МЕСТА ПАМЯТИ

Найдено 1 определение
МЕСТА ПАМЯТИ
одно из ключевых понятий memory studies, обобщенно обозначающее разнородные элементы, составляющие содержание коллективной памяти. Места памяти - феномены, находящиеся в коллективной памяти, формирующие идентичность группы и служащие основой коллективного самоопределения. Генезис понятия связан с мнемоническими техниками классической риторики. Общепринятого определения данного понятия в современной науке нет. Так, Ян Ассман называет «местами памяти» такие места, в которых группы людей вовлекаются в публичную активность, выражающую их коллективно разделяемые знания о прошлом, составляющие основу их идентичности. В качестве «мест памяти» могут выступать самые разные носители информации о прошлом, реальные топографические объекты, а также культурные артефакты и культурные практики разного рода - от зданий до произведений музыки или литературы, от религиозных церемоний до спортивных соревнований или национальных праздников. Формирование данного понятия было связано с деятельностью семинара, проводимого французским историком Пьером Нора в Высшей школе социальных наук (L'Ecole des hautes etudes en sciences sociales, EHESS), в 1978-1981 гг. Однако представление о том, что образ прошлого может функционировать в качестве элемента коллективной памяти только в том случае, если он получит небиологическую форму фиксации, будет мемориализирован при помощи знаковых систем и медиумов, свойственных данному человеческому сообществу, возникло в самом начале развития memory studies. Связь коммеморативных ритуалов с «местами памяти» была отмечена (хотя еще и без употребления самого термина «места памяти») Э. Дюркгей мом в книге «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), где проблематика взаимосвязи памяти, сферы сакрального и поддержания коллективной идентичности рассмотрена на материале австралийского тотемизма. Здесь основатель французской социологической школы вводит понятие коммеморативного ритуала, т. е. церемонии, имеющей своей целью репрезентацию мифической истории предка. Сущность данного ритуала заключается исключительно в том, чтобы воззвать к прошлому и вновь вернуть его в настоящее средствами драматического представления. Коммеморативный ритуал при этом принимает форму паломничества по памятным местам. Дюркгейм называет это «имплицитной коммеморацией». Она заключается в том, что церемонии обязательно проходят в местах, осененных славой предков; дороги, которыми проходят участники обряда в ходе своих «благочестивых паломничеств», - те самые, которыми проходили мифические герои; участники церемоний останавливаются для отправления обрядов в тех местах, где останавливались когда-то их предки, где они сошли под землю, и т. п. Поскольку первыми объектами поклонения и периодического воспоминания были предки, то первыми коммеморативными ритуалами оказываются поминальные обряды, а первыми «местами памяти» - могилы. Практически одновременно с работой Э. Дюркгейма была в 1911 г. завершена и в 1919 г. опубликована монография одного из членов его школы, польского социолога и историка-кельтолога Стефана Чарновского «Культ героев и его социальные основания», посвященная культу св. Патрика в Ирландии. Здесь образ святого и связанные с ним коммеморативные практики рассматривались как «место памяти», лежащее в основе ирландской национальной идентичности. Тему изучения паломничества по «местам памяти» как важнейшей коммеморативной практики формирования и поддержания коллективной идентичности продолжил основоположник memory studies, видный представитель школы Дюркгейма - Морис Хальбвакс в работе «Евангельская топография Святой Земли» (1941). М. Хальбвакс показывает, что важный для жизни коллектива опыт должен получить пространственно-временную локализацию. Примером «опространствования» памяти для Хальбвакса служит топография Святой земли. Здесь сообщество христиан образовало настолько прочное соединение с территорией, что эта связь продолжает объединять их и тогда, когда большая часть христиан уже физически отделена от Палестины. Автор прослеживает то, как изменения в самоидентификации христианской общины, доктринальные сдвиги, отражались на топографии «святых мест» и паломнических маршрутов. Введение понятия «места памяти» в исследовательскую практику было связано с реализацией многотомного проекта Пьера Нора по «инвентаризации» французской национальной идентичности через 200 лет после Французской революции. Под «местами памяти» он понимал любые материальные или идеальные значащие единицы, которые по воле людей или же в результате работы времени превратились в символическую часть наследия, сохраняемую в памяти данной общности. Таким образом, выделялись материальные, функциональные (связанные с ритуалами) и символические М. п.
Проект изучения «мест памяти» позволил П. Нора сформулировать программу «истории второй степени». «История второй степени» - исследование не фактов в их линейной последовательности, а символического пространства «мест памяти», способов закрепления, функционирования и использования образов прошлого в настоящем. Речь идет не об истории того, что было «на самом деле», а об изучении того, как и почему прошлое было мемориализировано и присвоено определенным сообществом тем или иным способом. История «мест памяти», «история второй степени» - это история широко понятой историографии, всех форм и способов фиксации прошлого, принятых в исторической культуре определенного общества. История «мест памяти» всегда является историей той или иной современности, так как она занимается изучением того, как и почему то или иное прошлое (пусть и самое отдаленное) было мемориализировано «здесь и сейчас». Таким образом, «история второй степени» - это история форм и стратегий припоминания, реконструкции и деконструкции мест памяти. Проект «истории второй степени» близок к исследовательскому проекту «истории памяти» как истории «образов-воспоминаний» Яна Ассмана. Примерами работ такого рода могут служить размышления самого Я. Ассмана о Египте как «образе-воспоминании» последующих культур («Египет как след, послание и память»), а также работы Г. С. Кнабе о роли Античности в русской культуре и Рима в культуре европейской.
Будучи сосредоточен на «местах» именно французской национальной памяти, проект П. Нора был попыткой на новом уровне вернуться к проблематике национальной истории, которая была решительно отвергнута и дискредитирована критикой школы «Анналов». Проект П. Нора инспирировал аналогичные проекты изучения национальных «мест памяти» (немецких, итальянских, австрийских, голландских, люксембургских и др.). Возникли проекты по исследованию региональных, а также трансграничных «мест памяти». Основная критика концепта «места памяти», предложенного П. Нора, концентрировалась на его «закрытости», концентрированности исключительно на нации как целостности, неспособности увидеть сложность и многомерность «мест памяти». В связи с этим стали возникать новые исследовательские программы, корректирующие понимание «мест памяти» у П. Нора.
В 2001 г. вышел трехтомный проект исследования немецких «мест памяти» под редакцией Этьена Франсуа и Хагена Шульце. Отталкиваясь от подходов П. Нора, они подчеркивали, однако, что в своем исследовании стремились избежать видения немецкой нации как замкнутой в себе сущности и учесть сложность и разнородность регионов Германии, подвижность границ национальной территории. Поэтому их понимание «мест памяти» носило более динамический характер. М. п. - устойчивые и конститутивные для многих поколений пункты кристаллизации коллективной памяти и идентичности, которые, становясь частью общественных культурных и политических обычаев, изменяются в зависимости от того, как меняется их восприятие, формы присвоения, использования и передачи. Венский историк культуры Мориц Чаки (Moritz Csaky) применяет к «местам памяти» метод деконструкции, который исходит из представления о том, что культура - динамичный текст, который постоянно конструируется заново, а, значит, и память культуры носит многозначный, процессуальный характер. Все М. п. являются полифоничными, многозначными, способными постоянно менять свой облик в зависимости от многообразия способов их интерпретации и в силу сложности и изменчивости окружающего контекста. М. п. постоянно конструируются, деконструируются и реконструируются. М. п. не бывают однозначно связаны с определенным сообществом и всегда имеют транслокальное значение, обладают поливалентностью, текучим характером, способностью присваиваться разными, в том числе и разными национальными (транснациональные М. п.), общностями одновременно. Примером практической реализации идеи деконструкции «мест памяти» является продолжающийся в настоящее время проект Центра исторических исследований Польской академии наук в Берлине под руководством профессора Роберта Трабы по исследованию польсконемецких «мест памяти». Он реализуется с 2006 г. в сотрудничестве с Институтом истории Университета Карла фон Оссецкого в Ольденбурге. Авторы проекта впервые применили билатеральный способ рассмотрения «мест памяти» и связали мемориальные культуры с проблемами польско-немецких отношений. Ими выделяются «общие» М. п., образы прошлого значимые в обеих культурах, но получающие в них различную интерпретацию, «параллельные» М. п., т. е. различные образы прошлого, выполняющие, тем не менее, функционально подобную роль в обеих культурах, и, наконец, отдельные польские и немецкие М. п.
Лит.: КнабеГ. С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. М.: РГГУ, 2000; КнабеГ. С. Европа с римским наследием и без него. СПб.: Нестор-История, 2011; Assmann J. Agypten. Eine Sinngeschichte. Miinchen, Hanser, 1996; Csaky M. Gedachtnis, Erinnerung und die Konstruktion von Identitat. Das Beispiel Zentraleuropas// Nation und Nationalismus in Europa. Kulturelle Konstruktion von Identitaten / hg. von C. Bosshart-Pfluger et al. Frauenfeld; Stuttgart; Wien, 2002; Czamowski S. Kult bohaterow i jego spozeczne podloze. Swi
ty Patryk, bohater narodowy Irlandii // Czamowski S. Dziela. T. IV. Warszawa: PWN, 1956; Deutsche Erinnerungsorte / E. Francois, H. Schulze. Bd. 1-3, Miinchen: С. H. Beck 2001; Halbwachs M. La Topographie legendaire des Evangiles en Terre Sainte; etude de memoire collective. P., 1941; Nora P. Between Memory and History: Les Lieux de Memoire // Representations, No. 26, Special Issue: Memory and Counter-Memory. (Spring, 1989); Les Lieux de memoire / Dir. par P. Nora. T. I-VII. Paris: Gallimard, 1984— 1992; NoraP. Pour une histoire au second degree//Le Debat. Memories du XXeme siecle. 2002. No.°122; Polsko-niemieckie miejsca pami^ci. Paralele. T. 3 / pod red. R. Traba, H. Henning Hahn. Warszawa. Wydawnictwo Naukowe Scholar, 2012; Polsko-niemieckie miejsca pami^ci. T. 4. Refleksje metodologiczne / pod red. H. Henning Hahn, R. Traba, M. Gomy, K. Konczal. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe Scholar, 2013; Winter J. Historians and Sites of Memory// Memory in Mind and Culture / Ed. by P. Boyer and J. Wertsch. N. Y.: Cambridge University Press, 2009. А. Г. ВАСИЛЬЕВ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
344.00 кб

Места памяти и тени войны

Джей Уинтер, Николаи Федор Владимирович
В статье рассматриваются практики коммеморации и места памяти ХХ в., которые обладают собственным жизненным циклом. В рамках первой, креативной фазы они создаются ради конкретных целей поминовения.
Читать PDF
105.82 кб

Империя, память и «Места памяти»

Барышников Владимир Николаевич, Заостровцев Борис Павлович, Филюшкин Александр Ильич
Концепция lieux de memoire Пьера Нора уже более десять лет активно обсуждается в широких кругах научной общественности, привлекая к себе как все новых сторонников, так и скептиков.
Читать PDF
513.70 кб

Памятные места Морозовых в Москве

Кормилицына Надежда Викторовна
Статья рассказывает о памятных местах в Москве, связанных с именами представителей выдающейся купеческой династии Морозовых.
Читать PDF
378.01 кб

Археологические места социальной памяти

Михайлов Дмитрий Алексеевич
Рассматриваются факторы, определяющие мобилизующий потенциал археологических источников; характеризуется роль археологии в формировании социальной памяти национального сообщества.
Читать PDF
66.92 кб

«Места памяти» в городском пространстве

Стрельникова Анна Владимировна
В данной статье автор рассматривает город как пространство, в котором представлены знаки коллективной памяти о важных событиях прошлого.
Читать PDF
350.40 кб

Чувство места как категория социальной памяти

Жердева Юлия Александровна
Память как форма конструирования реальности является механизмом формирования не только индивидуального, но и социального опыта.
Читать PDF
2.93 мб

Помни о Матери-Родине! конкурирующие места памяти

Тимофеев Михаил Юрьевич
Статья посвящена исследованию использования материнского образа в монументальном искусстве, задействованном в создании мест памяти.
Читать PDF
1.05 мб

Памятные места митрополита Филиппа (Колычева) в Москве

Курносова Жанна Вячеславовна
На материалах агиографических источников, путеводителей, искусствоведческой и учебной литературы по экскурсоведению выявляются памятные места, связанные с яркой и выдающейся личностью митрополита Филиппа (Колычева) в Москве.
Читать PDF
167.06 кб

Памятные места истории Сибири на картах и планах XIX века

Баяндин В. И.
В статье раскрывается содержание рукописного альбома, обнаруженного в Российском Государственном военно-историческом архиве, где содержится картографический и плановый материал, связанный с походом Казачьей дружины Ермака и присое
Читать PDF
313.26 кб

Лабиринт памяти – места памяти – война памяти: опыт истолкования

Колодий Наталия Андреевна
Анализируется сложившаяся система философско-культурологических подходов к феномену культурной памяти, модусам её существования в постсоциалистических обществах, а также реконструируются возможные паттерны культурной памяти и их у
Читать PDF
119.37 кб

«Места памяти»: модная дефиниция или историографическая практика?

Шеуджен Эмилия Аюбовна
Предпринята попытка дать ответ на вопрос, в какой историографической ситуации возникли и развивались представления о знаковых местах исторической памяти.
Читать PDF
258.47 кб

МИХАИЛ ТИМОФЕЕВ. ПОМНИ О МАТЕРИ-РОДИНЕ! КОНКУРИРУЮЩИЕ МЕСТА ПАМЯТИ

Душенко К.В.
Читать PDF
1.14 мб

Захватчики «Места памяти»: классический текст как протестная площадка

Швец Анна Валерьевна
Автор статьи исследует образование и функционирование «места памяти» на примере рецепции повести Г.Мелвилла «Писец Бартлби» движением «Захвати Уолл-стрит» (Occupy Wall Street).
Читать PDF
303.73 кб

Места памяти и культурная непрерывность (на примере топонимии Бурятии)

Доржиева Галина Сергеевна
В статье рассматриваются исторические связи топонимов Бурятии с именами иностранцев, жизнь и деятельность которых проходила в Бурятии.
Читать PDF
310.33 кб

Военные госпитали Бийска: памятные места в контексте современного города

Юдина Анастасия Юрьевна
В статье на основе опубликованных и архивных документов и фотоматериалов предпринята попытка осветить появление в Алтайском крае, в частности, в г.