Mickie-wicz) Адам (1798, Заосье, близ Новогрудка, ныне Белоруссия – 1855, Константинополь), польский писатель. Сын обедневшего шляхтича. Учился на историко-филологическом ф-те Виленского ун-та (1815–19), еще студентом начал писать стихи (1817), активно участвовал в молодежных организациях «филоматов» и «филаретов». Когда эти тайные общества раскрыли, Мицкевич, который уже учительствовал в Ковно, был арестован и выслан из Литвы (1824). Около четырех лет провел в России, где сблизился с участниками декабристского движения и русскими литераторами, в т. ч. с А. С. Пушкиным.
Ранние произведения Мицкевича выдержаны в духе классицизма и свидетельствуют об увлечении Вольтером (перевод отрывка из «Орлеанской девственницы»). Первый стихотворный сборник Мицкевича «Поэзия» (1822) стал манифестом романтизма. В предисловии автор объявил условием расцвета литературы ее истинно национальный характер. Во второй том «Поэзии» (1823) вошла поэма «Гражина», которая ставила вопросы об обязанности правителя считаться с чувствами народа, о недопустимости сговора с врагом. В этот том включена также драматическая поэма «Дзяды» (ч. 2, 4), изображавшая белорусский народный обряд поминовения усопших. Суждения о нравственности и долге произносил в ней хор крестьян, вызывающий мертвых на суд и оценивающих их поступки.
В России вышла книга Мицкевича «Сонеты» (1826) – с циклом «Крымские сонеты», поразившим читателя великолепием пейзажей и лиризмом. Поэма «Конрад Валленрод» (1828) посвящена борьбе литовцев с крестоносцами, герой близок персонажам Дж. Г. Байрона: он одинок, несчастен, его прошлое окутано тайной. Понимая невозможность личного счастья в угнетенной отчизне, Валленрод отдает жизнь за родину. В 1829 г. Мицкевич выехал из России, посетил Германию, Швейцарию, Италию. После неудавшейся попытки присоединиться к Польскому восстанию 1830 г. поэт жил преимущественно в Париже. В 3-й части «Дзядов» (1832) Мицкевич создал образ поэта Конрада, который, сочувствуя страданиям народа, вызывает на поединок Бога как виновника царящего в мире зла. К ней примыкал эпический «Отрывок» – цикл стихотворений о России, своеобразный путевой дневник. Обличая деспотизм, поэт стремился провести грань между русским народом и царизмом. В 3-й части «Дзядов», как и в художественно-публицистическом сочинении «Книги польского народа и польского пилигримства» (1832), Мицкевич изложил мистическую доктрину «польского мессианизма», согласно которой страдания Польши связаны с особым историческим призванием ее народа. Поэт призывал польскую эмиграцию к участию во «всеобщей войне за вольность народов», участвовал в организации польского легиона, воевавшего за свободу Италии. Последнее крупное произведение Мицкевича – поэма «Пан Тадеуш» (1834) – национальная эпопея, написанная в реалистическом духе, ставшая энциклопедией польского быта. Во время Крымской войны 1853–56 гг. Мицкевич отправился с политической миссией в Константинополь, где умер от холеры. Его прах, захороненный в Париже, был перевезен в Польшу в 1890 г.
МИЦКЕВИЧ
МИЦКЕВИЧ
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
МИЦКЕВИЧ
1. (Mickiewicz), Адам (24.XII.1798 - 26.XI.1855) - польск. поэт и деятель освободит. движения. Род. близ Новогрудка в семье обедневшего шляхтича. В 1815-19 учился в Виленском ун-те, в 1819-23 - преподаватель в Ковно. Выслан из Литвы (1824) в глубь Российской империи за участие в патриотич. орг-циях молодежи ("филоматов" и "филаретов"). С 1829 - в эмиграции. Первые произв. М., проникнутые демократич. и освободит. мотивами, усилившимися в годы пребывания в России (1824-29), стали наиболее ярким проявлением польск. романтизма. Сближение с декабристами и Пушкиным оставило большой след в жизни М., ставшего убежденным сторонником идеи революц. союза народов России и Польши. Созданные им после поражения восстания 1830-31 3-я ч. "Дзядов" (1832), "Пан Тадеуш" (1834) проникнуты верой в конечный успех освободит. борьбы польск. народа. Эту веру и демократич. идеалы М. выразил на страницах газ. "Pielgrzym polski" (Париж, 1832-33). В 40-х гг., подпав под влияние мистика А. Товяньского, пережил тяжелый кризис, проникся идеями мессианизма и почти совсем прекратил художеств. творчество. В годы эмиграции занимался проблемами лит-ры, культуры и истории слав. народов. В 1848 М. организует в Италии польск. респ. легион. Редактировал газ. "La tribune des peuples" (Париж, 1849), междунар. орган революц., утопически-социалистич. направления, где опубликовал много ярких публицистич. произведений. Газ. подверглась преследованиям пр-ва Луи Бонапарта. Умер в Константинополе, куда поехал знакомиться с польск. воен. формированиями. Соч.: Dziela, t. 1-16, Warsz., 1948-55; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-5, М., 1948-54. Лит.: Горский И. К., Адам Мицкевич, М., 1955; Живов М. С., А. Мицкевич. Жизнь и творчество, М., 1956; Стахеев Б. Ф., Мицкевич и прогрессивная русская общественность, М., 1955; Яструн М., Мицкевич, пер. с польск., М., 1963; Z?lkiewski S., Sp?r o Mickiewicza, Wr., 1952. И. С. Миллер. Москва. 2. Сергей Иванович (18.VIII.1869 - 12.IX.1944) - один из старейших деятелей Коммунистич. партии. Род. в г. Яранске Вятской губ. в семье офицера. Учился в кадетском корпусе в Н. Новгороде, но, порвав с воен. средой, в 1893 окончил мед. ф-т Моск. ун-та. С 1892 в Москве участвовал в марксистском кружке. В авг. 1893, будучи в Н. Новгороде на квартире марксиста П. Н. Скворцова, впервые встретился с В. И. Лениным. В сент. 1893 - один из основателей марксистской группы, т. н. шестерки, ставшей ядром Рабочего союза, положившей начало Моск. с.-д. организации. Летом 1894 был чл. кружка, к-рый нелегально печатал рукопись Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов". В конце 1894 был арестован и в 1897 сослан в Якутию, где явился первым врачом. Лечил якутов, юкагиров, ломутов, выяснял причины их вымирания, помещал на эту тему статьи в сиб. прессе. По возвращении из ссылки в 1903 вел парт. работу в Москве и в Твери. В 1905 активно работал в лит.-лекторской группе МК РСДРП(б). Участвовал в Декабрьском вооруж. восстании. С 1906 работал врачом в Н. Новгороде, с 1914 - в Саратове. После Февр. революции 1917 - чл. Исполкома Саратовского совета. После Окт. революции - пред. Совета гор. комиссаров в Саратове. В годы гражд. войны был пом. нач. санчасти Юж. и Юго-Зап. фронтов и лектором. Делегат IX съезда РКП(б). В 1922-24 - чл. коллегии Истпарта при ЦК РКП(б). В 1922 - один из основателей Музея Революции СССР, а в 1924-34 - его директор. Был лектором Коммунистич. ун-та им. Я. М. Свердлова и Моск. ун-та. Соч.: На грани двух эпох. От народничества к марксизму, М., 1937; Революционная Москва, 1888-1905, М., 1940; Записки врача-общественника. 1888-1918, М.-Л.,1941. Лит.: С. И. Мицкевич (Некролог), "ИЖ", 1945, No 3. Н. В. Бычкова, Г. М. Крамаров. Москва.