Метлинский Амвросий Лукьянович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Метлинский Амвросий Лукьянович
(1814–1870) - фольклорист, поэт, литературовед и издатель, профессор Харьк. университета (с 1850). Автор работ: «Мысли и песни и еще кое-что, с заметками о южно-русском языке, переводами с языков славянского и немецкого» (1839), «Памятники для истории языка и словесности южно-русской» (1840), «Народные южно-русские песн» (1854) и др.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Метлинский Амвросий Лукьянович

Метлинский Амвросий Лукьянович - малорусский стихотворец (1814 - 1870). Учился в Харьковском университете; в 1839 г. защитил магистерскую диссертацию: ""О сущности цивилизации и значении ее элементов""; читал лекции по истории русской литературы в харьковском, потом Киевском университете. В припадке меланхолии застрелился. Докторская диссертация Метлинского: ""Взгляд на историческое развитие теории прозы и поэзии"" вышла в 1850 г. Работы Метлинского не имеют научного значения; как преподаватель, Метлинский привлекал к себе студентов только идеальным настроением, выражавшимся преимущественно в любви к народной поэзии. Метлинский хорошо владел малорусской народной речью и усердно собирал песни. Изданный им в 1854 г. сборник ""Народные южнорусские песни"" способствовал пробуждению интереса к малорусской народности. Для ученых разысканий долгое время (до выхода сборников Чубинского и Головацкого ) сборник Метлинского давал обильный материал. В сборник вошли песни, записанные самим Метлинским и доставленные ему Н.М. Белозерским, М.А. Маркович (Марко-Вовчок) и др. В 1848 г. Метлинский издал ""Южный сборник"", куда вошли произведения его собственные и др. (Петренко , Макаровского и др.). Собственные стихотворения Метлинского проникнуты романтическим идеализмом, любовью к родному слову и родной старине; в них много меланхолических обращений к казачеству и к Днепру. Они обнаруживают знание народной жизни, но не отличаются ни разнообразием, ни глубиной содержания, ни широтой замысла; в языке нет выразительности и силы. Настроение в них большей частью грустное; изображаются нищий, сирота, пожар после веселья, кладбище, смерть старика, вспоминающего перед тем о своих старых знакомых. Сочинения Метлинского изданы во Львове в 1897 и 1906 годы. - Ср. Сумцов ""Пятидесятилетие сборника Метлинского"" (""Известия Академии Наук"", 1904, IX).

Источник: Биографический словарь. 2008

Метлинский, Амвросий Лукьянович

(1814—1870) — малорусский стихотворец. Род. в Полтавской губернии, в семье мелкопоместного дворянина, учился в гадячском уездном училище и харьковском университете; в 1839 г. защитил магистерскую диссертацию "О сущности цивилизации и значении ее элементов", и с тех пор до 1850 г. читал лекции по истории русской литературы в харьковском университете, потом в киевском и затем снова в харьковском (1854—58); в припадке меланхолии застрелился.


Докторская диссертация М.: "Взгляд на историческое развитие теории прозы и поэзии" вышла в 1850 г. Напечатал еще "Речь об истинном значении поэзии" (1843). Работы М. не имеют значения и скомпилированы по пособиям; как преподаватель он привлекал к себе студентов только идеальным настроением, выражавшимся преимущественно в любви к народной поэзии. М. хорошо владел малорусской народной речью и усердно собирал песни. Изданный им в 1854 г. сборник народных песен до сих пор не потерял значения; делу пробуждения интереса к малорусской народности он оказал важную услугу. И для ученых разысканий долгое время (до выхода сборников Чубинского и Головацкого) "Народные южнорусские песни" М. давали обильный материал. Костомаров и Потебня многое из него почерпнули. В сборник вошли песни, записанные самим М. и доставленные ему Н. М. Белозерским, М. А. Маркович (Марко Вовчок) и др. Кроме того, М. издал в 1848 г. "Южный русский сборник", куда вошли произведения его собственные и некоторых современных ему малорусских стихотворцев (Петренко, Макаровского и др.). В 1852 г. он издал "Байки" Боровиковского. Собственные малорусские стихотворения М. проникнуты романтическим идеализмом, любовью к родному слову и родной старине; в них много меланхолических обращений к казачеству и к Днепру. Стихотворения М. обнаруживают знание народной жизни, но не отличаются ни разнообразием, ни глубиной содержания, ни широтой замысла; в языке нет выразительности и силы. Большинство стихотворений отличается грустным характером; изображены нищий, сирота, пожар после веселья, кладбище, смерть старика, вспоминающего перед тем о своих старых знакомых.


Ср. Петров, "Очерки истории украинской литературы"; Иконников, "Биографический словарь профессоров киевского университета"; Огоновский, "История литературы русской" (ч. II); Пыпин, "История русской этнографии" (ч. III); Комаров, "Покажчик".


Н. Сумцов.


{Брокгауз}





Метлинский, Амвросий Лукьянович


[1814—1870] (псевдоним Амвросия Могила) — украинский поэт. Выходец из среды украинского мелкопоместного дворянства. Литературная деятельность М. развивается в 30—40-х гг. XIX в. Поэт принимал активное участие в литературном украинофильском движении этой эпохи, имевшем свой культурный центр в Харькове (поэты Гулак-Артемовский, Петренко, Корсун, Е. Гребенка, писатель Квитко-Основьяненко и ряд др.). Печатал свои произведения в известных харьковских журналах и альманахах того времени ("Молодин" Иецкого, "Сноп" Корсуна). В 1848 выпустил под своей редакцией альманах "Южно-русский сборник".


М. — ярый монархист и крепостник, украинский патриот. Поскольку современный М. патриархально-помещичий уклад жизни разрушался, М. уходил от реальной действительности и обращался в своей поэзии к седой казацкой старине. Наряду со стихами, воспевающими славу русского оружия ("Пожар Москвы" и др.), он создал целый ряд поэтических произведений, проникнутых крайней идеализацией исторически-легендарного прошлого Украины ("Смерть бандуриста" и др.). Для М. характерно противопоставление "героического прошлого", воспеваемого в лирико-элегических тонах, — современности, рисуемой в самых мрачных красках ("Стареув", "Сирітка"). Для творчествам, показательно традиционно-романтическое пейзажное окружение (образы Днепра в бурю, степи с одинокими могилами и т. д.), национально-романтическая батальная бутафория (гетманы, копья, бунчуки, ружья, бандуры и т. д.). М. находился под влиянием сентиментально-романтических традиций русской литературы (Жуковского, Козлова) и "народной украинской песни". Излюбленные жанры М. — баллада и элегия.



Библиография: II. Коpяк В., Нарис історії українського письменства, т. I; Дорошкевич О., Українська література; Шамрай А., Школа харківских романтиків.


Н. Чирков.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008