к-рого М. оказал большое влияние. Отдавая дань уважения этому мастеру «кусать со смехом», Лукиан сделал его героем неск. своих произв. Влияние М. испытали также Варрон, Петроний, Дион Хрисостом.
   Н.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Менипп
из Гадары в Сирии, первая половина III в. до н. э., греческий философ, киник. Согласно мало правдоподобным сведениям, он родился рабом. Благодаря М. киническая философия нашла свое литературное выражение. Все его произведения были написаны с истинно кинической иронией. От них сохранились лишь разрозненные отрывки и 3 названия: Завещания (Diathekai), содержащие юмористическую трактовку фиктивных завещаний, Письма богов или богами сложенные (Epistolai kekompseumenai apo tu ton theon prosopu), положившие начало этой разновидности эпистолярной литературы (ср. Героиды Овидия), Вести из Подземелья (Nekya), представляющие собой пародию на сошествия в Аид (такие "сошествия" мы находим, например, в XI книге Одиссеи Гомера или в Лягушках Аристофана). Вероятно, М. написал аналогичное произведение о путешествии на небо, которому подражают Лукиан в Икаромениппе и Сенека Философ в Отыквлении божественного Клавдия. Содержание произведений М. составляли кинические этические учения, критикующие людей и богов. Это содержание он излагал иронично, весело и юмористически, вводя в свои сочинения комедийные мотивы, пародии на эпос и трагедию. Благодаря этому он получил у древних прозвище spudogeloios (Насмешник). Писал прозой, перемежавшейся со стихами, создав таким образом характерную литературную форму, так называемую мениппову сатиру. Оказал большое влияние на позднейших авторов. Его брали за образец Мелеагр из Гадары, Сенека, Луцилий, Марк Теренций Варрон, Лукиан, Петроний, Марциан Капелла и Боэций.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

МЕНИПП
   • Menippus,
         ????????,
       1. афинянин, отец Гиппокла. Thuc. 8, 13;
       2. тиран города Орея на острове Эвбее, поддерживавший Филиппа против Аттики. Dem. Phil. 3, 125;
       3. полководец царя Филиппа III, сражавшийся с римлянами. Liv. 27, 32. 28, 5;
       4. посол царя Антиоха, прибывший в Рим и затем возмутивший этолийцев против римлян;
       5. М. Гадарский, ок. 270 г. до Р. X.; был сперва рабом, а потом стал заниматься философией, но без всякого успеха. Он был самым низким ростовщиком и лишил себя жизни, потеряв однажды значительную сумму денег. Его сатирам, в которых он как ?????????????? трактовал о серьезных предметах из области практической философии в шутливом тоне, подражал M. Terentius Varro (см. Terentii, Теренции, 4) в своих saturae Menippeae. Они были написаны прозой вперемежку со стихами и пользовались величайшим одобрением современников. Монографии написали F. Ley (1843) и Frz. Oehler (1844). A. Riese в Jahns Jahrb. f. Philol, т. 95;
       6. греческий оратор, родом из Стратоникеи, бывший несколько лет сряду учителем Цицерона в Азии и спутником его во время путешествия по ней. Cic. Brut. 91, 315;
       7. географ, родом из Пергама, живший во время Августа, написал сочинение: ????????? ???? ?????? ???????? в 3 книгах, которое, впрочем, потеряно; сохранился только отрывок в извлечении Маркиана (изд. Hoffmann, 1525, и С. M?ller, geogr. Graec. min. I, 563 сл.).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
0.00 байт

Мотив сновидения в творчестве К. Вагинова (отражение бахтинской концепции мениппеи)

Шиндина О. В.
Статья посвящена анализу некоторых мотивов в прозаическом творчестве К. К. Вагинова, которые являются сквозными для его четырех романов.
Читать PDF
0.00 байт

Мениппова сатира в творчестве В. В. Маяковского (на примере трагедии «Владимир Маяковский»)

Андреева Ольга Сергеевна
Рассматривается трагедия «Владимир Маяковский» в диалогической (коммуникативной) парадигме, что позволяет выделить в произведении черты мениппеи.
Читать PDF
0.00 байт

Жанровые особенности мениппеи

Щетинин Р. Б.
Рассматриваются основные особенности такого периферийного жанра античной литературы, как мениппея, явившегося очень важным для дальнейшей истории мировой литературы. Анализируются история возникновения и развития этого жанра.
Читать PDF
0.00 байт

Структурообразующая роль менипповой сатиры в повести В. П. Аксенова «Затоваренная бочкотара»

Шиновников Иван Павлович
Автор статьи рассматривает влияние менипповой сатиры на художественную структуру повести В.П. Аксенова «Затоваренная бочкотара».
Читать PDF
0.00 байт

Мениппейная поэтика в романе В. П. Аксенова «Ожог»

Шиновников Иван Павлович
Статья посвящена исследованию элементов мениппейной поэтики в романе В.П. Аксенова «Ожог». Автор статьи рассматривает, как данные элементы соединяются со структурными принципами постмодернизма.
Читать PDF
0.00 байт

Жанровый архетип мениппеи в поэтике комической новеллы М. Зощенко

Ибатуллина Гузель Муртазовна
Образно-смысловые парадигмы мениппеи рассматриваются в качестве архетипических начал, определяющих своеобразие жанровой организации комических рассказов М. Зощенко.
Читать PDF
0.00 байт

Мениппейная игра в современной прозе

Маркова Татьяна Николаевна
Данная статья посвящена актуальной литературоведческой проблеме жанрового анализа современной прозы.
Читать PDF
0.00 байт

Жанровая специфика притчи и мениппеи в романах Ф. Кафки «Процесс» и Ф. М. Достоевского «Братья Карам

Лескова Екатерина Владимировна
В данной статье проводится исследование вставных произведений Кафки и Достоевского из романов «Процесс» и «Братья Карамазовы» соответственно, выявляются их жанровые особенности.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о мениппейно-карнавальном типе фантастического текста в европейском немецкоязычном постмод

Качоровская Анна Евгеньевна
Статья исследует мениппейно-карнавальный тип фантастического текста в постмодернизме.
Читать PDF
0.00 байт

МЕНИППЕЙНАЯ ТРАДИЦИЯ В РОМАНЕ МАКСА ФРАЯ "МОЙ РАГНАРЁК"

Осьмухина Ольга Юрьевна, Князева Алина Александровна
В статье рассматривается специфика преломления мениппейной традиции в романе Макса Фрая «Мой Рагнарёк». Установлено, что мениппея является важнейшей структурообразующей, жанрообразующей структурной моделью фэнтези Макса Фрая.

Похожие термины:

  • МЕНИППОВА САТИРА

    La Satyre M?nipp?e") - анонимный франц. памфлет периода религиозных войн, направленный против Католич. лиги. Названа в подражание одноименному произв. рим. писателя 1 в. до н. э. Варрона (Satirae Menippeae). Написана не
  • МЕНИППА

       • Menippe,          ???????,        1. нереида. Hesiod. theog. 260;        2. дочь Ориона, сестра Метиохи; обеих сестер Афродита наделила красотой, а Афина научила их ткацкому искусству. Во время чумы, опустошав