МЕРА

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

МЕРА
в России емкость для измерения жидких и сыпучих тел, обычно равна четверику — 26,24 п.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

мера
имеет следующие значения в оригинальном (греческом) тексте:
- сата-1Ц 25.18; 4Ц 7.1,16,18; Мф 13.33,
- бат-Лк 16.6,
- кор-Лк 16.7.
В Ин 2.6 употреблено греческое слово «метрета», означавшее меру, равную примерно 40л, а в Агг 2.16-просто «мера» (некое количество). (См. меры)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Мера
(греч. metron, лат. modus). Находить истинную М. в поступках и мыслях, которая, по Аристотелю, заключалась в «середине между слишком много и слишком мало», было одной из осн. норм образа жизни др. греков. Только в истинной М. реализуется гармония противоположностей. Истинная М. относится к гл. категориям в натурфилософии, политич. теории, этике и эстетике др.-греч. философов, в первую очередь Аристотеля. Лишь умеренное можно отнести к категории прекрасного, а никак не безмерное, беспредельное (Платон, Аристотель). В наслаждении искусством также требуется М.: если наслаждаться им безмерно, т. е. больше, чем необходимо для душевного отдыха, то в результате может появиться отвращение к нему (Демокрит, Аристотель). Понятие истинной М. стало позднее одной из осн. норм в нем. и франц. классицизме.

Источник: Словарь античности. 1989

Мера
евр. мида. Мера. А. — мера длины. Небольшими мерами длины у евреев, как и у других народов, служили палец человека, локоть и т.д. Они были следующие, считая от самых малых: 1) Перст в ширину (евр. «эцба» (Мер. 52:21). 2) Ладонь (евр. тофах) (Исх. 25:25), равна длине 4 перстов (ширину). 3) Пядень или пядь (евр. серет) (Исх. 28:16) — расстояние от начала большого пальца до конца мизинца, как наша четверть, равное 3 ладоням (1 Цар. 17:4; Иез. 43:13; Ис. 40:12). 4) Локоть (евр. амма) (Быт. 6:16) — расстояние от локтя до конца среднего вытянутого пальца у мужчины (Втор. 3:11), равное 2-м пяденям, или б ладоням, или 24 перстам. 5) Сажень упоминается в Деян. 27:28. 6) Трость (евр. кане) (Иез. 40:5 и дал.; 42:16 и дал.), равнялась 6-ти локтям (Иез. 41:8). Согласно Талмуду, ширина пальца равнялась ширине шести сложенных семян, а локоть равнялся ширине 144-х таким же образом сложенных семян. По этим и другим сведениям длину древнего еврейского локтя, равняющуюся шести сложенным ладоням, считали равной 483,9 миллиметрам; это предположение подтверждается древне-египетским локтем, образец которого найден в Египте и который вообще имеет в длину 484,2 миллиметра. Следовательно, пядень (3) равнялся 241,95 миллиметрам, ладонь (2) — 80,65 миллиметрам, перст (1) — 20,1625 миллиметров, трость (6) — 2 метра и 903,4 миллиметра. От старинного Моисеева локтя (4) (Втор. 3:11; 2 Пар. 3:3), который, круглым числом, составлял немного более 11/2 фута, отличался египетский — так называемый, царский локоть, про который Иезекииль говорит, что он имеет длину большую Моисеева локтя на одну ладонь (Иез. 40:5; 43:13) и который считался равным 523,5 миллиметрам; вавилонский локоть равняется, приблизительно, 525 миллиметрам. Более неопределенны были меры пути: 1) Шаг (2Цар. 6:13). 2) Расстояние Быт. 35:16; 48:7; 4 Цар. 5:19). 3) Дневной путь (Быт. 30: 36; Лук. 2:44), приблизительно, восьмичасовой путь. 4) Субботний путь (Деян. 1:12) — длина пути, которую, по раввинскому толкованию некоторых мест Библии, было разрешено совершать в субботу. Срав. слова Иисуса к ученикам (Мат. 24:20) относительно субботы. Место в Исх. 16:29, где запрещается оставлять свой дом в субботу, раввины объяснили таким образом, что никому нельзя оставлять своего дома или его окрестностей, которые считали равными 2000 локтям или 1 км по всем направлениям от дома. Отходить на такое расстояние они допускали, основываясь на двух местах Священного Писания: И. Нав. 3:4, где говорится, что от лагеря до скинии было 2000 локтей, и Чис. 35:4, где сказано, что поля около левитских городов должны простираться на 2000 локтей во все стороны. Впрочем знали и другой способ, как обойти закон: отъезжали на 2000 локтей от дома, клали на землю свою пищу, часть которой съедали, часть закапывали и, таким образом, создавали себе «дом»; после чего считали для себя возможным отъехать еще на 2000 локтей и т.д. Кроме этих мер, в Новом Завете встречаются следующие чужеземные меры: 5) Стадия — самая большая единица меры длины у греков (Лук. 24:13; Иоан. 6:19; 11:18; Отк. 14:20; 21:16), первоначально это была длина Олимпийского ристалища (место атлетических состязаний греков), составляющая около 200 метров (625 римских футов). Восемь таких стадий составляли римскую милю. Все-же величина стадий изменилась, так что в более позднее время римскую милю считали равной 71/2 стадиям; такая стадия соответствовала талмудской мере (рус) или 400 локтям. 6) Поприще (Мат. 5:41) (мили), римская единица меры пути, равная 2000 шагов или 5000 римских футов, 8 греческих стадий или 1478,7 метра). Для измерения площадей евреи довольствовались обозначением длины участка и его ширины, выраженной в локтях или тростях (Чис. 35:4 и дал.; Иез. 40-7; 42:20; 45:2; 48:20; Отк. 21: 16). Б. Меры жидких тел у евреев были следующие:
1) Лог — (Лев. 14:10), самая малая мера.
2) Гин — (Исх. 29:40; Иез. 4:11), согласно указаниям раввинов, равен 12 логам 3) Бат — самая крупная мера жидких тел (3 Цар. 7:26), равная 6 гинам (Иез. 45:11); она составляла 1/10 хомера и, следовательно, равнялась ефе; у Лук. 16:6 единица этой меры названа словом «мера», т.е. бат или ефа. Меры сыпучих тел были следующие: 1) Каб — (4 Цар. 6:25), самый малый объем.
2) Гомер — или иссарон (Исх. 16:16; Лев. 14:10; Чис. 15:4), равняется 1/10 ефе (Исх. 16:36) или 1/20 каба. 3) Сата — (Быт. 18:6), равнялась 1/3 ефы или 6 кабам. В Новом Завете и в 4 Цар. 7:1.16 она названа «мера» (греч. сатон) (Мат. 13:33; Лук. 13:21). 4) Ефа — равная бату (Иез. 45: 11), часто встречающаяся мера (Исх. 16:36; Лев. 5:11; 6:20; Суд. 6:19; 1 Цар. 17:17; Иез. 46:5), равна 3 сатам или 10 гомерам. 5) Полхомер (евр. летек) (Ос. 3:2) — половина хомера. 6) X омер — (Исх. 27:16; Чис. 11:32; Ис. 5:10) или кор (3 Цар. 4:22; 5:11; Иез. 45:14); у Лук. 16:7 переведено словом «мера (греч. корус). Эта самая крупная мера сыпучих тел. По Иез. 45:11 эта мера является общею для сыпучих и жидких тел. Таким образом хомер равнялся 10 ефам или батам; «мера их (ефы и бата) должна определяться по хомеру». О действительной величине этих мер раввины говорят, что 1 каб по объему равняется 24 яйцам; 1 сата равна 144 яйцам и ефа одинакова по объему, с 432 яйцами. По этим данным вычислили различные меры емкости и нашли, что один бат равен 40 литрам. Кроме этих упоминаются некоторые меры неопределенной величины, как, напр., горсть (евр. шалиш) (Ис. 40:12), большая мера (евр. шалиш) (Пс. 79:6), может быть, 1/3 ефы; далее кадка (евр. кад; 3 Цар. 17:12,14,16); ведро (евр. кад; 3Цар. 18:34). У Агг. 2:16 упоминается также неизвестная мера (евр. пурах). Наконец в Новом Завете мы встречаем некоторые греческие меры: Xиникс (Отк. 6:6) — мера зерна для хлеба, которым мог прокормиться один человек в течение дня; мера — (греч. метретес; Иоан. 2: 6), около одного бата; Кружка (греч. ксестес; Map. 7:4) — 1/72 меры; сосуд (греч. модиос; Мат. :15; Map. 4:21; Лук. 11:33) — почти 7 литров.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

МЕРА
    I.
   • Maera,
         ??????,
       1. см. Icarius, Икарий;
       2. дочь Прэта, подруга Артемиды, убитая ею за то, что родила от Зевса Локра (который вместе с Амфионом и Зетом основал Фивы). Ноm. Il. 11, 326;
       3. дочь Атланта, супруга Тегеата, сына Ликаонова; гробницы ее показывались в Тегее и Мантинее (Павсаний отождествляет ее с предыдущей);
       4. одна из Нереид. Ноm. Il. 18, 48.
    II.
   • Mens?ra,
         ??????, для измерения длины, поверхности и тел, сыпучих и жидких; но М. и вес в древнейшее время ни практически, ни теоретически точно не различались. По Беку система веса, равно как и времяисчисление — вавилонского происхождения. Вавилоняне для измерения часов, в особенности 12 часов ночи, употребляли воду. Главная М. разделалась на 12 частей, для чего изготовлялись особые сосуды, содержавшие каждое 1/12 часть всего количества. Двенадцатичная система имела влияние на египтян, а позднее, вероятно, также и на римлян. Прежде всего, без сомнения, возникло измерение в пространстве протяжения, причем размеры человеческого тела служили главной основой. Ширина ладони, длина всей руки, распростертые руки, нога, шаг суть М., на которые указывает сама природа и которые оказываются достаточными для необходимых потребностей при примитивном состоянии культуры. На пространстве 100 футов (т. е. ног) в длину гнал пахарь своих быков и проводил борозды одну рядом с другой до тех пор, пока ширина обработанного им участка земли не делалась равной его длине. Этот четырехугольник в 100 футов и есть первоначальная мера поверхности у греков и у италийцев. Строительное искусство немыслимо без определенно установленных мер, поэтому у египтян, древнейших архитекторов на земном шаре, находятся и вполне точно определенные меры; государственный египетский локоть содержал в себе 28 раз ширину пальца и был длиной от 525 до 528 миллиметров; этот локоть имеет в виду и Геродот (2, 168).
    I. Весьма разнообразный характер различных местностей Эллады имел на систему М. и веса меньше влияния, чем можно было ожидать; это происходило главным образом оттого, что при развитии торговых сношений оказывалось необходимым приблизительное согласование М. известной страны с иноземными, а раннее влияние вавилонской системы М., вероятно, вследствие посредничества финикиан, делало возможным такое согласование. Что касается до М. длины, то олимпийский стадий (???????, Plur. ?????? и ???????), равно как и стадий, принятый в целой Греции, содержал в себе 600 греческих футов (625 римских футов, отношение как 24:25) и составлял около 1/8 части римской мили или 1/40 географической мили и равнялся 569 парижским футам, 184,97 м. или 260 аршинам; стадий разделялся на 6 плефр в 100 футов каждая или на 100 саженей, ????????, в 6 футов каждая, таким образом, стадий делился на 600 греческих футов (?????), из которых каждый в свою очередь содержал 5 ладоней (????????? или ??????) или 16 дюймов; подобным же образом локоть (??????) заключал 6 ладоней, или 2 пяди (????????) в 12 дюймов (?????????). Один ???????? (палец) = 19,3 mm, a ???? = 308,3 mm или около 7 вершков, т. е. немногим больше нашего фута. Только что упомянутая длина стадия фактически очень часто изменялась, и только в самых редких случаях можно думать о точном измерении масштабом больших пространств; обыкновенно же довольствовались измерением пространства шагами; даже длину пройденной дороги определяли по времени и считали дневной путь и т. д. в стадиях круглым числом. Что при этом случались ошибки, понятно само собой. Стадий, который Геродот принимал за единицу при определении пространства, не есть собственно 400-кратный ??????? ??????, равно как и стадий Ксенофонта не равнялся непременно 600 аттическим футам; но оба они меньше этой величины. Вероятно, считали путевой стадий в 200 шагов = 500 футам. Меры поверхности начинались соответствующими подразделениями с квадратного плефра, который содержал 0,087 десятины или 0,095 гектара. Для кубических мер основной величиной была ??????, употреблявшаяся при измерении жидких и твердых тел; в жидких телах 12 ??????? составляли ?????, 144 ??????? составляли ???????? (39,39 литра); при измерении твердых (сыпучих) тел 4 ??????? составляли 1 ???????, 32 — 1 ???????, 192 — 1 ???????? (52,53 литра). ????????? ???????? имел 864 ?????? (при измерении жидких тел).
    II. У римлян, у которых М. и вес впервые были установлены Сервием Туллием, определение мер длины следующее: digitus, ширина пальца, pollex, ширина большого пальца, дюйм; palmus ладони = 4 digiti или 3 дюймам; pes 1 фут или 12 дюймов = 16 digiti; cubitus — локоть, считая от конца внутрь согнутого локтя до конца среднего пальца = 1,5 фута; passus — шаг или 5 футов, считая от того места, где нога поднималась, до того места, где та же самая нога опускалась, двойное пространство обыкновенного шага, gradus или gressus. Шест в 10 футов длиной (decempeda) называлась pertica, сажень. Фут (pes) содержал 4 palmi, 12 pollices, 16 digiti, но разделялся также еще на 12 частей, которые назывались по частям римского асса (as). 625 футов или 125 шагов составляли stadium, 8 stadia — милю, milli или milliarium. От персов заимствовано название парасанг для 30 стадий и схэйн для двойного пространства. М. поверхности был iugerum (см. Югер), содержавший 240 футов в длину и 120 ф. в ширину; половина его называлась actuc quadratus. M. для жидких тел: culeus = 525,27 литра, в нем было 20 amphorae; amphora (см. Амфора), называвшаяся также quadrantal или cadus содержит 2 urnae, 8 congii, 48 sextarii и 96 heminae или cotylae, 576 cyathu. Самый большой М. для сыпучих тел был modius = 8,75 литр.; 6 modii составляли теdimnus. Для лучшего понимания и более легкого перевода этих мер см. приложенные таблицы. ср.: Fr. Hultsch, griech. und r?m. Metrologie (1862).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

МЕРА
    I.
   • Maera,
         ??????,
       1. см. Icarius, Икарий;
       2. дочь Прэта, подруга Артемиды, убитая ею за то, что родила от Зевса Локра (который вместе с Амфионом и Зетом основал Фивы). Ноm. Il. 11, 326;
       3. дочь Атланта, супруга Тегеата, сына Ликаонова; гробницы ее показывались в Тегее и Мантинее (Павсаний отождествляет ее с предыдущей);
       4. одна из Нереид. Ноm. Il. 18, 48.
    II.
   • Mens?ra,
         ??????, для измерения длины, поверхности и тел, сыпучих и жидких; но М. и вес в древнейшее время ни практически, ни теоретически точно не различались. По Беку система веса, равно как и времяисчисление — вавилонского происхождения. Вавилоняне для измерения часов, в особенности 12 часов ночи, употребляли воду. Главная М. разделалась на 12 частей, для чего изготовлялись особые сосуды, содержавшие каждое 1/12 часть всего количества. Двенадцатичная система имела влияние на египтян, а позднее, вероятно, также и на римлян. Прежде всего, без сомнения, возникло измерение в пространстве протяжения, причем размеры человеческого тела служили главной основой. Ширина ладони, длина всей руки, распростертые руки, нога, шаг суть М., на которые указывает сама природа и которые оказываются достаточными для необходимых потребностей при примитивном состоянии культуры. На пространстве 100 футов (т. е. ног) в длину гнал пахарь своих быков и проводил борозды одну рядом с другой до тех пор, пока ширина обработанного им участка земли не делалась равной его длине. Этот четырехугольник в 100 футов и есть первоначальная мера поверхности у греков и у италийцев. Строительное искусство немыслимо без определенно установленных мер, поэтому у египтян, древнейших архитекторов на земном шаре, находятся и вполне точно определенные меры; государственный египетский локоть содержал в себе 28 раз ширину пальца и был длиной от 525 до 528 миллиметров; этот локоть имеет в виду и Геродот (2, 168).
    I. Весьма разнообразный характер различных местностей Эллады имел на систему М. и веса меньше влияния, чем можно было ожидать; это происходило главным образом оттого, что при развитии торговых сношений оказывалось необходимым приблизительное согласование М. известной страны с иноземными, а раннее влияние вавилонской системы М., вероятно, вследствие посредничества финикиан, делало возможным такое согласование. Что касается до М. длины, то олимпийский стадий (???????, Plur. ?????? и ???????), равно как и стадий, принятый в целой Греции, содержал в себе 600 греческих футов (625 римских футов, отношение как 24:25) и составлял около 1/8 части римской мили или 1/40 географической мили и равнялся 569 парижским футам, 184,97 м. или 260 аршинам; стадий разделялся на 6 плефр в 100 футов каждая или на 100 саженей, ????????, в 6 футов каждая, таким образом, стадий делился на 600 греческих футов (?????), из которых каждый в свою очередь содержал 5 ладоней (????????? или ??????) или 16 дюймов; подобным же образом локоть (??????) заключал 6 ладоней, или 2 пяди (????????) в 12 дюймов (?????????). Один ???????? (палец) = 19,3 mm, a ???? = 308,3 mm или около 7 вершков, т. е. немногим больше нашего фута. Только что упомянутая длина стадия фактически очень часто изменялась, и только в самых редких случаях можно думать о точном измерении масштабом больших пространств; обыкновенно же довольствовались измерением пространства шагами; даже длину пройденной дороги определяли по времени и считали дневной путь и т. д. в стадиях круглым числом. Что при этом случались ошибки, понятно само собой. Стадий, который Геродот принимал за единицу при определении пространства, не есть собственно 400-кратный ??????? ??????, равно как и стадий Ксенофонта не равнялся непременно 600 аттическим футам; но оба они меньше этой величины. Вероятно, считали путевой стадий в 200 шагов = 500 футам. Меры поверхности начинались соответствующими подразделениями с квадратного плефра, который содержал 0,087 десятины или 0,095 гектара. Для кубических мер основной величиной была ??????, употреблявшаяся при измерении жидких и твердых тел; в жидких телах 12 ??????? составляли ?????, 144 ??????? составляли ???????? (39,39 литра); при измерении твердых (сыпучих) тел 4 ??????? составляли 1 ???????, 32 — 1 ???????, 192 — 1 ???????? (52,53 литра). ????????? ???????? имел 864 ?????? (при измерении жидких тел).
    II. У римлян, у которых М. и вес впервые были установлены Сервием Туллием, определение мер длины следующее: digitus, ширина пальца, pollex, ширина большого пальца, дюйм; palmus ладони = 4 digiti или 3 дюймам; pes 1 фут или 12 дюймов = 16 digiti; cubitus — локоть, считая от конца внутрь согнутого локтя до конца среднего пальца = 1,5 фута; passus — шаг или 5 футов, считая от того места, где нога поднималась, до того места, где та же самая нога опускалась, двойное пространство обыкновенного шага, gradus или gressus. Шест в 10 футов длиной (decempeda) называлась pertica, сажень. Фут (pes) содержал 4 palmi, 12 pollices, 16 digiti, но разделялся также еще на 12 частей, которые назывались по частям римского асса (as). 625 футов или 125 шагов составляли stadium, 8 stadia — милю, milli или milliarium. От персов заимствовано название парасанг для 30 стадий и схэйн для двойного пространства. М. поверхности был iugerum (см. Югер), содержавший 240 футов в длину и 120 ф. в ширину; половина его называлась actuc quadratus. M. для жидких тел: culeus = 525,27 литра, в нем было 20 amphorae; amphora (см. Амфора), называвшаяся также quadrantal или cadus содержит 2 urnae, 8 congii, 48 sextarii и 96 heminae или cotylae, 576 cyathu. Самый большой М. для сыпучих тел был modius = 8,75 литр.; 6 modii составляли теdimnus. Для лучшего понимания и более легкого перевода этих мер см. приложенные таблицы. ср.: Fr. Hultsch, griech. und r?m. Metrologie (1862).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Мера труда и мера потребления в системе отношений собственности

Малинина Татьяна Борисовна
Соотношения меры труда и потребления анализируются через призму функционирования отношений собственности.
Читать PDF
0.00 байт

Мера актуальности ценности и мера ценности актуальности

Баранецкий А.Н.
В данном докладе ставилась задача отразить важность мониторинга количественно измеримых параметров инициативности социума.
Читать PDF
0.00 байт

Система «Бюджетирования на нулевой основе» как мера борьбы с федеральной бюрократией в США в период

Тишакова Елена Николаевна
Читать PDF
0.00 байт

10. 3. Воспитательный дом как мера призрения покинутых детей

Черкашина Наталья Валерьевна
Статья посвящена истории деятельности воспитательных домов как форм защиты незаконнорожденных и нищенствующих детей и оказанию им трудовой помощи в период правления Екатерины II.
Читать PDF
0.00 байт

Мера как категория социальная (по данным архаики)

Писаренко Юрий Георгиевич
В статье представлена реконструкция содержания категории меры по архаическим представлениям, определены социальные функции этой категории.
Читать PDF
0.00 байт

Революция как мера некомпетентности элит. К  столетию Великой Октябрьской социалистической революции

Никифоров Владимир Викторович
Революционный способ изменения общественного строя признается естественным.
Читать PDF
0.00 байт

«Ни шагу назад!»: жестокая, но необходимая мера (дискуссионные размышления в связи с 75-летием прика

Ипполитов Георгий Михайлович
В статье анализируется ныне широко известный приказ Народного комиссара обороны СССР №227 от 28 июля 1942 г., изданный в сложное время Великой Отечественной войны (лето 19142 г.
Читать PDF
0.00 байт

Время как мера изменений в многоуровневой модели мира Сибирского шаманизма

Нам Елена Вадимовна
Рассматриваются особенности восприятия времени в традиционном мировоззрении сибирских народов, и в частности в шаманской традиции.
Читать PDF
0.00 байт

Мера женского в современную эпоху: между стервой и антистервой

Ромах О. В., Шааб К. С.
В статье рассматриваются этнический и числовой показатели долголетия, которые хранят в себе такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени национальное своеобразие.
Читать PDF
0.00 байт

Мера женского в современную эпоху: между стервой и антистервой

Шичанина Ю. В.
в статье рассматриваются типологические позиции, многократно освещенные в художественной и популярной литературе и получившие название «стервы» или ее антипода.
Читать PDF
0.00 байт

Справедливость как мера равенства

Исмаилов Нурмагомед Омарович
В свете теории устойчивого развития в статье исследуется социальная справедливость как мера социального равенства, взаимосвязь справедливости и равенства.
Читать PDF
0.00 байт

Культура как мера развития личности

Казибекова Г.К.
Статья посвящена изучению культуры как меры развития личности. В ней автор акцентирует внимание читателя на значимости культуры и ее ценностей в современном обществе. Автора тревожит современное состояние духовной культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Принцип подобия. Человек - мера вещей

Веслополова Галина Николаевна
В качестве инструмента, позволяющего достичь гармонии, архитекторы использовали разнообразные системы пропорционирования.
Читать PDF
0.00 байт

«Внутренняя мера» элегического жанра в новоевропейской литературе

Горин Станислав Викторович
Статья посвящена выявлению жанрового формально-содержательного инварианта элегии, который раскрывается с помощью понятия «внутренняя мера». Формулируются основные элегические мотивы.
Читать PDF
0.00 байт

Любовь как мера жизни. Любовная лирика Кашежевой 1960-2000 гг

Куянцева Е. А.
Статья посвящена поэзии И. Кашежевой. Детальный анализ произведений поэтессы позволил определить степень влияния на ее творчество М. Цветаевой и А. Ахматовой.

Похожие термины: