МИДАС
МИДАС
Midas) - полулегендарный царь Фригии (кон. 8 - нач. 7 вв. до н. э.), сын Гордия; в ассир. текстах конца 8 в. - Мита. Согласно греч. легенде о М., бог Дионис наделил М. способностью обращать в золото все, к чему он ни прикоснется. Т. к. в золото превращалась даже пища, М. был вынужден освободиться от этого дара, выкупавшись в р. Пактол, ставшей после этого золотоносной. В этой легенде отразилось воспоминание о былом расцвете Фригии, богатой золотом. В другой легенде невежественный и самоуверенный М. присудил первенство Пану в музыкальном состязании последнего с Аполлоном (отсюда выражение "мидасов суд" - суд невежды) и в наказание за это был наделен Аполлоном ослиными ушами ("уши Мидаса").
МИДАС
в греч. миф. сын Гордия, царь Фригии, славивш. своим богатством. Еще ребенку М. муравьи таскали пшенич. зерна, предвещая будущее богатство. Когда к М. привели связанного Силена, к-рый сбился с пути во время шествия Диониса, царь радушно его принял, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису. В награду за освобожд. Силена Дионис предложил М. исполнить любое его пожелание. М. пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться пища, что грозило М. голодной смертью, и он взмолился богу, чтобы тот снял чары. Дионис приказал М. искупаться в источ. Пактол, отчего источ. стал золотоносным, а М. избавился от своего дара. М. был судьей на муз. состязании между Аполлоном и Паном. За это Аполлон наделил М. ослинными ушами, к-рые царю приходилось прятать под фригийской шапочкой.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
МИДАС
сын Гордия, мифический царь Фригии. Он радушно принял у себя Силена, воспитателя и спутника Диониса, и Силен предложил ему в награду исполнение любого желания. Мидас выразил желание, чтобы все, к чему он прикоснется, обращалось в золото. Просьба Мидаса была исполнена, но так как пища, которой он касался, также обращалась в золото, то Мидас просил Силена взять назад свою милость. Дионис приказал Мидасу выкупаться в реке Пактоле, которая с тех пор стала золотоносной. Впоследствии Мидас был судьей на музыкальном состязании между Аполлоном, игравшим на лире, и Паном, игравшим на свирели, и решил спор в пользу Пана. Тогда Аполлон превратил уши Мидаса в ослиные, и он должен был скрывать их под фригийским колпаком; но цирюльник однажды увидел ослиные уши Мидаса и, не имея силы сохранить тайну, которую вместе с тем не смел никому открыть, выкопал яму и, прошептав туда: «У царя Мидаса ослиные уши», — засыпал яму землей. Но на этом месте вырос тростник, который шепотом рассказал об этой тайне, так что она разошлась по всему свету.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Мидас
1. В греч. мифологии царь Фригии, известный своим богатством, подпоил Силена и насильно задержал eго, чтобы овладеть eiо знаниями. В награду за ею освобождение Дионис выполнил желание царя: все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Поскольку в золото стали превращаться также пища и питье, он избавился от волшебства, искупавшись в источнике Пактол (Лидия). С тех пор источник стал золотоносным. Аполлон наделил М. ослиными ушами (уши М.) за то, чю ют, будучи судьей на музыкальном состязании Аполлона, игравшего на кифаре, и Пана, игравшет о на флейте, признал последнего победителем. М. прятал уши под фригийской шапкой. Его брадобрей вырыл ямку в земле и прошептал туда: «У царя Мидаса длинные уши!» На этом месте вырос тростник, который прошелестел об этой тайне всему свету. Судейство М. на музыкальном состязании послужило сюжетом для мн. произведений живописи и музыки (картины Тинторетто, Пуссена, опера Р. Штрауса «Любовь Данаи»).
2. Фригийск. царь, сын Гордия, правил во 2-й иол. 8 в. до н. э., иогиб в войне с кимерийцами. Потомок М. (1).
2. Фригийск. царь, сын Гордия, правил во 2-й иол. 8 в. до н. э., иогиб в войне с кимерийцами. Потомок М. (1).
Источник: Словарь античности. 1989
Мидас
греч. Midas)
(738 - 696 до н.э.)
царь Фригии, славившийся огромным богатством. Согласно одной из легенд, М. попросил Диониса, чтобы тот превратил в золото все, к чему он притронется. Когда от прикосновения М. стала превращаться в слитки золота даже пища, несчастный взмолился об освобождении от этого дара, и Дионис повелел ему искупаться в р. Пактол, ставшей с тех пор золотоносной. По другому мифу, Аполлон наделил М. ослиными ушами за то, что тот, будучи судьей в музыкальном состязании его с Паном, отдал предпочтение последнему.
Моисеева Т.А. Мидас как символ богатства в античной традиции // ВДИ. 1984. № 4.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Фригийский царь, о котором существует множество легенд позднего происхождения. У Мидаса был знаменитый розарий, где однажды, после дионисийской оргии, остался пьяный Силен и рассказал Мидасу удивительную историю Атлантиды. Когда Мидас отослал Силена обратно к Дионису, Дионис по желанию Мидаса сделал так, что все, к чему бы ни прикоснулся царь, тотчас превращалось в золото. Однако золотом становились и еда с питьем, и, чтобы избавиться от волшебства, царю пришлось искупаться в источнике Пактол, который с тех пор стал золотоносным. Когда Пан и Аполлон соревновались между собой в музыкальном искусстве, Мидас отдал свое предпочтение Пану, и в отместку Аполлон наградил его ослиными ушами. О том, что у Мидаса ослиные уши, знал только его брадобрей, который однажды, не выдержав, вырыл в земле ямку и прошептал туда свою тайну. На его несчастье, на этом месте вырос тростник и расшелестел об этой тайне по всему свету. Эту легенду передает Овидий в "Метаморфозах".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
(738 - 696 до н.э.)
царь Фригии, славившийся огромным богатством. Согласно одной из легенд, М. попросил Диониса, чтобы тот превратил в золото все, к чему он притронется. Когда от прикосновения М. стала превращаться в слитки золота даже пища, несчастный взмолился об освобождении от этого дара, и Дионис повелел ему искупаться в р. Пактол, ставшей с тех пор золотоносной. По другому мифу, Аполлон наделил М. ослиными ушами за то, что тот, будучи судьей в музыкальном состязании его с Паном, отдал предпочтение последнему.
Моисеева Т.А. Мидас как символ богатства в античной традиции // ВДИ. 1984. № 4.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Фригийский царь, о котором существует множество легенд позднего происхождения. У Мидаса был знаменитый розарий, где однажды, после дионисийской оргии, остался пьяный Силен и рассказал Мидасу удивительную историю Атлантиды. Когда Мидас отослал Силена обратно к Дионису, Дионис по желанию Мидаса сделал так, что все, к чему бы ни прикоснулся царь, тотчас превращалось в золото. Однако золотом становились и еда с питьем, и, чтобы избавиться от волшебства, царю пришлось искупаться в источнике Пактол, который с тех пор стал золотоносным. Когда Пан и Аполлон соревновались между собой в музыкальном искусстве, Мидас отдал свое предпочтение Пану, и в отместку Аполлон наградил его ослиными ушами. О том, что у Мидаса ослиные уши, знал только его брадобрей, который однажды, не выдержав, вырыл в земле ямку и прошептал туда свою тайну. На его несчастье, на этом месте вырос тростник и расшелестел об этой тайне по всему свету. Эту легенду передает Овидий в "Метаморфозах".
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
МИДАС
• Midas,
?????, сын Гордия, древний царь бригов. Он вывел свой город из Македонии во Фригию, где они получили название фригийцев. Hdt. 7, 73. 8, 138. Когда он был ребенком, муравьи носили ему в рот зерна хлеба, предвещая этим в будущем богатство. Cic. div. 1, 36. Однажды опьяневший Силен сбился с пути во время шествия Диониса и попал в розовые сады М. (находившиеся, по общему мнению, в Македонии, вблизи Бермийского хребта); здесь поймали его крестьяне, связали венками и привели к царю М., который радушно принял мудрого учителя Диониса и беседовал с ним (Cic. tusс. 1, 48), а на 10 день отвез обратно к Дионису. В награду за это бог предложил ему просить чего только он пожелает; М. просил, чтобы все, к чему он прикоснется, обращалось в золото. Но т. к. пища, которой он прикасался, также обращалась в золото, то М. стал просить бога, чтобы он взял от него эту милость обратно. Дионис приказал ему выкупаться в источнике Пактола, от чего этот источник стал изобиловать золотом. Ov. met. 11, 90 слл. По другим сказаниям, М. поймал Силена или Сатира у так называемого ключа М. (у города Анкиры, основанного M. Paus. 1, 4, 5, или у Фимбрия и Тириея. Хеn. Anab. 1, 2, 13, или на паннонской границе, Bion. ар. Athen. 2, р. 45. С.). М. налил вина в воду источника, а Силен или Сатир, напившийся этой воды, заснул. По этим сказаниям, М. получает богатства от Диониса; первоначально же он был фригийским силеном, находившимся в числе спутников Диониса. Остатками его первоначальной природы следует считать отличающие его сатировы или ослиные уши. Он получил их, по сказаниям, после музыкального состязания Пана (или Марсия) с Аполлоном, на котором судьей был Тмол (или же сам М.). Хотя Тмол, а за ним и все слушатели отдали предпочтение кифаре Аполлона перед флейтою Пана, но М. не согласился с этим и за это получил от Аполлона ослиные уши. М. тщательно скрывал их под своей фригийской шапкой, но цирюльник его открыл их. Т. к. последний не смел никому об этом рассказывать, а между тем про себя тайну эту он сохранять не мог, то он выкопал в земле яму, прошептал туда: «У царя М. ослиные уши» — и засыпал яму землей; на этом месте вырос потом тростник, который шепотом рассказывал об этой тайне, так что всему свету это стало известно. Ov. met. 11, 146 слл. Этот М. с ослиными ушами, изнеженный фригийский царь и покровитель культа Диониса, служил часто предметом аттической сатирической драмы. В последнем сказании выказывается противоположность между фригийской игрой на флейте (господствовавшей на празднике Диониса) и эллинской игрой на Аполлоновой кифаре, подобно тому как и в сказании о Марсии (см. Marsyas, Марсий).
?????, сын Гордия, древний царь бригов. Он вывел свой город из Македонии во Фригию, где они получили название фригийцев. Hdt. 7, 73. 8, 138. Когда он был ребенком, муравьи носили ему в рот зерна хлеба, предвещая этим в будущем богатство. Cic. div. 1, 36. Однажды опьяневший Силен сбился с пути во время шествия Диониса и попал в розовые сады М. (находившиеся, по общему мнению, в Македонии, вблизи Бермийского хребта); здесь поймали его крестьяне, связали венками и привели к царю М., который радушно принял мудрого учителя Диониса и беседовал с ним (Cic. tusс. 1, 48), а на 10 день отвез обратно к Дионису. В награду за это бог предложил ему просить чего только он пожелает; М. просил, чтобы все, к чему он прикоснется, обращалось в золото. Но т. к. пища, которой он прикасался, также обращалась в золото, то М. стал просить бога, чтобы он взял от него эту милость обратно. Дионис приказал ему выкупаться в источнике Пактола, от чего этот источник стал изобиловать золотом. Ov. met. 11, 90 слл. По другим сказаниям, М. поймал Силена или Сатира у так называемого ключа М. (у города Анкиры, основанного M. Paus. 1, 4, 5, или у Фимбрия и Тириея. Хеn. Anab. 1, 2, 13, или на паннонской границе, Bion. ар. Athen. 2, р. 45. С.). М. налил вина в воду источника, а Силен или Сатир, напившийся этой воды, заснул. По этим сказаниям, М. получает богатства от Диониса; первоначально же он был фригийским силеном, находившимся в числе спутников Диониса. Остатками его первоначальной природы следует считать отличающие его сатировы или ослиные уши. Он получил их, по сказаниям, после музыкального состязания Пана (или Марсия) с Аполлоном, на котором судьей был Тмол (или же сам М.). Хотя Тмол, а за ним и все слушатели отдали предпочтение кифаре Аполлона перед флейтою Пана, но М. не согласился с этим и за это получил от Аполлона ослиные уши. М. тщательно скрывал их под своей фригийской шапкой, но цирюльник его открыл их. Т. к. последний не смел никому об этом рассказывать, а между тем про себя тайну эту он сохранять не мог, то он выкопал в земле яму, прошептал туда: «У царя М. ослиные уши» — и засыпал яму землей; на этом месте вырос потом тростник, который шепотом рассказывал об этой тайне, так что всему свету это стало известно. Ov. met. 11, 146 слл. Этот М. с ослиными ушами, изнеженный фригийский царь и покровитель культа Диониса, служил часто предметом аттической сатирической драмы. В последнем сказании выказывается противоположность между фригийской игрой на флейте (господствовавшей на празднике Диониса) и эллинской игрой на Аполлоновой кифаре, подобно тому как и в сказании о Марсии (см. Marsyas, Марсий).