МЕТР

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МЕТР
первич. мера античного стиха, число к-рых (наряду с ритмич. упорядоченностью) определяет его форму. важнейшие М. — двустопные: ямб, трохей и анапест; одностопные: дактиль, бакхтий, амфимакр, ионика и хориямб. Напр., ямбич. триметр состоит из 3 диподий — 6 ямбов, а дактилич. гекзаметр — из 6 стоп — 6 дактилей.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Метр
(лат. мера), первичная мера античного стиха, число которых (наряду с ритмич. упорядоченностью) определяет его форму. Важнейшие М. — двустопные: ямб, трохей и анапест; одностопные: дактиль, бакхий, амфимакр, ионика и хориямб. Например, ямбич. триметр состоит из 3 диподий — 6 ямбов, а дактилич. гекзаметр — из 6 стоп — 6 дактилей.

Источник: Словарь античности. 1989

МЕТР
греч. metron – мера), абстрактная, предельно общая ритмическая схема для каждой из строк стихотворного произведения. Понятие метр используется в основном по отношению к силлабо-тонике, где определяет тип стопы, т. е. указывает на положение в ней и вообще в стихе «сильных» и «слабых» мест, иными словами, преимущественно ударных или безударных, и задает принцип их чередования. Например, если в качестве метра стихотворения выбрана стопа ямба, то принцип чередования «сильных» и «слабых» мест можно сформулировать так: из каждой пары слогов в любой строке текста первый слог занимает «слабое» место, а второй – «сильное» (u – u – …). Принцип чередования в хореическом тексте: каждый первый из двух слогов – на «сильном» месте, каждый второй – на «слабом» (– u – u …). Любую из общих метрических схем уточняет стихотворный размер, указывающий на точное количество стоп в каждом стихе. Так, стихотворение Ф. И. Тютчева «Цицерон» написано ямбическим метром, а стихотворный размер этого произведения – четырехстопный ямб.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
1.64 мб

Метр и ритм: число и энергия. Статья 2. Интерпретация свинга. Комплексный ритмический практикум в ку

Фуксман Михаил Адольфович
Данная статья адресована музыкантам, прежде всего преподавателям сольфеджио.
Читать PDF
288.46 кб

Метр и ритм: число и энергия. Статья 1. Комплексный ритмический практикум в курсе сольфеджио

Фуксман Михаил Адольфович
Данная статья адресована музыкантам, прежде всего преподавателям сольфеджио. В ней комплексный ритмический практикум рассматривается в своем теоретическом основании, с приложением набора упражнений и методических рекомендаций
Читать PDF
138.65 кб

«Коломийцевский стих» А. Галича как логаэдический метр

Свиридов Станислав Витальевич
В статье специфическая стиховая форма, характерная для песен А. Галича, рассматривается в контексте споров о русском логаэде.