философское учение о сверхчувственных, недоступных опыту, принципах бытия. Термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (I в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. Часто употребляется как синоним философии. Так же называется противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга. Возможна и М. как абсолютизация изменчивости существующего, относительности вещей и понятий, ведущая к релятивизму и софистике.
МЕТАФИЗИКА
МЕТАФИЗИКА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МЕТАФИЗИКА
этот термин ввел издатель произв. Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н.э.), к-рый так назвал следующую «после физики» группу его трактатов по онтологии и теории познания. Поскольку предметом этой науки явл. изучение «бытия как такового» и его осн. принципов, то Аристотель в своей классификации отвел ей ведущее место и назвал «первой философией». Этими прин-ципами явл. форма (морфе), материя (гиле), источ. движения и цель. Уже в эпоху поздней античности философский термин «М.» стали использовать для хар-ристики науч. дисциплины, рассматр. сущность вещей и выходящей за рамки феноменал. аспекта. Со времени Гегеля М. как философское учение о вечных, неизм. принципах отожд. с жест-ким недиалектич. пониманием действительности. Впервые целостную систему М. разработал Парменид, к-рый строил понимание бытия, отталкиваясь от отвергнутой им концепции диалектич. противоречия. Его он считал логич. непостижимым и тем самым ирреальным. На основе философской системы Парменида возникли метафизич. идеализм Платона и метафизич. материализм Демокрита.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Метафизика
(греч. то, что идет после физики), этот термин ввел издатель произведений Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н. э.), который так назвал следующую «после физики» группу его трактатов по онтологии и теории познания. Поскольку предметом этой науки является изучение «бытия как такового» и его осн. принципов, то Аристотель в своей классификации отвел ей ведущее место и назвал «первой философией». Этими принципами являлись форма (морфе), материя (гиле), источник движения и цель. Уже в эпоху поздней античности философский термин «М.» стали использовать для характеристики научной дисциплины, рассматривающей сущность вещей и выходящей за рамки феноменального аспекта. Со времени Гегеля М. как философское учение о вечных, неизм. принципах отождествляется с жестким недиалектич. пониманием действительности. Впервые целостную систему М. разработал Парменид, который строил понимание бытия, отталкиваясь от отвергнутой им концепции диалектич. противоречия. Его он считал логически непостижимым и тем самым ирреальным. На основе философской системы Парменида возникли метафизич. идеализм Платона и метафизич. материализм Демокрита.
Источник: Словарь античности. 1989