Меньшикова Александра Григорьевна

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Меньшикова Александра Григорьевна

Меньшикова Александра Григорьевна - известная певица (1840 - 1902), училась у Риччи в Петербурге и Вартеля в Париже; дебютировала в Петербурге в 1869 г. в роли Наташи в ""Русалке"". На сцене Мариинского театра Меньшикова пробыла до 1875 г., когда временно вышла и выступила с собственной антрепризой в Одессе, Харькове и Киеве, но в 1876 г. снова вернулась на Мариинскую сцену, оставаясь на ней до 1880 г. Редкий голос, соединение драматического и колоратурного сопрано, и драматический темперамент давали Меньшиковой возможность выступать и в колоратурных ролях Изабеллы в ""Роберте"", Берты в ""Пророке"" и в драматических ролях Валентины в ""Гугенотах"", Юдифи в опере Серова . Репертуар Меньшиковой был обширен. Пела в Милане, когда там была поставлена ""Жизнь за Царя"". Под конец жизни Меньшикова посвятила себя педагогической деятельности.

Источник: Биографический словарь. 2008

Меньшикова, Александра Григорьевна

— известная русская певица; род. в 1840 г.; училась у Риччи в СПб. и Вартеля в Париже; дебютировала на сцене Императорской оперы в СПб. в 1869 г. в роди Антониды в "Жизни за Царя". На сцене Мариинского театра Меньшикова пробыла до 1875 г. Редкий голос, представляющий соединение драматического и колоратурного сопрано, и драматический темперамент давали М. возможность выступать в самых разнообразных ролях, например в колоратурных ролях Изабеллы в "Роберте", Берты в "Пророке" и в драматических ролях Валентины в "Гугенотах", Юдифи в опере Серова. Репертуар М., составленный из русских и иностранных опер, был весьма обширен. До появления на спб. сцене совершила много артистических путешествий по России; пела и в Милане, когда там была поставлена "Жизнь за Царя". В настоящее время М. посвятила себя педагогической деятельности.


Н. С.


{Брокгауз}





Меньшикова, Александра Григорьевна (дополнение к статье)


(по мужу Меньшова) — певица; умерла в 1902 г. в СПб.


{Брокгауз}





Меньшикова, Александра Григорьевна


(по мужу Меньшова) — известная оперная певица (драматическое сопрано), род. 1840 в Малороссии, ум. 12 октября 1902 в СПб. Пению училась у Риччи в СПб. и Вартеля в Париже. В 1869 принята была на СПб. Мариинскую сцену после успешного дебюта в "Русалке". В 1875—76 М. временно вышла из состава труппы и выступила с собственной оперной антрепризой в Одессе, Харькове и Киеве. В 1876 М. вернулась на Мариинскую сцену и пела там до 1880, после чего лет 10 гастролировала еще в СПб. и провинции, совершая в то же время концертные поездки по России. Под конец посвятила себя исключительно преподаванию пения.


(В.).


{Риман}





Меньшикова, Александра Григорьевна


(Меньшикова — сцен. псевд.; урожд. Коробова; по мужу Меньшова) [3(15).6.1840 (в нек-рых источ. 1846), Украина — 12(25).10.1902, Петербург] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано), педагог. Род. в семье помещика. Общее муз. образование получила в Клев. ин-те. После непродолжительного обучения пению в Петербурге у Ф. Риччи совершенствовалась в Италии и Париже (у П. Вартеля). В 1860 дебютировала на оперной сцене в Казани (антр. Ф. Бергера). В 1866—69 и 1880 солистка моск. Большого т-ра (дебютировала в партии Церлины — "Фра-Дьяволо"; при ее подготовке пользовалась советами И. Сетова). В 1869—75 и 1876— 80 пела в петерб. Марии иском т-ре (дебютировала в партии Антониды), где в полной мере раскрылось ее дарование, в 1872 принимала участие в спектаклях петерб. Итал. оперы. В 1874 по приглашению А. Сантагано-Горчаковой с большим успехом гастролировала в Милане (т-р "Даль-Верме"), участвовала здесь в первом представлении "Жизни за царя" М. Глинки. В том же году выступала в Швейцарии. В 1875 вместе с А. Раппортом организовала оперную антрепризу, с к-рой гастролировала (один сезон) в Одессе, Харькове и Киеве до 1876. В 1880—90 выступала в частных оперных антрепризах (Москва, Петербург, Рига, Ярославль, Томск, Кавказ). Обладала легким, гибким, ровным голосом обширного диапазона (две с половиной октавы), природной колоратурой. Свободно преодолевала тесситурные трудности, легко исп. трели, украшения и фиоритуры. В петерб. период пела не только сопрановые, но и меццо-сопрановые партии. В начале творческого пути М. критики отмечали в характере ее исп. внутреннее спокойствие и сдержанность. В моск. период ярко заявил о себе актер. темперамент певицы, придавший ее героиням черты эмоциональной силы и страстности. "Подобного голоса сопрано у нас в Петербурге нет: его можно сравнить только с голосом Патти, с той разницей, что голос Патти бесстрастен, как голос соловья, а голос Меньшиковой богат оттенками человеческой страсти" (Ц. Кюи)*. Репертуар М. включал разнохарактерные партии (колор., лирич., драм.).


1-я исп. партии: 1-й гречанки ("Торжество Вакха"); Марьи Власьевны ("Воевода"; партию готовила под рук. П. Чайковского); в Большом т-ре — Катерины ("Гроза" В. Кашперова); в Киеве — Гальки ("Галька"); на рус. сцене — Клеопатры ("Маккавеи"), Аиды ("Аида"). Большим событием в театр. жизни Москвы в 1868 была возобновленная постановка "Руслана и Людмилы", в к-рой наибольший успех выпал на долю М. — исполнительницы партии Людмилы. Др. лучшие партии: Антонида, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Юдифь ("Юдифь" А. Серова), Изабелла ("Роберт-Дьявол"), Валентина, Галька. Др. партии: Рогнеда ("Рогнеда"); Донна Анна ("Дон Жуан"), Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Маргарита ("Фауст"), Леонора ("Трубадур"), Ирена ("Риенци"), Елизавета) "Тангейзер"). Партнеры: Б. Корсов, Е. Лавровская, Ф. Никольский, Д. Орлов, О. Петров, П. Радонежский, Ф. Стравинский. Пела п/у И. Альтани, Э. Мертена, А. Рубинштейна, И. Шрамека.


В симф. концертах исп. сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена, в камерных концертах — романсы Ф. Шуберта и рус. композиторов (в т. ч. М. Глинки). Концертировала в Риге, Дерпте, Ковно, Вильно, Варшаве, Киеве.


Талант певицы высоко ценили Ц. Кюи, А. Серов, Н. Рубинштейн, Н. Кашкин, С. Кругликов, Г. Берлиоз. Ей посвятили свои романсы Ц. Кюи ("Люблю, если тихо") и П. Чайковский ("Не верь, мой друг", ор. 6 № 1, 1869).


В 1884 М. впервые поставила в Варшаве "Жизнь за царя" М. Глинки и "Руслана и Людмилу" (на рус. яз.).


В 1886 открыла в Петербурге у себя на дому курсы пения.


Лит.: Баженов А. Сочинения и переводы. — М., 1869. Т. 1. С. 709—710; Ларош Г. Муз. хроника: Новая русская опера: "Воевода" г. Чайковского. Бенефис г-жи Меньшиковой // Современная летопись. 1869. № 7; Галлеp К. А. Г. Меньшикова // Всемирная иллюстрация. 1878. № 482. С. 227; Кругликов С. Памяти А. Г. Меньшиковой // Новости дня. 1902. № 6951; Амфитеатров А. В. Собр. соч. в 37 т. Т. 21: Склоненные ивы. Очерки. — СПб., 1913. С. 139—141; Стаpк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 18; Кюи Ц.* Избранные статьи / Сост., автор вступ. статьи и прим. И. Л. Гусин. — Л., 1952; Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953; С. 430; Попов Е. Опера на... Манеже // Красное знамя (Томск). 1966. 19 февр.; Лесс А. Неизвестный автограф Чайковского // Муз. жизнь. 1972. № 7. С. 16; Кузьмін M. I. Забуті сторінки музичного життя Києва. — Київ, 1972. С. 166—167; Пекелис М. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. 1845—1857. — М., 1973. Т. 2. С. 357— 360.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008