МЕТНЕР Николай Карлович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Метнер, Николай Карлович

(род. 5.I.1880 в Москве, ум. 13.XI.1951 в Лондоне) — рус. композитор, пианист, педагог. Муз. образование получил в Московской консерватории; ученик В. Сафонова (фп.), А. Аренского, С. Танеева (композиция). В 1909—10, 1915—21 проф. Московской консерватории. В 1921 уехал в Берлин. С 1924 по 1935 жил преимущ. во Франции. В 1928—30 концертировал в США, Англии, Франции. В 1927 приехал в СССР, выступал с авторскими концертами в Москве, Ленинграде. С 1935 жил в Лондоне. Основная область творчества — камерная музыка, особенно фортепианная. Наследие М. отмечено верностью классич. традициям, этической содержательностью, правдивостью выражения чувств, сочетанием лирических настроений и романтической мечтательности с серьезностью, склонностью к философски окрашенным размышлениям. М. был принципиальным противником муз. модернизма.


Соч.: св. 100 произв. для фп., в т. ч. 3 концерта для фп. с орк. (1917, 1927, 1943), 14 сонат (среди них Соната-сказка, Соната-баллада, Романтическая соната, Соната-воспоминание, Трагическая соната, Грозовая соната, Соната-идиллия), 40 сказок (10 циклов), "Три гимна труду", 3 цикла "Забытых мотивов"; Фп. квинтет (1949); 3 сонаты для скр. и фп.; св. 100 романсов (преимущ. на стихи Гете, Пушкина, Тютчева Фета); книга "Муза и мода" (1935).






Метнер, Николай Карлович


Род. 1879(80), ум. 1951. Композитор, пианист, создатель жанра фортепьянной сказки. В 1921 г. эмигрировал.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

МЕТНЕР Николай Карлович
(5 I 1880, Москва - 13 XI 1951, Лондон)
Н. Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX в. Приближаясь отчасти к эстетике немецких романтиков (Ф. Мендельсон, Р. Шуман), а из русских композиторов - к С. Танееву и А. Глазунову, Метнер был вместе с тем художником, устремленным к новым творческим горизонтам, его многое роднит с гениальным новаторством И. Стравинского и С. Прокофьева.
Метнер происходил из семьи, богатой художественными традициями: мать - представительница знаменитого музыкального рода Гедике; брат Эмилий был философом, литератором, музыкальным критиком (псевд. Вольфинг); другой брат, Александр, - скрипачом и дирижером. В 1900 г. Н. Метнер блистательно окончил Московскую консерваторию по классу фортепиано В. Сафонова. Одновременно он изучал и композицию под руководством С. Танеева и А. Аренского. Его имя записано на мраморную доску Московской консерватории. Творческий путь Метнер начал успешным выступлением на III Международном конкурсе им. А. Рубинштейна (Вена, 1900) и первыми же своими сочинениями завоевал признание как композитор (фортепианный цикл «Картины настроений» и др.). Голос Метнера - пианиста и композитора - был сразу услышан наиболее чуткими музыкантами. Наряду с концертами С. Рахманинова и А. Скрябина авторские концерты Метнера являлись событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом. М. Шагинян вспоминала, что эти вечера «были для слушателей праздником».
В 1909-10 и 1915-21 гг. Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. Среди его учеников - многие известные впоследствии музыканты: A. Шацкес, Н. Штембер, Б. Хайкин. Советами Метнера пользовались B. Софроницкий, Л. Оборин. В 20-х гг. Метнер состоял членом МУЗО Наркомпроса и часто общался с А. Луначарским.
С 1921 г. Метнер живет за рубежом, концертирует в странах Европы и в США. Последние годы жизни вплоть до своей кончины он прожил в Англии. Все годы, проведенные за рубежом, Метнер оставался русским художником. «Мечтаю попасть на родную почву и поиграть перед родной аудиторией», - писал он в одном из последних своих писем. Творческое наследие Метнера охватывает более 60 опусов, большинство из которых представлено фортепианными сочинениями и романсами. Дань крупной форме Метнер отдал в своих трех фортепианных концертах и в Концерте-балладе, камерно-инструментальный жанр представлен фортепианным Квинтетом.
В своих произведениях Метнер является глубоко самобытным и истинно национальным художником, чутко отразившим сложные художественные веяния своей эпохи. Его музыке присуще ощущение духовного здоровья и верности лучшим заветам классики, хотя композитору довелось преодолеть немало сомнений и выражаться порой усложненным языком. Здесь напрашивается параллель между Метнером и такими поэтами его эпохи, как А. Блок и Андрей Белый.
Центральное место в творческом наследии Метнера занимают 14 фортепианных сонат. Поражающие вдохновенной изобретательностью, они заключают в себе целый мир психологически углубленных музыкальных образов. Им свойственна широта контрастов, романтическая взволнованность, внутренне сосредоточенное и вместе с тем душевно согретое раздумье. Некоторые из сонат носят программный характер(«Соната-элегия,Соната-сказка, Соната-воспоминание, Романтическая соната, Грозовая соната» и др.), все они очень разнообразны по форме и музыкальной образности. Так, например, если одна из самых значительных эпических сонат (ор. 25 Э 2) является истинной драмой в звуках, грандиозной музыкальной картиной претворения философского стихотворения Ф. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной», то «Соната-воспоминание» (из цикла «Забытые мотивы» ор. 38) проникнута поэзией задушевной русской песенности, нежной лирикой души. Очень популярна группа фортепианных сочинений, названная «сказками» (жанр, созданный Метнером) и представленная десятью циклами. Это собрание лирико-повествовательных и лирико-драматических пьес с самой разнообразной тематикой («Русская сказка, Лир в степи, Рыцарское шествие» и т. п.). Не менее известны 3 цикла фортепианных пьес под общим названием «Забытые мотивы».
Монументальны и приближаются к симфониям фортепианные концерты Метнера, лучшим из них является Первый (1921), образы которого навеяны грозными потрясениями первой мировой войны.
Романсы Метнера (более 100) разнообразны по настроению и очень выразительны, чаще всего это сдержанная лирика углубленно философского содержания. Написаны они обычно в форме лирического монолога, раскрывающего душевный мир человека; многие посвящены картинам природы. Любимыми поэтами Метнера были А. Пушкин (32 романса), Ф. Тютчев (15), И. В. Гете (30). В романсах на слова этих поэтов особенно рельефно выступают оригинально развиваемые композитором такие новые черты камерной вокальной музыки начала XX в., как тонкая передача речевой декламации и огромное, подчас решающее значение роли фортепианной партии. Метнер известен не только как музыкант, но и как автор книг о музыкальном искусстве: «Муза и мода» (1935) и «Повседневная работа пианиста и композитора» (1963).
Творческие и исполнительские принципы Метнера оказали значительное влияние на музыкальное искусство XX в. Его традиции развивали я развивают многие видные деятели музыкального искусства: А. Н. Александров, Ю. Шапорин, В. Шебалин, Е. Голубев и др. Музыку Метнера исполняли и исполняют крупнейшие музыканты: С. Рахманинов, С. Кусевицкий, М. Оленина-д'Альгейм, Г. Нейгауз, С. Рихтер, И. Архипова, Е. Светланов и др.
Путь отечественной и современной мировой музыки так же невозможно представить себе без Метнера, как невозможно представить его себе без его великих современников С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского и С. Прокофьева, /О. Томпаков а/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

НИКОЛАЙ КАРЛОВИЧ МЕТНЕР
/1880-1951/   Метнер необычное явление в русской музыке, не имеющее связи ни с ее прошлым, ни с настоящим. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX века. Николай Карлович Метнер родился в Москве 5 января 1880 года, в семье, богатой художественными традициями: мать происходила из знаменитого музыкального рода Гедике. Один брат — Эмилий был философом, литератором, музыкальным критиком, а другой — Александр — скрипачом и дирижером. Федор Карлович Гедике — брат Александры Карловны подготовил Метнера к поступлению в Московскую консерваторию. Здесь на младшем отделении Николай учился у А.И. Галли, а, перейдя на старшее, — занимался у П.А Пабста, ученика Листа. Пабст был прекрасным музыкантом и выдающимся пианистом. С его внезапной смертью эти занятия оборвались, и последние три консерваторских года Метнер учился у В.И. Сафонова. Окончив в 1900 году Московскую консерваторию по специальности фортепиано с Малой золотой медалью, Метнер вскоре обратил на себя внимание как талантливый, технически сильный пианист и интересный, вдумчивый музыкант. Устное предание сохранило два рассказа, характеризующиеисполнительское искусство Николая Карловича уже в это время. Сам Сафонов заявил однажды, что Метнеру за его игру следовало бы присудить Бриллиантовую медаль, если бы таковые существовали. Выступление Метнера на открытом консерваторском ученическом вечере произвело также большое впечатление на знаменитого пианиста Иосифа Гофмана, который восхитился не только игрой, но и огромной выдержкой, волевой собранностью юного артиста, исполнившего, что называется, «с налета» «Исламея» Балакирева. Скоро наряду с концертами Рахманинова и Скрябина авторские концерты Метнера явились событиями музыкальной жизни как в России, так и за рубежом Писательница М. Шагинян вспоминала, что эти вечера были для слушателей праздникомМетнеровский пианизм при всем своем техническом совершенстве и звуковом мастерстве не отличался особым виртуозным блеском. До отъезда за границу, когда условия жизни заставили его расширить концертную деятельность, Метнер выступал редко, рассматривая эти свои выступления как своего рода отчеты перед публикой в новых творческих достижениях. Метнер не любил выступать в больших помещениях перед многочисленной публикой, предпочитая концертные залы камерного типа. Тяготение к камерности, интимности было вообще характерно для Метнера. В ответном письме брату Эмилию он писал: «Если мое искусство „интимно“, как ты часто говоришь, то этому так и быть надо! Искусство зарождается всегда интимно, и если ему суждено возродиться, то оно должноснова стать интимным… Напоминать об этом людям я и считаю своей обязанностью. И в этом я тверд и железен, как и полагается быть сыну века.» Сафонов прочил своему ученику блестящую пианистическую карьеру, от которой, однако, Николай Карлович временно отклонился, предпочтя заняться композицией. Будучи сам выдающимся пианистом, он полнее и ярче всего проявил себя в области фортепианной музыки. Из шестидесяти одного опубликованного им опуса почти две трети написаны для фортепиано. В 1909–1910 годах Метнер был профессором Московской консерватории по классу фортепиано. В 1911 году он ушел из консерватории, некоторое время жил в селе Траханееве, в имении друзей. Там композитор нашел необходимое уединение. Однако в 1913 году ему пришлось снова вернуться в Москву. Того требовали и работа в Российском музыкальном издательстве, и необходимые для семейного бюджета частные уроки Метнер с женой и старшим братом Эмилием поселился в Саввинском переулке на Девичьем поле, тогда московской окраине. С 1915 по 1919 год Метнер опять преподавал в консерватории. Среди его учеников — многие известные впоследствии музыканты А. Шацкес, Н. Штембер, Б. Хайкин. Советами Метнера пользовались В. Софроницкий, Л. Оборин. А композитору было что сказать своим ученикам. Ведь Метнер был величайшим мастером владения средствами полифонии. Целью его стремлений было «слияние контрапунктического стиля с гармоническим», высшим образцом которого находил он творчество Моцарта. Внешняя чувственная сторона звучания, звуковая краска как таковая мало интересовала Метнера. Для него главным в музыке являлась логика выражения мысли. Как пишет П.И. Васильев: «Подобно Шопену, Метнер органически связан с фортепиано. Из него извлекал он свои особые, „метнеровские“ мелодии и гармонии. В фортепианной клавиатуре, знакомой ему с шестилетнего возраста, композитор услыхал новые сочетания звуков и расширил возможности инструмента, вдохнув в него оркестровую мощь и красочность. Помимо творческого дара Метнер, как уже было отмечено выше, обладал еще исключительным исполнительским талантом. Все свои сочинения он замечательно интерпретировал, воссоздавая каждый раз перед слушателями вновь свои творческие замыслы, осуществленные в сонатах, сказках и концертах, восстанавливая их первичные образы. Его игра отличалась предельной и, я бы сказал, вдохновенной точностью звукового рисунка. Все элементы музыкальной ткани: мелодия, гармония, ритм, динамика, в соотношении и выявлении частей сочинения, — все вместе образовывало согласно звучащий строй, имя которому — музыка. Не случайно Метнер однажды сказал: „Красота — всегда точность“. В изложении своих сочинений и при их исполнении он был, повторяю, точен. Это как будто простое и будничное слово. Однако оно таит в себе весьма объемное, многозначащее содержание, имеющее непосредственное отношение к красоте. В беседах Метнер неоднократно обращал внимание своих учеников на то, что „фортепианная игра одним своим концом упирается в цирк“. То есть пианист, подобно цирковым артистам, в. совершенстве владеющий своим телом, должен в совершенстве управлять и распоряжаться движениями своих пальцев и рук. Они должны безотказно повиноваться исполнительской воле художника. Метнер говорил, что „недостаточно иметь фортепианную технику“, что нужно приобретать „умение владеть ею при всевозможных обстоятельствах“, что „в этом умении кроется весь смысл техники“. Само слово „техника“, в применении к фортепианной игре, он очень не любил, считая, что оно совсем не объясняет и не выражает того сложного психологического процесса, который лежит в основе игры на фортепиано». В 1919 году Метнер потерял московскую квартиру и, следовательно, возможность работать в Москве, вынужденно жил в дачном поселке. К этому времени распалась дотоле сплоченная семья Метнеров: умерли мать и отец, на фронте погиб старший брат (Карл), другой (Эмилий) в 1914 году перебрался в Германию, а после начала войны был интернирован в Швейцарию. Не имея работы, постоянного жилья, лишившись близких, Метнер решил в 1921 году уехать в Германию. В сезон 1921–1922 годов он дал три концерта (в Берлине и Лейпциге), а в следующем сезоне выступил в Польше (в Варшаве и Лодзи). В программы концертов входили в основном сочинения самого пианиста, кроме того, он несколько раз сыграл Четвертый фортепианный концерт Бетховена. В 1924 году, после посещения Швейцарии и Италии, Метнеры осели во Франции, в местечке Эрки в Бретани. Оттуда композитор выехал на концерты в США. Этим первым турне он обязан заботам Рахманинова. По соглашению с фирмой «Стейнвей» Николай Карлович должен был играть с лучшими симфоническими оркестрами в разных городах. В поездке он выступал с необычной для него интенсивностью: с конца октября 1924 года до середины марта 1925 года он дал 17 концертов. В сольных программах, кроме своих сочинений, Метнер играл сонаты Скарлатти и Бетховена, Фантазию Шопена, пьесы Листа, а также выступал с певицей, исполнявшей его романсы и песни. Эта поездка позволила обеспечить семью. Вернувшись во Францию, Метнеры поселились в местечке Фонтен-дИветт в 30 километрах от Парижа. Рахманинов несмотря на свои проблемы постоянно заботился о Метнере. Он постарался вдохнуть былую веру в старого друга и сумел с присущим ему тактом поддержать Николая Карловича материально. Метнеры жили по соседству в Монморанси. В Клерфонтэне впервые прозвучал посвященный Рахманинову Второй концерт Метнера для фортепиано. Аккомпанировал Юлий Конюс. Всех слушавших взволновала великолепная темпераментная токката. В феврале 1927 года композитор поехал на концерты в Россию. Его выступления в Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове доставили радость не только слушателям, но и самому концертанту. Он уезжал из России с надеждой вскоре вернуться обратно и показать здесь сочинения последних лет. Однако помешали иные гастрольные планы. В 1928 году по приглашению певицы Т. Макушиной Метнер совершил поездку в Лондон. В 1929–1930 годах композитор вновь совершил турне по США и Канаде, затем дал концерты в Англии. Со временем его начали утомлять бесконечные странствия и переезды. Все усиливающееся с годами чувство одиночества, чуждости всему, чем определялись не только пути развития музыкального искусства в XX веке, но и весь строй современного мира, заставляло Метнера отгораживаться от окружающего, оберегая чистоту дорогих ему духовных ценностей и идеалов. В 1935 году в Париже выходит книга композитора «Муза и мода». Высказываемые в ней мысли и суждения являются итогом длительных, сосредоточенных размышлений, волновавших Метнера на протяжении всей его сознательной жизни. В конце 1935 года Метнер обосновался в Англии, в небольшом домике в северной части Лондона. Он выступал с концертами еще два сезона в 1935–1937 годах, после чего сосредоточился на композиторской работе. Если и выступал, то только со своими сочинениями. В 1942 году Николай Карлович перенес инфаркт, приковавший его на два месяца к постели. Находясь за рубежом, Метнер продолжал считать себя русским музыкантом и заявлял: «Эмигрантом по существу никогда не был и не стану». Глубоко потрясло его нападение гитлеровской Германии на СССР: «…Москва переживается мною, как будто я нахожусь там, а не здесь» (из письма к И.Э. и Э.Д. Пренам от 27 октября 1941 года). 5 июня 1944 года Метнер выступил в концерте в пользу Объединенного комитета помощи Советскому Союзу в Лондоне, где его музыка прозвучала рядом с сочинениями Глинки, Чайковского, Шостаковича Николай Карлович умер в Лондоне 13 ноября 1951 года. Метнер во время занятий композицией или игрой на фортепиано обычно вел краткие записи. Вот некоторые из них, дающие возможность заглянуть в творческую лабораторию мастера: «Рассудок — лакей духа, которого следует держать в подчинении, чтобы он не забрал себе слишком много воли». «Необходимо научиться записывать мысли, записывать на все лады. Записывать ежедневно, хоть полчаса в день». «Не думать о печати!» «Верить в свою тему вообще!» «Не преследовать себя, а лишь наблюдать за собой. Помнить, что при расстройстве не следует созерцать свое расстройство, ибо человек неизменно приобщается созерцаемому». «Помнить, что мысль управляется мозгом, который хотя и состоит на службе у духа, но все же сам не дух, а плоть, и потому так же требует регулярного отдыха, как руки и ноги». «Чаще отдыхать! Воображать! Представлять вещь (как во сне) в завершенном виде, как бы уже написанной или исполненной. Воображать! Вылезать воображением из всего окружающего, обыденного, раз оно не располагает к творческой работе…»      

Источник: 100 великих музыкантов. 2002

МЕТНЕР Николай Карлович
24.12.1879, Москва - 13.11.1951, Лондон) - композитор, пианист, педагог. Его отец, Карл Петрович, был одним из директоров акционерной компании «Московская кружевная фабрика», мать, Александра Карловна (урожд. Гебхард) - певица. Старинные обрусевшие немецкие роды Метнеров и Гебхардов включали в себя много художественно одаренных людей. В русских музеях сохранились портреты художницы-миниатюристки Минны Гебхард, сестры бабушки композитора. С материнской стороны родственниками М. было и музыкальное семейство Гедике, Уже в 6 лет мальчик начал учиться игре на фортепиано, сначала у матери, затем, с поступлением в реальное училище, у брата матери - профессора Московской консерватории Ф.Гедике. Очень рано проявились и его творческие склонности, стремление сочинять и даже попытки записывать свои пьесы. Раннее взросление определило его музыкальный вкус: никакой «детской» музыки, он требовал для изучения Баха, Бетховена, Скарлатти, Моцарта, а через два года занятий решительно заявил, что больше в школу не пойдет, т.к. хочет поступить в консерваторию. В 1892 он стал учеником фортепианного отдела в классе АТалли, а с 1894 перешел к П.Пабсту.М. много времени посвящал игре на рояле, но параллельно росла и страсть к сочинению. Он начал заниматься с А.Аренским и С.Танеевым, но не регулярно, и курса по композиции так и не прошел.
В 1900 М. окончил консерваторию по классу фортепиано у В.Сафонова с золотой медалью и в августе того же года поехал в Вену на 3-й международный конкурс им.А.Рубинштейна.А.Гольденвейзер, также участвовавший в конкурсе, вспоминал, что по условиям на конкурсе было две премии: одна для композитора, другая для пианиста. Среди композиторов сразу определился лидер - А.Гедике, также из Москвы.
Только этим, по мнению Гольденвейзера, объяснялось получение М.
Почетного отзыва, а не премии - жюри не хотело давать обе премии русским конкурсантам. Так или иначе, но это был заметный успех молодого пианиста. Он получил приглашение на большое концертное турне по Европе, однако отказался от него, не согласившись на программы, составленные Сафоновым. К тому же его влекли собственные творческие планы: сочинительство захватывало его все больше и больше. И это не преувеличение; по словам жены, А.Метнер, темы к М. «приходили сами».
М. признавался Гольденвейзеру, что «у него при сочинении бывает такое чувство, как будто он должен запечатлеть то, что где-то уже существует, ему же нужно только снять все лишнее, выявить подлинную сущность этой музыки в предельном приближении к тому идеальному образу, который он ощущает». Такая погруженность в сферу звуков делала процесс сочинения почти непрерывным: темы возникали даже во сне, некоторые использовались спустя многие годы после первой записи (так случилось с темой Квинтета, последнего сочинения композитора).
«На протяжении ряда лет у него накапливались записи музыкальных мыслей... и заполняли довольно большой чемодан. Сергей Васильевич Рахманинов даже подтрунивал над этим «имуществом» и спрашивал: «Нельзя ли взять из него что-либо взаймы?» - вспоминала жена.
Одновременно М. вел преподавательскую работу: сначала в московском Елизаветинском институте (с 1900), затем (с 1909) - профессура в Московской консерватории.М. не любил преподавание, ибо оно отвлекало его от сочинения; он всегда брал небольшую нагрузку. Но именно эта работа обеспечивала постоянный скромный заработок. Однако, занимаясь с учениками, независимо от того, были они консерваторскими или частными, он не щадил себя, щедро делился своими знаниями и опытом.
Некоторые из учеников М. по много лет пользовались его консультациями, например (уже в пору его эмигрантства), английская пианистка Э.Айлз, приезжавшая с этой целью из Бирмингема во Францию, профессор Иельского университета Э.Греман, дочь французского композитора Марселя Дюпре - Маргарита Дюпре.
Характерная для композиторского стиля М. преданность романтической традиции была не только естественным проявлением природных склонностей, но и осознанной позицией, протестом против бездуховного, бездумного отношения к искусству, против всегда ему чуждого модернизма. Один из музыкантов - В.Поль, вспоминал, что мысль о моральной ответственности композитора, о том, что музыкальное произведение имеет «духовный смысл и что сочинение музыки есть поступок, о последствиях которого художник должен думать», неоднократно повторялась М. Этот своего рода моральный императив являлся важной составной частью его творчества. Сочинения М. неброски и не монументальны. Он много писал для фортепиано и для голоса с фортепиано. Эта сосредоточенность на камерной музыке отвечала его индивидуальности и одновременно позволяла ему выступать исполнителем своих сочинений, к звучанию которых он был достаточно внимателен и придирчив. Его глубина не страдает многозначительной загадочностью.
Даже в драматических сочинениях нет ложного пафоса. Всюду сохраняется сдержанный, отмеченный благородством тон высказывания. «Лирическое раздумье» - вот образ, отмечающий его лучшие страницы. Эта доверительная, внутренняя исповедальность интонации захватывала чутких слушателей. Многие находили в музыке М. внешне замкнутого, отгороженного, - ту теплоту чувства, которой им не хватало в окружающем мире.
М. много сочинял, до отъезда за границу написаны 40 из 60 с небольшим опусов. Параллельно он выступал как пианист, а также в паре с известной певицей Олениной-дАльгейм. В своем исполнении М.-пианист также избегал всего вычурного, блестящего, не стремился к эффектам: он прежде всего хотел донести до слушателя глубину мысли и чувства автора произведения. Его интерпретации покоряли серьезностью и искренностью тона, чистотой вкуса, верностью стилю. Богатство палитры было подчинено художественной и содержательной задаче, Он как бы заново слышал произведение и передавал эту свою способность слушателям. Тайну его артистичности составляла именно глубокая одухотворенность, проникновение в музыкальную и эмоциональную сущность исполняемого произведения.
В 1911 М. ушел из консерватории, некоторое время жил в селе Траханееве, в имении друзей. Там композитор нашел необходимое уединение. Однако в 1913 ему пришлось снова вернуться в Москву. Того требовали и работа в Российском музыкальном издательстве, и необходимые для семейного бюджета частные уроки.М. с женой и старшим братом Эмилием поселился в Саввинском переулке на Девичьем поле, тогда московской окраине. С 1915 он вновь преподавал в консерватории, но лишь до 1919, когда, потеряв московскую квартиру и, следовательно, возможность работать в Москве, вынужденно жил в дачном поселке. К этому времени распалась дотоле сплоченная семья Метнеров: умерли мать и отец, на фронте погиб старший брат (Карл), другой (Эмилий) в 1914 уехал в Германию, а после начала войны был интернирован в Швейцарию.
Не имея работы, постоянного жилья, лишившись близких, М. принял в 1921 решение уехать в Германию, где в сезон 1921/22 дал три концерта (в Берлине и Лейпциге), а в следующем сезоне выступил в Польше (в Варшаве и Лодзи). В программы концертов входили в основном сочинения самого пианиста, кроме того, он несколько раз сыграл Четвертый фортепианный концерт Бетховена.
В 1924, после посещения Швейцарии и Италии, Метнеры осели во Франции, в местечке Эрки в Бретани. Оттуда М. выехал на концерты в США. Этим первым турне он обязан заботам С.Рахманинова, который поддерживал композитора в годы его зарубежных скитаний. По соглашению с фирмой «Стейнвей» М. должен был играть с лучшими симфоническими оркестрами в разных городах. В поездке он выступал с необычной для него интенсивностью: с 31.10.1924 до 13.3.1925 он дал 17 концертов, исполняя свой Первый концерт, а также Четвертый - Бетховена. В сольных программах, кроме своих сочинений, М. играл сонаты Скарлатти и Бетховена, Фантазию Шопена, пьесы Листа, а также выступал с певицей, исполнявшей его романсы и песни. Эта поездка, финансово обеспечившая семью, предоставила возможность на некоторое время отдаться сочинению. Вернувшись во Францию, Метнеры поселились в местечке Фонтен-д Иветт в 30 км от Парижа. Неподалеку отдыхал Рахманинов, и они постоянно общались. Здесь композитор сочинил Вторую скрипичную сонату, Второй концерт для фортепиано, Сказки op. 48.
Отсюда в феврале 1927 М. поехал на концерты в Россию. В Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, Харькове состоялись его выступления, доставившие радость не только слушателям, но и самому концертанту. Он уезжал из России с надеждой вскоре вернуться обратно и показать здесь сочинения последних лет. Однако помешали иные гастрольные планы. В 1928 по приглашению певицы Т.Макушиной М. совершил поездку в Лондон.
Летом 1928 он жил в нормандской деревушке Виллер-сюр-Мер, неподалеку от Рахманинова, который показывал М. посвященный ему Четвертый фортепианный концерт. В 1929/30 М. вновь совершил турне по США и Канаде, затем дал концерты в Англии. Со временем его начали утомлять бесконечные странствия и переезды. В начале 30-х композитор много размышлял об эстетических вопросах. Он собирал разные мысли о музыке в книгу под названием «Муза и мода», в которой подытоживал свои суждения о назначении музыки, ее путях и современном ему творчестве.
Книга была издана стараниями и на средства Рахманинова, а позже, в 1951, вышел и ее английский перевод, сделанный другом и почитателем М. - А.Сваном.
В конце 1935 М. обосновался в Англии, в небольшом домике в северной части Лондона. Он выступал с концертами еще два сезона (1935/36 и 1936/37), после чего сосредоточился на композиторской работе. Если и выступал, то только со своими сочинениями. В 1942 перенес инфаркт, приковавший его на два месяца к постели. Но лишь оправился, занялся оркестровкой только что сочиненного Третьего фортепианного концерта, который сам же исполнил в 1944 с оркестром Лондонского филармонического общества. Получив приглашение на большое турне в США в сезон 1947/48, М. согласился на поездку, но не чувствуя в себе достаточно сил, отложил ее на год. Это решение имело удивительные последствия. Судьба, словно решив вознаградить его за годы тревог и лишений, подарила ему - последнему романтику - чудесную романтическую историю. Согласно рассказу Свана, незадолго до войны молодой индийский студент Джайя Гамараджа Уадиар, наследник магараджи, по пути из Оксфорда домой случайно у своей сестры в Берлине услышал одну из сказок М. Пьеса произвела на него столь сильное впечатление, что он дал обет записать ее на граммофонные диски. Во время войны Уадиар унаследовал княжество, а в 1946 по его распоряжению было достигнуто соглашение с фирмой «His Masters Voice», в результате которого появились три альбома грампластинок с записями произведений М. В альбомы вошли все три Концерта, фортепианные и вокальные произведения. В знак благодарности М. посвятил Уадиару свой Третий фортепианный концерт. Существуют и другие пластинки с записями сочинений композитора: Третья скрипичная соната в исполнении американских артистов Э.Розенблита и Б.Рубакина, ряд песен в исполнении Э.Шварцкопф с автором. Это была его последняя работа, сделанная в 1950.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции