Не существует одного-единственного определения мифа, так как мифами по-своему занимаются и этнологи, и специалисты по истории религии, а также психоаналитики. Если, с точки зрения последних, в мифах выходят наружу глубинные конфликты психики, то выдающийся исследователь религиозных верований Мирча Элиаде считал, что «миф рассказывает священную историю, т. е. повествует о главном событии, случившемся в начале Времени, ab initio» и наделяющем смыслом мироздание и человеческое существование. Клод ЛевиСтросс видел в мифах аллегорические повествования, призванные объяснить людям, принадлежащим к некой группе, происхождение установленных порядков; он обнаруживал в мифах образ мыслей, свойственный всем людям и связанный со «структурными законами мышления». Мифологией же называют цельную и упорядоченную совокупность мифов, принадлежащих определенной культуре. Многие историки начали заниматься анализом мифов в разгар повального увлечения структурализмом. Примерами могут служить работы по исторической антропологии Древней Греции ЖанПьера Вернана и Пьера Видаль-Наке (см., напр., Vernant J.-P, Vidal-Naquet P. Mythe et tragedie en Grece ancienne. P., 1972) или содержательная, новаторская диссертация Альфонса Дюпрона, посвященная многовековой истории бытования на Западе мифа о крестовых походах (она была опубликована только в 1997г., см.: DuprontA. Le Mythe de la Croisade. P., 1997). В дальнейшем интерес историков к мифу и его месту в коллективном воображаемом постоянно нарастал, ставились новые вопросы ( Veyne P. Les Grecs ont-ils cru a leurs mythes? P., 1983), а хронологические рамки исследований расширялись вплоть до современности (Girardet R. Mythes et mythologies politiques. P., 1990).
• Историческая антропология, Культура/История культуры, Ментальность/История менталъностей, Этнология