МИДАС

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИДАС
Midas) - полулегендарный царь Фригии (кон. 8 - нач. 7 вв. до н. э.), сын Гордия; в ассир. текстах конца 8 в. - Мита. Согласно греч. легенде о М., бог Дионис наделил М. способностью обращать в золото все, к чему он ни прикоснется. Т. к. в золото превращалась даже пища, М. был вынужден освободиться от этого дара, выкупавшись в р. Пактол, ставшей после этого золотоносной. В этой легенде отразилось воспоминание о былом расцвете Фригии, богатой золотом. В другой легенде невежественный и самоуверенный М. присудил первенство Пану в музыкальном состязании последнего с Аполлоном (отсюда выражение "мидасов суд" - суд невежды) и в наказание за это был наделен Аполлоном ослиными ушами ("уши Мидаса").

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

МИДАС
в греч. миф. сын Гордия, царь Фригии, славивш. своим богатством. Еще ребенку М. муравьи таскали пшенич. зерна, предвещая будущее богатство. Когда к М. привели связанного Силена, к-рый сбился с пути во время шествия Диониса, царь радушно его принял, беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису. В награду за освобожд. Силена Дионис предложил М. исполнить любое его пожелание. М. пожелал, чтобы все, к чему он прикоснется, превращалось в золото. Но в золото стала превращаться пища, что грозило М. голодной смертью, и он взмолился богу, чтобы тот снял чары. Дионис приказал М. искупаться в источ. Пактол, отчего источ. стал золотоносным, а М. избавился от своего дара. М. был судьей на муз. состязании между Аполлоном и Паном. За это Аполлон наделил М. ослинными ушами, к-рые царю приходилось прятать под фригийской шапочкой.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

МИДАС
сын Гордия, мифический царь Фригии. Он радушно принял у себя Силена, воспитателя и спутника Диониса, и Силен предложил ему в награду исполнение любого желания. Мидас выразил желание, чтобы все, к чему он прикоснется, обращалось в золото. Просьба Мидаса была исполнена, но так как пища, которой он касался, также обращалась в золото, то Мидас просил Силена взять назад свою милость. Дионис приказал Мидасу выкупаться в реке Пактоле, которая с тех пор стала золотоносной. Впоследствии Мидас был судьей на музыкальном состязании между Аполлоном, игравшим на лире, и Паном, игравшим на свирели, и решил спор в пользу Пана. Тогда Аполлон превратил уши Мидаса в ослиные, и он должен был скрывать их под фригийским колпаком; но цирюльник однажды увидел ослиные уши Мидаса и, не имея силы сохранить тайну, которую вместе с тем не смел никому открыть, выкопал яму и, прошептав туда: «У царя Мидаса ослиные уши», — засыпал яму землей. Но на этом месте вырос тростник, который шепотом рассказал об этой тайне, так что она разошлась по всему свету.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Мидас
1. В греч. мифологии царь Фригии, известный своим богатством, подпоил Силена и насильно задержал eго, чтобы овладеть eiо знаниями. В награду за ею освобождение Дионис выполнил желание царя: все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Поскольку в золото стали превращаться также пища и питье, он избавился от волшебства, искупавшись в источнике Пактол (Лидия). С тех пор источник стал золотоносным. Аполлон наделил М. ослиными ушами (уши М.) за то, чю ют, будучи судьей на музыкальном состязании Аполлона, игравшего на кифаре, и Пана, игравшет о на флейте, признал последнего победителем. М. прятал уши под фригийской шапкой. Его брадобрей вырыл ямку в земле и прошептал туда: «У царя Мидаса длинные уши!» На этом месте вырос тростник, который прошелестел об этой тайне всему свету. Судейство М. на музыкальном состязании послужило сюжетом для мн. произведений живописи и музыки (картины Тинторетто, Пуссена, опера Р. Штрауса «Любовь Данаи»).
        2. Фригийск. царь, сын Гордия, правил во 2-й иол. 8 в. до н. э., иогиб в войне с кимерийцами. Потомок М. (1).

Источник: Словарь античности. 1989

Мидас
греч. Midas)
(738 - 696 до н.э.)
   царь Фригии, славившийся огромным богатством. Согласно одной из легенд, М. попросил Диониса, чтобы тот превратил в золото все, к чему он притронется. Когда от прикосновения М. стала превращаться в слитки золота даже пища, несчастный взмолился об освобождении от этого дара, и Дионис повелел ему искупаться в р. Пактол, ставшей с тех пор золотоносной. По другому мифу, Аполлон наделил М. ослиными ушами за то, что тот, будучи судьей в музыкальном состязании его с Паном, отдал предпочтение последнему.
   Моисеева Т.А. Мидас как символ богатства в античной традиции // ВДИ. 1984. № 4.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Фригийский царь, о котором существует множество легенд позднего происхождения. У Мидаса был знаменитый розарий, где однажды, после дионисийской оргии, остался пьяный Силен и рассказал Мидасу удивительную историю Атлантиды. Когда Мидас отослал Силена обратно к Дионису, Дионис по желанию Мидаса сделал так, что все, к чему бы ни прикоснулся царь, тотчас превращалось в золото. Однако золотом становились и еда с питьем, и, чтобы избавиться от волшебства, царю пришлось искупаться в источнике Пактол, который с тех пор стал золотоносным. Когда Пан и Аполлон соревновались между собой в музыкальном искусстве, Мидас отдал свое предпочтение Пану, и в отместку Аполлон наградил его ослиными ушами. О том, что у Мидаса ослиные уши, знал только его брадобрей, который однажды, не выдержав, вырыл в земле ямку и прошептал туда свою тайну. На его несчастье, на этом месте вырос тростник и расшелестел об этой тайне по всему свету. Эту легенду передает Овидий в "Метаморфозах".
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

МИДАС
   • Midas,
         ?????, сын Гордия, древний царь бригов. Он вывел свой город из Македонии во Фригию, где они получили название фригийцев. Hdt. 7, 73. 8, 138. Когда он был ребенком, муравьи носили ему в рот зерна хлеба, предвещая этим в будущем богатство. Cic. div. 1, 36. Однажды опьяневший Силен сбился с пути во время шествия Диониса и попал в розовые сады М. (находившиеся, по общему мнению, в Македонии, вблизи Бермийского хребта); здесь поймали его крестьяне, связали венками и привели к царю М., который радушно принял мудрого учителя Диониса и беседовал с ним (Cic. tusс. 1, 48), а на 10 день отвез обратно к Дионису. В награду за это бог предложил ему просить чего только он пожелает; М. просил, чтобы все, к чему он прикоснется, обращалось в золото. Но т. к. пища, которой он прикасался, также обращалась в золото, то М. стал просить бога, чтобы он взял от него эту милость обратно. Дионис приказал ему выкупаться в источнике Пактола, от чего этот источник стал изобиловать золотом. Ov. met. 11, 90 слл. По другим сказаниям, М. поймал Силена или Сатира у так называемого ключа М. (у города Анкиры, основанного M. Paus. 1, 4, 5, или у Фимбрия и Тириея. Хеn. Anab. 1, 2, 13, или на паннонской границе, Bion. ар. Athen. 2, р. 45. С.). М. налил вина в воду источника, а Силен или Сатир, напившийся этой воды, заснул. По этим сказаниям, М. получает богатства от Диониса; первоначально же он был фригийским силеном, находившимся в числе спутников Диониса. Остатками его первоначальной природы следует считать отличающие его сатировы или ослиные уши. Он получил их, по сказаниям, после музыкального состязания Пана (или Марсия) с Аполлоном, на котором судьей был Тмол (или же сам М.). Хотя Тмол, а за ним и все слушатели отдали предпочтение кифаре Аполлона перед флейтою Пана, но М. не согласился с этим и за это получил от Аполлона ослиные уши. М. тщательно скрывал их под своей фригийской шапкой, но цирюльник его открыл их. Т. к. последний не смел никому об этом рассказывать, а между тем про себя тайну эту он сохранять не мог, то он выкопал в земле яму, прошептал туда: «У царя М. ослиные уши» — и засыпал яму землей; на этом месте вырос потом тростник, который шепотом рассказывал об этой тайне, так что всему свету это стало известно. Ov. met. 11, 146 слл. Этот М. с ослиными ушами, изнеженный фригийский царь и покровитель культа Диониса, служил часто предметом аттической сатирической драмы. В последнем сказании выказывается противоположность между фригийской игрой на флейте (господствовавшей на празднике Диониса) и эллинской игрой на Аполлоновой кифаре, подобно тому как и в сказании о Марсии (см. Marsyas, Марсий).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884