фр. mentalite) - склад ума, мироощущение, мировосприятие, психол.
Менталитет
МЕНТАЛИТЕТ
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
Менталитет
это образ мыслей, умонастроения, склад ума в целом общества или его слоев, отдельных групп.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
Менталитет
лат. – ум, мышление, образ мыслей) социально-психологический настрой большой социальной группы (народности, нации, класса, сословия), который определяет ее картину мира и скрепляет единство культурной традиции.
Источник: Краткий исторический словарь
Менталитет
обобщенное понятие, политико-публицистическое, обозначающее в широком смысле совокупность и своеобразный склад различных психических свойств и качеств, особенностей и проявлений. Характеризует оригинальный способ мышления, склада ума, умонастроения.
Менталитет
система образов, представлений, которые в разных группах или слоях общества сочетаются по-разному, но всегда лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей (определение понятия взято у Жоржа Дюби, лидера Новой исторической науки).
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Менталитет
лат. mens – ум, образ мыслей, склад ума) – присущая индивиду или определенной социальной общности совокупность специфического склада мышления и чувств, ценностных ориентаций и установок, представлений о мире и о себе, верований, мнений, предрассудков. Менталитет формирует соответствующую культурную картину мира и в значительной степени определяет образ жизни, поведение человека и форму отношений между людьми.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
МЕНТАЛИТЕТ
[нем. Mentalitat, фр. mentalite] - 1) совокупность символов, необходимо формирующихся в рамках каждой данной культурно-исторической эпохи и закрепляющихся в сознании людей в процессе общения с себе подобными (1); 2) структура, определяющая строй мыслей, чувств и поведения и формирующая систему ценностей и норм индивида или социальной группы; 3) устойчивый склад ума, оказывающий непосредственное влияние на экономические, социальные и политические отношения (5); 4) мировидение как совокупность образов и представлений (3); 5) мировосприятие и самосознание» человека (2). М. - это кросс-культурное понятие, широко используемое в неклассической исторической науке. Методологические трудности использования понятия «менталитет» в историческом познании заключаются в том, что он выступает своеобразной номина дней для обозначения самых разнородных исторических явлений.
В современной исторической литературе можно выделить три подхода к определению содержания понятия «менталитет». В рамках первого из них М. рассматривается как совокупность повседневных осознанных представлений, символических образов и ценностей. При втором подходе акцент, наоборот, делается на коллективно-бессознательных, архетипических его компонентах. В рамках третьего подхода подчеркивается, что м.- это область как сознательного, так и бессознательного. Операционализировать понятие «менталитет» применительно к исторической науке можно на основе категориального синтеза его определений в различных отраслях современного научного знания с учетом тенденции его к интеграции в контексте интердисциплинарных исследований. При этом можно использовать идеи, которые разрабатываются в таких отраслях социально-гуманитарного знания, как история ментальностей, семиотика, теория «карнавальной» культуры, теория социальной информации, историческая и культурная антропология. Опираясь на эти идеи, можно предложить следующее операциональное определение понятия «менталитет» как совокупности осознанных и неосознанных повседневных представлений, ценностей и установок, присущих различным социальным общностям или модальным личностям. М. - это сфера повседневности, включающая как неосознанные, так и осознанные структуры. Неосознанные структуры менталитета устойчивы, консервативны и реактивны. Они «дремлют», но как только возникает подходящая ситуация, активизируются, часто вопреки желанию и воле его социальных носителей. Осознанные структуры менталитета, наоборот, - динамичны, диверсификационны и креативны. Неосознанные структуры менталитета более или менее однородны, они присущи в той или иной мере всей социальной общности и с трудом поддаются изменениям. Осознанные структуры менталитета разнородны, изменчивы, их носителями являются различные входящие в социальную общность социальные группы. Поэтому неосознанные структуры менталитета выполняют в социальной общности идентификационную функцию, а осознанные структуры менталитета выступают основой ее социальной дифференциации.
Лит.: 1) Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987. С. 4; 2) Горский А. А., Пушкарев Л. Н. Предисловие // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). М.: ИРИ РАН, 1994. С. 3; 3) Гуревич А. Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1 / Под ред. А. О. Чубарьяна и В. В. Согрина. М.: Наука, 1989. С. 75-89; 4)Лубский А. В. Альтер нативные модели исторического исследования: концептуальная интерпретация когнитивных практик. Saarbriicken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. C. 155-164; 5) ФилъдД. История менталитета в зарубежной исторической литературе// Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.): Материалы международ. конфер. М.: РОССПЭН, 1996. С. 11-18. А. В. ЛУБСКИЙ
В современной исторической литературе можно выделить три подхода к определению содержания понятия «менталитет». В рамках первого из них М. рассматривается как совокупность повседневных осознанных представлений, символических образов и ценностей. При втором подходе акцент, наоборот, делается на коллективно-бессознательных, архетипических его компонентах. В рамках третьего подхода подчеркивается, что м.- это область как сознательного, так и бессознательного. Операционализировать понятие «менталитет» применительно к исторической науке можно на основе категориального синтеза его определений в различных отраслях современного научного знания с учетом тенденции его к интеграции в контексте интердисциплинарных исследований. При этом можно использовать идеи, которые разрабатываются в таких отраслях социально-гуманитарного знания, как история ментальностей, семиотика, теория «карнавальной» культуры, теория социальной информации, историческая и культурная антропология. Опираясь на эти идеи, можно предложить следующее операциональное определение понятия «менталитет» как совокупности осознанных и неосознанных повседневных представлений, ценностей и установок, присущих различным социальным общностям или модальным личностям. М. - это сфера повседневности, включающая как неосознанные, так и осознанные структуры. Неосознанные структуры менталитета устойчивы, консервативны и реактивны. Они «дремлют», но как только возникает подходящая ситуация, активизируются, часто вопреки желанию и воле его социальных носителей. Осознанные структуры менталитета, наоборот, - динамичны, диверсификационны и креативны. Неосознанные структуры менталитета более или менее однородны, они присущи в той или иной мере всей социальной общности и с трудом поддаются изменениям. Осознанные структуры менталитета разнородны, изменчивы, их носителями являются различные входящие в социальную общность социальные группы. Поэтому неосознанные структуры менталитета выполняют в социальной общности идентификационную функцию, а осознанные структуры менталитета выступают основой ее социальной дифференциации.
Лит.: 1) Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987. С. 4; 2) Горский А. А., Пушкарев Л. Н. Предисловие // Мировосприятие и самосознание русского общества (XI-XX вв.). М.: ИРИ РАН, 1994. С. 3; 3) Гуревич А. Я. Проблема ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1 / Под ред. А. О. Чубарьяна и В. В. Согрина. М.: Наука, 1989. С. 75-89; 4)Лубский А. В. Альтер нативные модели исторического исследования: концептуальная интерпретация когнитивных практик. Saarbriicken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. C. 155-164; 5) ФилъдД. История менталитета в зарубежной исторической литературе// Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.): Материалы международ. конфер. М.: РОССПЭН, 1996. С. 11-18. А. В. ЛУБСКИЙ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.