МЕТР
МЕТР
первич. мера античного стиха, число к-рых (наряду с ритмич. упорядоченностью) определяет его форму. важнейшие М. — двустопные: ямб, трохей и анапест; одностопные: дактиль, бакхтий, амфимакр, ионика и хориямб. Напр., ямбич. триметр состоит из 3 диподий — 6 ямбов, а дактилич. гекзаметр — из 6 стоп — 6 дактилей.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Метр
(лат. мера), первичная мера античного стиха, число которых (наряду с ритмич. упорядоченностью) определяет его форму. Важнейшие М. — двустопные: ямб, трохей и анапест; одностопные: дактиль, бакхий, амфимакр, ионика и хориямб. Например, ямбич. триметр состоит из 3 диподий — 6 ямбов, а дактилич. гекзаметр — из 6 стоп — 6 дактилей.
Источник: Словарь античности. 1989
МЕТР
греч. metron – мера), абстрактная, предельно общая ритмическая схема для каждой из строк стихотворного произведения. Понятие метр используется в основном по отношению к силлабо-тонике, где определяет тип стопы, т. е. указывает на положение в ней и вообще в стихе «сильных» и «слабых» мест, иными словами, преимущественно ударных или безударных, и задает принцип их чередования. Например, если в качестве метра стихотворения выбрана стопа ямба, то принцип чередования «сильных» и «слабых» мест можно сформулировать так: из каждой пары слогов в любой строке текста первый слог занимает «слабое» место, а второй – «сильное» (u – u – …). Принцип чередования в хореическом тексте: каждый первый из двух слогов – на «сильном» месте, каждый второй – на «слабом» (– u – u …). Любую из общих метрических схем уточняет стихотворный размер, указывающий на точное количество стоп в каждом стихе. Так, стихотворение Ф. И. Тютчева «Цицерон» написано ямбическим метром, а стихотворный размер этого произведения – четырехстопный ямб.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006