МИФОЛОГИЯ РУССКАЯ

Найдено 1 определение
МИФОЛОГИЯ РУССКАЯ
совокупность миф. представлений великороссов, восходящая к древнейшему славянскому язычеству. Говорить о какой-либо специфике М. р. у населения Пенз. края не представляется возможным, т. к. рус. жители пришли сюда уже будучи христианизированными. Можно лишь констатировать нек-рые рудименты М. р. в быту, календарных обрядах, суевериях, фольклоре. Наиб. архаичные миф. представления великороссов появляются в пору первобытного земледелия: это культ Рода и Рожаниц, связанных с жизненным началом. В Киевской Руси формируется пантеон (совокупность богов), во главе к-рого стоял Перун – бог грозы, молнии и грома, покровитель воинов. Другие боги: Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семаргл, Мокошь (единств. жен. божество), Велес, Ярило, Сварог не имеют четкой и однозначной характеристики; все они связаны с силами природы – небом, солнцем, ветром, огнем, плодородием и т. д. Среди персонажей «низшего» разряда почитались Леший, Домовой, Водяной, Ведьмы, Русалки, Кикиморы и др. Миф. представления отразились в различных обрядах, в с.-х. календаре, в домашнем хоз-ве (заклинат. и оберегат. знаки-символы: резьба, вышивка, жен. украшения, утварь и т. д.). К 19 в. языч., миф. содержание выветривается; вышивальщицы и плотники уже не умеют объяснить смысл узоров, бессознательно повторяют традиц. композиции. Забываются имена мн. мифич. существ: Хороса, Семаргла и др. Сохранившиеся становятся лишь частью фольклорных произв. (сказки, былины) или на бытовом уровне употребляются в ассоциативно-образном смысле: «Леший», «Русалка», «Ведьма» и пр. Элементы языч. культов и мифологии постепенно переплелись с элементами христ. религии (праздник Троицы – языч. Семик; Святки, Масленица и др.). Самым живучим в сознании рус. населения Пенз. края оказались элементы «низшей мифологии». Сохранились представления о духах природы: водных, лесных, связанных с плодородием почвы, домашних – домовых, водяных, русалках, упырях и др. В быту рус. населения Пенз. края сохранились обычаи, связанные с культовыми мифами. Напр., в с. Пустынь Н.-Ломов. у. сохранялся обычай опахивания села, чтобы не допустить эпидемии болезни скота. Участниками этой процедуры, совершавшейся ночью, были в осн. девушки и женщины, одетые в белые ночные рубашки. Неск. чел. несли соху, а одна из девушек надевала хомут. Обходя вокруг села, процессия в нек-рых местах останавливалась и делала сохой борозду. Шествие сопровождалось шумом, криками, произнесением заговоров на болезнь скота. Если же на пути встречалось животное, его били палками, иногда забивали до смерти. Существ. сторону быта рус. населения Пенз. края составляли связ. с календарными мифами дохрист. праздники – Масленица, Семик (или русальная неделя), Таусень и др. В деревнях Пенз. губернии на Масленицу наряжали 8–10 саней, в к-рые запрягались ряженые в солом. колпаках и кафтанах. На одни из саней ставилось солом. чучело Масленицы. Эта процессия объезжала всю деревню, а нередко ездила из одной деревни в другую. Вечером этого же дня чучело Масленицы вместе со снопами соломы, взятыми из каждого крест. хоз-ва, сжигали. Довольно живучими оказались нек-рые ритуальные действия в процессе свадебного обряда, «оберегающие» жениха и невесту от порчи, от «злых духов» (дружка впереди всех входит в избу и плетью изгоняет нечистую силу; сваха одевается в вывороч. тулуп, чтобы обмануть черта; свадебный поезд демонстрирует фаллич. символы как образ плодородия, потомства и др.). На Масленицу на дровни клали колесо и сажали на него «мужика, опытного в забавах и причитаниях», а в дровни впрягали разукрашенных людей и т. д. Элементы «высшей мифологии» сохранились в форме обычаев, связ. происхождением со славянскими божествами. В с. Лопуховка (Воскресенское) Городищ. у. бытовал обычай на заре дня Купалы собирать чистым куском холстины росу. Намокшую ткань выжимали, сливая воду в бутыли. Этой росной воде приписывали целебные свойства и употребляли при всех болезнях. С мифами о божествах плодородия – Роде и Рожаницах – связано происхождение бытовавшего в губернии праздника пожинок. В конце жатвы нас. деревни собиралось в поле, чтобы дожать последние загоны. Последний сноп называли именинником. Его наряжали в сарафан и кокошник, а потом с песнями и приговорами несли в деревню. Матер. воплощение М. р. получила в домашней утвари, вышивке, резьбе по дереву, хотя сами мифы, объясняющие отд. элементы декора, не сохранились. Во мн. селах жилища (деревянные избы) до сих пор украшаются затейливой резьбой (особенно искусны камешкир. резчики), где каждый элемент значим как оберег от злых духов. Однако следует иметь в виду, что плотники-декораторы в прошлом занимались промыслом и приносили с собой традиц. рисунки из др. регионов. Точно так же в одежде, жен. украшениях, утвари отразились многие миф. представления. Лит: ПЕВ. 1877. № 2; 1878. № 14, 15, 17, 18, 19, 23, 24; 1884. № 7; 1889. № 15, 16; 1907. № 18, 24; Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987; Мифологический словарь. М., 1990; Материалы для географии и статистики России. Т. 2; Снегирев И. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1990; Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Сост. М. Забылин. М., 1990. К. Д. Вишневский, А. Б. Никонов.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
3.05 мб

Мельницы и мельник в русской мифологии

Ведерникова Наталья Михайловна
Статья выполнена в русле фольклористики. Предметом внимания автора являются мельницы как элемент культурного ландшафта.
Читать PDF
300.54 кб

Мифологема степи в современной русской прозе

Барковская Нина Владимировна
Образ степи рассматривается как одна из ключевых мифологем в русской литературе. Сопоставляются трактовки образа степи, предложенные писателями начала XX и начала XXI вв.
Читать PDF
138.51 кб

Мифологические антиномии в русской рок-поэзии

С.Ю. Толоконникова
Читать PDF
101.90 кб

Идея концепции мира по мифологии русской сказки

Суслова Татьяна Ивановна, Суслов Андрей Александрович
Исследуется вопрос о первичной форме осознания мира, понимании вселенского мироустройства на основе сюжетов русских сказок.
Читать PDF
1.55 мб

Мифологический трансгуманизм в русской культуре

Ковалевская Татьяна Вячеславовна
Трансгуманизм, т. е. стремление к достижению бессмертия и божественности, был существенной чертой человеческой телеологии на протяжении всего существования человечества.
Читать PDF
327.87 кб

Элементы и объекты русской мифологии в Масленице

Демченко Полина Николаевна
В статье рассматриваются обряды и обрядовые действия Масленицы, исследуются элементы русской мифологии в этом празднике.
Читать PDF
232.91 кб

Мифологема острова в русской культурной традиции

Горницкая Любава Игоревна
В статье рассматривается специфика репрезентации мифологемы острова в русской культурной традиции.
Читать PDF
320.74 кб

Мифологические образы пространства русской сказки

Суслов Андрей Александрович
В статье исследуется вопрос о том, что представляла собой сказка в контексте традиционных мифологических пространственно-временных знаний.
Читать PDF
212.74 кб

Заметки о мифологизации великой русской литературы

Любимов Лев Львович
С точки зрения автора, классическая русская литература остается до сих пор практически непрочитанной абсолютным большинством населения страны, поскольку она была надежно «спрятана» за революционными формулами и навязанными оценкам
Читать PDF
515.79 кб

Мифологические архетипы в русских народных сказках

Кулагин Дмитрий Леонидович
В данной статье рассматривается мифологическое мировоззрение восточных славян в русских народных сказках. Подчеркивается коллективный характер русской сказки, который раскрывается в сюжетах и мифологемах.
Читать PDF
147.12 кб

Мифологема «Русская идея» в философии серебряного века

Л. И. Бронская
Статья посвящена истории формирования национальной концепции в эпоху русского религиозно-философского ренессанса (конец 19 начало 20 века) Труды В. С Соловьева, Вяч. И Иванова, С.Н.
Читать PDF
380.85 кб

Мифологическая природа женственности в русской культуре

Рогоза Наталья Владимировна
Автор анализирует представления о природе и специфике женственности в отечественной культуре, её отличие от западноевропейской культуры.
Читать PDF
696.86 кб

Мифологема дружеского круга в лирике русских романтиков

Никулина В. В.
В статье раскрываются ценностные смыслы, связанные с ключевым мотивом русской романтической поэзии дружеским кругом.
Читать PDF
212.05 кб

Мифологизация поведения личности поэта в русском символизме

Ерохина Татьяна Иосифовна
В статье представлено осмысление мифологизации личности символиста в русской культуре конца XIX начала ХХ века в аспекте поведенческих практик.
Читать PDF
230.43 кб

Мифологический образ Сатаны в персидской и русской литературе

Каримириаби Элахех
В статье через обращение к религиозным традициям различных культур, прежде всего к учениям ислама и православия, выявляется генезис мифологического образа Сатаны.