Мещерский Арсений Иванович - живописец-пейзажист (1834 - 1903). Учился в академии художеств, под руководством Бруни , С. Воробьева и Нефа. В Швейцарии отчасти усвоил себе направление Калама, сказавшееся потом и в картинах, содержание которых взято из природы, не сходной со швейцарской. Золотую медаль Мещерский получил за швейцарский вид ""Льды в Ландеке"". В 1864 г. академик, за картины: ""Утро на южном берегу Крыма"" и ""Вид в окрестностях Луги"", в 1876 г. - профессор. Написал много картин из русской природы, выбирая мотивы как на севере, в Финляндии, так и на юге, в Крыму и на Кавказе. Из них выдаются: ""Ледоход"" (1869; в музее Александра III ), ""Зима"" (1878; в Третьяковской галерее), ""Зимний вечер в Финляндии"", ""Побережье Нарвского залива"" (1886), ""Пейтгоф"", ""У Кавказских берегов Черного моря"" (1889), ""Прибой"", ""Нарвский рейд"" (1890, в музее Александра III). - Ср. ""Вестник Изящных Искусств"", 1887, вып. IV.
Мещерский Арсений Иванович
— русский пейзажист. Учился (1844—57) в Петербурге в академии художеств, где руководителем по живописи пейзажа был в то время С. М. Воробьев (сын известного М. Н. Воробьева). Будучи еще учеником, М. отправился в Швейцарию к знаменитому А. Каляму и отчасти усвоил его направление, сказавшееся потом и в картинах, содержание которых взято из природы, не сходной со швейцарской. Золотую медаль с правом поездки за границу на казенный счет М. получил за швейцарский вид (льды в Ландеке). М. написал очень много картин из русской природы, выбирая мотивы самого разнообразного содержания как на севере, в Финляндии, так и на юге — в Крыму и на Кавказе. Он писал и собственно пейзажи, а также приморские и морские виды, льды и снега, роскошную растительность и скалы и т. д. Кисть его свободная, но довольно законченная, тона гармоничные, общее впечатление картин приятное. Однако его картины не довольно характерно изображают избранную природу, его тона более или менее условны и повторяются. У него есть приобретенный стиль, от которого новая изучаемая им местность или мотив уже отклонить его не могут. Из его картин назовем "Зимний вечер в Финляндии" (на Всемирной выставке в Париже, 1867). Эта картина показывает большое влияние Каляма на М. "Побережье Нарвского залива" (1886), "Пейтгоф", "У Кавказских берегов Черного моря" (1889), "Прибой" (на выставке в академии художеств). У М. много учеников и учениц.
{Брокгауз}
Мещерский, Арсений Иванович (дополнение к статье)
— профессор пейзажной живописи; род. в 1834 г., ум. в 1902 г.
{Брокгауз}
Мещерский,
Арсений Иванович— профессор пейзажной живописи (с 1876 г.), род. 1834 г., в Академии худ. учился с 1854 по 1857 г. Ученик знаменитого пейзажиста Калама. Работал в Обществе аквафортистов и награвировал крепкою водкою одну доску: На склоне горы часть каменного здания, сакли с одним окном, за зданием старое дерево: "А. Мещерский".
Нарисовал несколько хороших литографий: Хлев; Сосны и дубы, подписанных: "А. Мещерский" (1872). На Рионе "А. Мещерский 1874" (в альбоме "Складчина", 1873) и кавказский вид: "А. Мещерский" (помещен в издании "Пятничные вечера", 1879 г.).
{Ровинский}