Мифология античная

Найдено 1 определение
Мифология античная
совокупность представлений древ, греков и римлян о происхождении мира и обществ, устройства, а также воспоминаний о своем прошлом. Как одна из форм обществ, сознания, М. а. тесно связана с религией, ритуалом, фольклором, так что проведение между ними твердой разграничительной линии вызывает значит., подчас непреодолимые трудности. Кроме того, в худож. оформлении мифа существ, роль играют законы устного творчества, в т. ч. героич. сказания. Наконец, в М. а. объединились различные и разноврем. пласты, выделение к-рых тоже не всегда бесспорно. Поэтому в дальнейшем речь пойдет только об отражении М. а. в художественной литературе антич. мира, в к-рой миф сначала играет соц.-нормативную роль, а затем все больше становится арсеналом образов и сюжетных ситуаций.
   В окружающем мире античный человек видел участие божеств, сил, причем характерной чертой М. а. явл. придание этим силам антропоморфного облика. Выделившиеся из первонач. хаоса Небо и Земля представляются в образах Урана и Геи, к-рые вступают между собой в брачные отношения и порождают след, поколение богов-титанов во гл. с Кроном и его супругой Реей. В свою очередь, титаны уступают место богам-олимпийцам, свергающим Крона и одолевающим предыдущее поколение богов с помощью физ. силы. С приходом к власти верховного олимпийца Зевса устанавливается тот мировой порядок, к-рый осуществляется целым рядом богов, находящихся с Зевсом в близких родственных отношениях, если даже раньше каждый из них был самостоят, местным (подчас догр. или внегр.) божеством. Во власти самого Зевса находятся небесные стихии - он вызывает гром и молнии, обрушивает на землю дождь и град, но вместе с тем явл. главой всего божеств, пантеона. Поделивший с Зевсом по жребию власть Посейдон распоряжается морской стихией, третий брат - Аид - владычествует над подземным царством и тенями умерших. Гера как супруга Зевса явл. покровительницей брака; их дети - Гефест и Арес. Первый - замечательный кузнец и ювелир, второй олицетворяет жестокую, губительную войну. Войной как одной из форм гос. политики ведает дочь Зевса Афина - полифункциональная богиня, в к-рой видят охранительницу обществ, строя («градодержица») и благополучия граждан, а также покровительницу ремесленников. Неск. сыновей Зевс имеет от др. жен; из них Аполлон - губящий и исцеляющий бог, прорицающий волю Зевса; Артемида - девственная богиня-охотница; Гермес - посланник богов, покровитель путешественников и мореходов; Дионис - бог виноградарства и виноделия. Дочерью Зевса в классич. эпоху делают и богиню любви Афродиту, в действит. очень древнее божество, вер., восточного происхождения. Др. древнейшим членом олимп. пантеона явл. Деметра <«мать-земля»), научившая людей хлебопашеству. Всем олимп. богам свойственны челов. страсти и слабости, они способны враждовать между собой, помогать смертным или карать их за непочтение.
   Наряду с божеств, пантеоном существенную, если не большую часть мифов составляют сказания о героич. прошлом древ, греков. Эти предания группируются вокруг ист. центров Греции II тыс. до н. э., известных преим. в крито-микен. эпоху (XVI - XII вв.). При этом древ, греки отдавали себе отчет в хронолог, последовательности следующих друг за др. поколений героев и ставили их между собой в опред. синхронные отношения, если даже эти связи не всегда были вполне однозначны. Так, родоначальником микен. династии считался Пелоп, обосновавшийся в Элиде (сев.-зап. Пелопоннес) и изгнавший своих сыновей (Атрея и Фиеста), к-рые нашли убежище в Микенах и оспаривали друг у др. царский престол, пока власть не досталась Атрею. Сын Атрея Агамемнон возглавляет гр. войско в Троянском походе, в к-ром вместе с др. сражаются Аякс и Тевкр - сыновья Теламона, участвовавшего в захвате Трои в предыдущем поколении, вместе с Гераклом. Современниками Геракла явл. семеро против Фив, начавшие войну против этого города, в к-рой они почти все погибли. Сыновья двух из «семерых» - Диомед и Сфенел, участники нового похода против Фив, а затем - Троянской войны. Современником Геракла явл. Мелеагр из Этолии, возглавивший охоту на Калидонского вепря, о к-рой в «Илиаде» вспоминают как об имевшей место в предыдущем поколении. Родств. связи между героями и их синхронизация создавали в сознании греков представление о миф. героях как о реальных личностях, к-рые стояли перед лицом испытаний, должны были решать свои нравственные проблемы и т. п. Вместе с воспоминаниями о легендарном прошлом в героич. мифологию древ, греков вовлекались др. фольклорные образы и мотивы. Геракл и Тесей наделялись свойствами т. н. культурных героев, очищающих землю от чудовищ и великанов; встреча Эдипа с неведомым ему отцом Лаием воспроизводит сюжет поединка отца с сыном, восходящий к древнейшему периоду матрилокальных браков; неприятие брачных отношений между двоюродными братьями и сестрами получает отражение в мифе о Данаидах, убивающих своих женихов. Далекие странствия с опасным заданием, в к-рых на помощь герою приходят волшебные помощники, составляют часть мифа о Персее; завершающее их освобождение Андромеды и победа над соперником представляют собой трансформацию мотива богатырского сватовства. В итоге М. а., поступившая в распоряжение гр. и рим. поэтов, составляет сложный конгломерат; каждый автор выбирает из него нужные ему ситуации, правдоподобность к-рых миф подтверждает своим авторитетом. Нач. этап на этом пути - поэмы Гомера, в к-рых боги непосредственно соприкасаются со смертными, то вступая между собой в битву, то вмешиваясь в исход сражений (гибель Патрокла и Гектора), то помогая своим любимцам (как Афина Одиссею). Образы богов и миф. героев, разрабатываемые в последующей лит., восходят к фигурам, созданным Гомером (2-я пол. VIII - нач. VII в.). С др. ст., мн. ситуации, не охваченные его поэмами, получили освещение в киклическом эпосе и гомеровских гимнах, также служивших источником для позднейших произв. Первую систематизацию мифов о богах и их родословных осуществляет Гесиод (1-я пол. VII в.). Бол. место занимает М. а. в твор-ве авторов мелики. Сапфо, Алкей воспринимают участников троянского мифа как своих реальных предшественников, обращаясь к их образам как примеру челов. поведения. Новые краски в изобр. мифолог, событий вносит Стесихор. Обоснование нравственных норм и многочисл. примеры взаимоотношений богов со смертными находит в мифах Пиндар (V в. до н.э.). Для афинской трагедии V в. героич. мифология представляет огромный репертуар сюжетов и образов, к-рые Эсхил и Софокл трактуют как священную историю прошлого; в ней они ищут ответа на вопросы совр. им действительности, актуализируя старинный миф в духе новой обществ, проблематики или создавая грандиозные картины трагич. столкновения индивида с непознаваемостью божеств, разума. В твор-ве Еврипида мифолог, мировоззрение испытывает серьезный кризис: под сомнением оказывается справедливость миродержавной воли богов, а традиц. миф. сюжет разрушается без адекватной ему замены. У Аристофана боги и герои становятся объектом осмеяния, коренящегося в ритуале весенних праздников плодородия.
   В поэзии эпохи эллинизма (Каллимах, Феокрит, Аполлоний Родосский) авторитет богов падает, и образы их снижаются до уровня обычных людей с их бытовыми повседневными заботами и неу­рядицами. В то же время представители александрийской поэзии вводят в лит. мн. периферийных мифов, к-рые впоследствии будут использованы в римской литературе. На рим. почве М. а. представлена первоначально сказаниями о полулегендарных царях и героях (Ромул, Сервий Туллий, Муций Сцевола), не получившими, одн., такой худож. разработки, как в Греции. С превращением Рима в крупнейшее гос-во Средиземноморья возникает вера в его божествен, ист. предназначение, охотно поддерживаемая официальной пропагандой. Одн. в худож. форму этот миф облекается благодаря проникновению в Рим гр. мифологии, преим. Троянского цикла. В сер. III в. до н. э. пленный грек Ливии Андроник переводит на лат. яз. «Одиссею» и ставит на рим. сцене переделанную гр. трагедию. Затем образы и сюжеты этого жанра обрабатываются на протяжении II - I вв. в трагедиях Энния, Пакувия, Акция, пока не возникает грандиозный историко-мифолог. эпос в виде «Энеиды» Вергилия. Старинный миф о переселении в Италию троянского героя Энея, сына Афродиты, и об основании его потомком Рима соединяется с повеств. о гибели Трои, последующих странствиях Энея и его войне за установление власти над Лацием. В I в. н. э. к мотивам гр. мифологии обращается Сенека Младший, перерабатывающий трагедии гр. авторов, и вслед за ,ним - Стаций («Фиваида» - о походе семерых против Фив, незакон. «Ахиллеида»). Одновр. с Вергилием миф получает в Риме совершенно иную обработку в духе «ученой» александрийской поэзии (Катулл, Тибулл, Проперций). Завершает эту линию Овидий в «Метаморфозах», в к-рых отчасти используется и рим. материал. Твор-во Вергилия, Овидия, Сенеки Мл. было хорошо известно в Зап. Европе в Новое вр. и стало одним из гл. источников ознакомления с М. а., чем объясняется усвоение имен богов в рим. форме (Сатурн, Юпитер, Юнона, Минерва, Марс и т. д.), хотя первонач. функции гр. и рим. богов не во всем совпадали. Что касается самой античности, то во времена Рим. империи образы М. а. становятся предметом всякого рода компендиумов и справочников (особ, часто - к Гомеру), а также поводом для ритор, декламаций («что сказал бы такой-то...»). Последний удар в лит. наносит персонажам М. а. Лукиан, подвергая саркастическому осмеянию и богов, и героев. Обращение к М. а. в посл. века антич. мира (Квинт Смирнский, IV в. н. э.) носит в достаточной степени эпигонский характер.
   Лит.: Андреев Ю. В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990; Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992; Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А. А. Нейхардт. М., 1990;Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976; Мифологический словарь. М., 1990; Мифы народов мира. М., 1991 - 1992. Т. 1 - 2; Мифологический словарь. 5-е изд., М., 1994. Немировский А. И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964; РадцигС. Я. Античная мифология. М.; Л., 1939; Тахо-ГодиА. Л. Греческая мифология. М., 1989; Тренчени-ВальдапфельМ. Мифология. М., 1959; Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978; Штоль Г. Мифы классической древности. М., 1993. Т. 1 - 2.
   В.Я.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
137.31 кб

Философия мифологии античности

Петров Николай Валерьянович
В статье рассматривается роль и статус мифологии как социокультурного феномена, а также философия мифологии античности.
Читать PDF
245.03 кб

О двух типах повтора в античной мифологии

Молчанов Андрей Сергеевич
Статья посвящена рассмотрению повтора как важнейшего свойства мышления и жизнедеятельности. В качестве базового аспекта изучения избраны античные мифы и теория мимезиса в связи с вопросами развития музыкального искусства.
Читать PDF
3.54 мб

ОБРАЗ ЭДИПА В АНТИЧНОЙ МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Окунцев Д.С., Трофимов М.П.
Цель данного исследования проследить метаморфозы образа Эдипа в античной мифологической традиции.
Читать PDF
374.63 кб

История определения античной греческой мифологии

Марулис Дионисиос
Рассматривается определение античной мифологии со ссылкой на взгляды ученых, занимающихся исследованиями мифа (Сухачев, Дьяконов, Вико, Шеллинг, Фрейзер, Леви-Брюль, Юнг, Леви-Строс, Зелинский, Иванов и другие).
Читать PDF
413.07 кб

Образ времени в мифологических моделях античности

Денисова Татьяна Юрьевна
В статье даются анализ и тематическая систематизация представлений о времени в античной мифологии.
Читать PDF
136.43 кб

Историческая и мифологическая стилизация в античности

Мансков Олег Владимирович
В статье рассматривается историческая и мифологическая стилизация в античности. Мифы оказали сильное влияние на все сознание, культуру и быт в античности.
Читать PDF
66.67 кб

Темы античной мифологии в западноевропейском фарфоре XVIII века

Карякина Татьяна Дмитриевна
Читать PDF
1.01 мб

Человек античной мифологии: природа героя и личный выбор судьбы

Челышев Павел Валентинович
В статье раскрыта трагическая природа античного героического духа, показана значимость и ответственность духовно-нравственного выбора человека, пытающегося утвердить себя в вечности любой ценой.
Читать PDF
1.12 мб

Античная мифология в ранневизантийской «Хронографии» Иоанна Малалы

Кобзева А.В.
В статье рассматриваются вопросы о структуре Всемирной хроники Иоанна Малалы, охватывавшей период с древнейших времен до конца правления императора Юстиниана включительно, и, в частности, описанию происхождения рода человеческого
Читать PDF
8.60 мб

Мифологические представления античных народов о строении вселенной

Поляков Евгений Николаевич
Целью настоящей работы является сравнение наиболее ранних космологических концепций Древней Греции и Рима (VIII-VI вв. до н. э.).
Читать PDF
271.84 кб

Политические учения античной Греции: диалектика мифологии и философии

Целыковский Алексей Андреевич
Рассматривается процесс развития политической мысли античной Греции, а также влияние мифологии на формирование различных философско-политических учений.
Читать PDF
375.69 кб

Интерпретация образов античной игерманской мифологии вроманах И. Моргнер

Ивлиева П. Д.
Показана сущность такого явления, как авторское мифологизирование. Творчество Ирмтрауд Моргнер представлено в рамках гиноцентрической литературы.
Читать PDF
702.72 кб

Развитие представлений о мифе и мифологическом сознании в античной философии

Иванов А. Г.
В статье рассмотрены представления о мифах и мифологическом сознании, сложившиеся в античной философии, когда впервые в истории человечества миф стал осмысливаться рационально.
Читать PDF
283.11 кб

Мирообраз античной мифологии в русской исторической поэзии первой трети ХIХ века

Нестерова Т. П.
Читать PDF
568.35 кб

Числовая символика античной мифологии на примере эпических поэм Гесиода и Гомера

Челышев Павел Валентинович
В статье рассмотрен числовой символизм античной мифологии на примере эпических поэм Гесиода и Гомера.