МЕТАФИЗИКА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

МЕТАФИЗИКА
философское учение о сверхчувственных, недоступных опыту, принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (I в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. Часто употребляется как синоним философии. Так же называется противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга. Возможна и М. как абсолютизация изменчивости существующего, относительности вещей и понятий, ведущая к релятивизму и софистике.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МЕТАФИЗИКА
этот термин ввел издатель произв. Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н.э.), к-рый так назвал следующую «после физики» группу его трактатов по онтологии и теории познания. Поскольку предметом этой науки явл. изучение «бытия как такового» и его осн. принципов, то Аристотель в своей классификации отвел ей ведущее место и назвал «первой философией». Этими прин-ципами явл. форма (морфе), материя (гиле), источ. движения и цель. Уже в эпоху поздней античности философский термин «М.» стали использовать для хар-ристики науч. дисциплины, рассматр. сущность вещей и выходящей за рамки феноменал. аспекта. Со времени Гегеля М. как философское учение о вечных, неизм. принципах отожд. с жест-ким недиалектич. пониманием действительности. Впервые целостную систему М. разработал Парменид, к-рый строил понимание бытия, отталкиваясь от отвергнутой им концепции диалектич. противоречия. Его он считал логич. непостижимым и тем самым ирреальным. На основе философской системы Парменида возникли метафизич. идеализм Платона и метафизич. материализм Демокрита.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Метафизика
(греч. то, что идет после физики), этот термин ввел издатель произведений Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н. э.), который так назвал следующую «после физики» группу его трактатов по онтологии и теории познания. Поскольку предметом этой науки является изучение «бытия как такового» и его осн. принципов, то Аристотель в своей классификации отвел ей ведущее место и назвал «первой философией». Этими принципами являлись форма (морфе), материя (гиле), источник движения и цель. Уже в эпоху поздней античности философский термин «М.» стали использовать для характеристики научной дисциплины, рассматривающей сущность вещей и выходящей за рамки феноменального аспекта. Со времени Гегеля М. как философское учение о вечных, неизм. принципах отождествляется с жестким недиалектич. пониманием действительности. Впервые целостную систему М. разработал Парменид, который строил понимание бытия, отталкиваясь от отвергнутой им концепции диалектич. противоречия. Его он считал логически непостижимым и тем самым ирреальным. На основе философской системы Парменида возникли метафизич. идеализм Платона и метафизич. материализм Демокрита.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
222.05 кб

Возилов, В. В. Омнизм и нигилизм: метафизика и историография интеллигенции России. – Иваново, 2005

Колегов А. Е.
Читать PDF
214.97 кб

Метафизика Великой войны

Д. В. Семикопов
Читать PDF
266.71 кб

«Метафизика сердца» в русской музыкальной культуре

Мороз Татьяна Ивановна
В статье рассматривается «метафизика сердца» в качестве одной из специфических универсалий, основополагающих и созидающих русскую культуру в целом и русскую музыкальную культуру в частности.
Читать PDF
161.66 кб

Н.И.ВОРОНИНА «ЛИЧНОСТЬ И ВРЕМЯ: МЕТАФИЗИКА МУЗЫКИ». САРАНСК: ТИПОГР. «КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ», 2010. 259 С.

Инюшкин Н. М.
Читать PDF
905.40 кб

Метафизика настенного искусства

Мальбранш Клоэ
Анализируется новое направление уличного искусства граффити.
Читать PDF
16.24 мб

Метафизика паузы в художественно-творческой игре

Барсукова Татьяна Владимировна
В статье рассматривается смысловая палитра паузы, которая проявляется в различных видах художественно-творческой игры: музыке, поэзии, танце, театре, изобразительном искусстве.
Читать PDF
836.95 кб

Н. И. Воронина "Метафизика музыки в творчестве Н. В. Станкевича"

Мартынова Е.А.
Читать PDF
495.71 кб

Вайскопф М. Я. Влюбленный демиург: метафизика и эротика русского романтизма. М. : новое литературное

Ивинский Дмитрий Павлович
Читать PDF
156.39 кб

Поэтика и метафизика сна Ипполита Терентьева (роман Ф. М. Достоевского «Идиот»)

Губарев А.
Читать PDF
126.33 кб

Метафизика музыки С. Прокофьева

Сафонова Татьяна Викторовна
Предпринята попытка обнаружения метафизической составляющей музыки С.
Читать PDF
337.57 кб

Метафизика и мифопоэтика женских образов в оперном творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Коношевская Мария Владимировна
Метафизика и мифопоэтика женских оперных образов Н.А. Римского-Корсакова заключает в себе глубинные основания творчества великого русского композитора как яркого выразителя русского характера и «русской души».
Читать PDF
897.91 кб

Метафизика музыки в творчестве Н. В. Станкевича

Воронина Наталья Ивановна
Предмет статьи метафизика музыки в творчестве Н.В. Станкевича. Объект статьи: ХIХ в.: жизнь и творчество Николая Владимировича Станкевича (1813 1840) русского литератора, философа, исследователя.
Читать PDF
4.95 мб

Метафизика природы: искусствоведческий анализ Т. Буркхардта китайской пейзажной живописи

Фотиева Ирина Валерьевна, Шишин Михаил Юрьевич
Статья посвящена наследию еще недостаточно известного в России философа, культуролога, искусствоведа Титуса Буркхардта. Дается обзор раздела одной из его ведущих работ «Сакральное искусство Востока и Запада.
Читать PDF
0.00 байт

Метафизика кладбища в творчестве Ф. М. Достоевского и Ю. В. Мамлеева

Семыкина Роза Сан-иковна
Читать PDF
0.00 байт

2012. 04. 029. Дырдин А. А. Проза Леонида Леонова: метафизика мысли. - М. : Издательский дом «Синерг

Жулькова К. А.

Найдено книг по теме — 16