МЕЩАНИНОВ Оскар Самойлович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

МЕЩАНИНОВ Оскар Самойлович
(9 апр. 1886, Витебск- 14 июля 1956, Болонья, Италия) — скульптор. В Витебске получил нач. образование. В 1905-06 учился в Одесском худ. уч-ще. В 1907 уехал в Париж, где продолжил худ. образование. Создавал погрудные портреты из мрамора, гранита и бронзы. Выставлялся в Париже и в России. Обследовал древние каменные храмы Юго-Восточ. Азии и Индии, создал коллекции для музеев Франции. С 1941 в США, где работал над скульптурными портретами. Выставлял свои произведения на выставке рус. искусства в Лондоне. См. подробнее: Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Худ. Рус. зарубежья. С. 421-422.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

МЕЩАНИНОВ Оскар Самойлович
21.04.1886 (Витебск) - 14.07.1956 (Лос-Анджелес, США). Скульптор. Начальное художественное образование получил в Витебске у Ю. М. Пена. В 1905-06 учился в Одесском художественном училище, в 1907 уехал в Париж и поселился в «La Ruche». До 1911 учился в Национальной школе декоративных искусств и Национальной школе изящных искусств у А. Мерсье, позже - в мастерской Ж. Бернара. Занимался копированием античной, восточной и готической скульптуры в музеях Парижа и Рима. В 1910-е подружился с П. Пикассо, Д. Риверой, А. Модильяни и русскими художниками, в особенности с X. Сутины.и, который в годы войны жил в его мастерской. Создавал погрудные портреты и торсы из мрамора, гранита и бронзы. В 1910-20-е выставлялся в парижских салонах: Национального общества изящных искусств (1908-11; член общества с 1908), Общества французских художников, Осеннем (член салона с 1912), Независимых и Тюильри. Работы экспонировались в России: на выставке «Мир искусства» (Пг., 1915 и 1916), «Выставке живописи 1915 г.» (М., 1915), Выставке картин и скульптуры художников-евреев (Пг., 1916) и 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919). «Бюст художника Натана Альтмана» был воспроизведен в журнале «Аполлон» (1916, № 1). В 1919 с рекомендательным письмом от французского Министерства иностранных дел отправился в Бирму, Сиам и Камбоджу для обследования древнего города Ангкора и изучения кхмерской скульптуры. Итогом экспедиции стали коллекция, пополнившая музеи Франции, и альбом с предисловием Анри Гудрона (1922). В 1927 в составе подобной экспедиции побывал в Индии, изучал скальные храмы Эллоры. В 1921 участвовал в Выставке русского искусства в галерее Whitechapel в Лондоне, в 1931 - в выставке журнала «Числа» в галерее L’Epoque. В 1928 показал скульптуры «Человек в цилиндре» и «Девушка с цветами» в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве. В связи с выставкой посетил Ленинград и Москву. В 1939 провел ретроспективную выставку в Пти Пале в Париже. В годы II мировой войны переехал в США, принял американское гражданство. Создавал преимущественно портреты. Одной из последних работ стала бронзовая скульптура «Мужчина с мертвым ребенком» (1952, Музей Тель-Авива), посвященная событиям войны и выполненная в несвойственной ему экспрессивной манере. Провел персональные выставки в Нью-Йорке (галерея Wildenstein, 1944) и Лос-Анджелесе (Музей Конти, 1955). Представлен в музеях Парижа, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Кливленда, Иерусалима и Амстердама, а также в ГРМ («Голова девы», 1912) и I IГ («Человек в цилиндре », 1922).

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

МЕЩАНИНОВ Оскар Самойлович
21.4.1886, Витебск - 1957, шт.
Калифорния. США) - скульптор. Учился у Ю. Пэна, затем в Одесской художественной школе, с 1906 в Париже, в Школе декоративных искусств и в Академии изящных искусств (мастерская А.Мерсье), однако, разочаровавшись в возможностях натуралистического академического искусства, вскоре ее покинул. Работал помощником у Ж.Бернара, позднее М. пригласил его консультантом в скульптурное ателье Русской академии в Париже. Жил в «La ruche» («Улье»). Работы М. свидетельствовали о внимательном изучении им древнеегипетской и ранней античной скульптуры; романская и готическая скульптура укрепили его устремление к лаконичному обобщению и синтезу форм в пластике.
С 1908 участвовал в выставках Национального общества изящных искусств, с 1912 регулярно экспонировал свои работы на Осеннем салоне. Один из влиятельных критиков отметил в 1915 в качестве основных черт его творчества глубинное постижение мировой культуры и талантливое претворение великих традиций, Многолетняя дружба связала М. с Диего Ривера, который написал в начале 1910-х его кубистический портрет; остро-характерную внешность М. запечатлели также Х.Сутин и А.Модильяни.
В мировом скульптурном наследии М. больше всего привлекали произведения архаического характера. В 1919 он совершил первое путешествие в Камбоджу для ознакомления с храмовыми ансамблями Ангкора, в 1927 -в Индию, где знакомился со скальными храмами Эллоры.
В 1920-е М. играл видную роль в парижском Обществе русских художников, способствовал устройству выставки «Современное французское искусство» в Музее нового западного искусства в Москве в 1928. В связи с этим он в последний раз приехал на родину, посетил Ленинград и Москву: выступил с рассказом о художественной жизни послевоенного Парижа. Одну из работ М., представленных в русском отделе выставки («Девушка с букетом», 1927), предполагала приобрести Третьяковская галерея: реально туда поступил «Человек в цилиндре» (1922), наиболее известная из работ М., демонстрировавшая его понимание скульптурной формы прежде всего как композиции из обобщенных, архитектонически выдержанных объемов.
2-я мировая война заставила М. эмигрировать в США. Последние годы его жизни были отданы преимущественно созданию портретов; один из лучших - «Портрет Пьера Вертхеймера» (1950).
Работы М. охотно приобретались коллекционерами и престижными музейными собраниями. Мраморная «Девушка» (1912) и бронзовый бюст Жозефа Бернара (1933) вошли в коллекцию Музея Израиля в Иерусалиме; в Национальном музее современного искусства в Париже хранятся «Человек в цилиндре», «Причесывающаяся обнаженная» (1937); в музее «Stedelyk» в Амстердаме - бронзовый «Портрет матери художника» (1915). Много работ М. находятся в художественных музеях США (Кливленд, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и др.). В Русском музее - «Голова девы» (1912).
Персональные выставки М. прошли в ПтиПалев Париже (1939), в одной из галерей Нью-Йорка (1944) ив Музее искусств графства Лос-Анджелес (1955).

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции