МИДРАШ

Найдено 1 определение
МИДРАШ
Происходит от глагола "дарош", что означает — требовать, расследовать. Значение понятия М. в еврейских источниках - раскрытие внутреннего смысла текстов Библии в дополнение к прямому их пониманию. М. черпает свою силу из Библии, сам же он — всего лишь средство. М. танаим* и амораим* ставил своей целью найти в Писании источник и обоснование законов, которые не содержатся в Торе* непосредственно. М. исследует и интерпретирует не только Тору, но и все другие священные письменные источники. Эти Священные Книги вобрали в себя самую суть духовной жизни нации. Поскольку не стало пророков в Израиле, способных руководить народом и освещать ему путь посредством откровения, евреи обратились к изучению слова Божьего, переданного им через пророков в древние времена. Священное Писание — Тора, Хроники, видения пророков, Псалмы, мудрые изречения — послужили еврейству ключом к самопознанию. Еврейство нашло в этих источниках решение многих проблем и вопросов и утешение в страданиях своих. Патриархи и праведники прошлого были для народа постоянным источником света в его горьком настоящем. Самый древний М. был, как уже сказано, интерпретацией законов (мидраш галаха*). Вслед за ним возник М. агада*. Впервые он встречается в переводах и в философских исследованиях Филона Александрийского (I в.). Со временем М. агада отделился от М. галаха и стал самостоятельным предметом изучения: агаду начали преподавать в Домах Учения наряду с галахой. Есть убедительные доказательства того, что уже в III в. существовали рукописные сборники М., но до нашего времени дошли более поздние варианты. Составление агады продолжалось вплоть до завершения редакции Вавилонского Талмуда и даже позже, до конца эпохи гаонов*. М. комментирует стихи Библии один за другим. Самые ранние из них — "М. танаим" (Мехилта, Сифра и Сифрей) — посвящены галахе. Предметом М. галахи служат: 1) неясные части Торы, которые объясняются в соответствии с преданиями или посредством сопоставления и логических умозаключений; 2) обобщение: Библия говорит об определенном предмете, но это лишь частный случай, по которому следует судить о всех, подобных ему; 3) стихи Библии, смысл которых не ясен, и поэтому необходимо установить их точный смысл; 4) вещи, зависящие от размеров, не ясно указанных в Писании, когда необходимо определить их, например: "размером с маслину", "подобно яйцу", "четверть крови" и т. п.; 5) противоречия в библейском тексте, например, два положения, на первый взгляд отрицающие друг друга; .) галахот, которые не следует понимать буквально, например, "око за око". М. не галахические - это народная литература в лучшем смысле этого понятия. Они черпали из сокровищ народного творчества и вобрали в себя рассказы, сказания, аллегории, басни и поговорки. Эти литературные жемчужины творчества поражают сжатостью изложения и красотой формы. Среди комментаторов были и поэты, которые создали из материалов агады подлинные произведения искусства, например, сказание о разрушении Храма в начале М. книги "Эйха" и сказания о Ирмеягу и о Мессии в "Псикта рабати".

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
188.88 кб

Мидраш в Новом Завете: Иоанн против синоптиков

Алексеев Анатолий Алексеевич
В статье рассмотрены предисловия к Евангелиям Матфея, Луки и Иоанна. Первые два представляют собой мидраш, т. е. толкование, основанное на письменных источниках и устной традиции иудаизма.

Похожие термины:

  • ДОМ УЧЕНИЯ (Бейт hа-мидраш)

    Особое место для изучения Талмуда*, мидрашей* и галахических постановлений. Прежнее название: "Дом собрания мудрых". Учащиеся молились в Д.У. Согласно преданию, первый Д.У. основали Шем* и Эйвер* еще д
  • Мидраитяне

    1Пар 2.53)-аналог. Ифрияне.
  • МИДРАРИДЫ

    Династия эмиров Сиджилмасы (Марокко), правившая в 772-967 гг. Район Сиджилмасы, располагавшийся вдоль юго-восточных склонов Атласских гор и орошаемый водами стекавших с этих гор рек, представлял собо