МИХАИЛ ПСЕЛЛ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Михаил Пселл
до пострижения в монахи — Константин) (1018—1096) — визант. историк, философ, писатель, полемист, политик; современник 14 императоров и советник многих из них. Пережил опалу и временное удаление в монастырь, затем вернулся к полит, деятельности. М.П. — ученый нового типа, энциклопедист, знаток ант. философии: увлекался Платоном и неоплатониками. Одним из первых среди визант. философов стал защищать идеи рационализма, отстаивать право человека на науч. познание мира. Много комментировал ант. философов, создал филос. трактат «Логика», в котором в сжатой форме изложил основы этой науки.
Литературное и науч. наследие М.П. огромно. Сохранились его сочинения по богословию, истории, праву, медицине, музыке, астрономии, естественнонауч. и филологич. трактаты; он пытался проявить себя и на поэтич. поприще. Им создана «Хронография», ставшая вершиной не только визант., но и всей средневековой историографии. Эти полит, мемуары повествуют о событиях столетнего периода в истории Византии (976—1077) — от смерти императора Иоанна Цимисхия до правления Михаила VII Дуки (1071-1077). В них даны яркие характеристики некоторых современников М.П. Кроме того, он оставил большое и интересное эпистолярное наследие (примерно 500 писем), содержащее некоторые данные по истории империи, а также ок. 80 дошедших до нас ораторских произведений.
Лит.: Михаил Пселл. Хронография. М., 1978; Любарский Я.Н. Михаил Пселл. Личность и творчество. М., 1978; Любарский ЯН. Пселл в отношении с современниками // Визант. временник. Т. 37.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

МИХАИЛ ПСЕЛЛ
1018 – 1078 или ок. 1096) – уроженец Константинополя, ритор, придававший документам ясную и четкую форму, «ипат философов», преподававший в Магнаврском университете, историк и политический деятель. О себе и о своей семье он рассказал в мемуарноисторическом труде «Хронография». Михаил Пселл жил в годы правления четырнадцати византийских императоров, у семи из них он был советником. Его учителем стал Иоанн Мавропод, под руководством которого Пселл изучал риторику и философию (труды Платона, Аристотеля и неоплатоников – Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Прокла). Однако, по его словам, он «не обнаружил семени мудрости ни в Элладе, ни у варваров» и считал подлинными философами монаховаскетов. Затем он начал изучать право, консультируясь у юриста Иоанна Ксифилина. При Михаиле V (1041 – 1042) Пселл занимал должность императорского секретаря, при Константине IX Мономахе (1042 – 2055) стал советником императора, а затем главой высшей школы. Среди его учеников был Иоанн Итал. Большую роль в становлении Пселлаученого и государственного деятеля сыграл научный кружок Константина Лихуда, в который входили Иоанн Мавропод, Иоанн Ксифилин и другие единомышленники. К ранним сочинениям Михаила Пселла относились обработки различных выписок из платоновского диалога «Тимей», из комментариев Гермия к Федру и Прокла к Аристотелю, Платону и другим философам («О порождении души по Платону», «Многоразличная наука» и др.). Об увлечении Пселла алхимией и оккультизмом в юношеские годы свидетельствуют его послание к Михаилу Кируларию «О том, как делать золото» и комментарии к мистическому памятнику «Халдейские оракулы». С преподавательской деятельностью ученого в Магнаврской высшей школе были связаны такие сочинения, как объяснения к «Введению в арифметику» Никомаха Герасского; два послания о природе геометрии и об алгебраических терминах, используемых Диофантом; юридический труд «Синопсис законов», целью которого было восполнить недостаток школьного образования в области права; «Всеобщее наставление», излагавшее все известные в то время сведения о физическом мире (о небе, о сферах планет и периодах их обращения, о зодиакальных созвездиях и неподвижных звездах, об окружности Солнца, Луны, Земли и их соотношении, об областях огня, воздуха, воды и земли, о природе небесных тел, эфира, морской воды и т.д.); компендий [сокращенное изложение основных положений какойлибо науки] «Лучший врачебный труд, написанный ямбами»; перечень заболеваний «О новых названиях болезней» с большим количеством медицинских терминов; «Об афинских местностях и названиях», составленных на основе IX книги «Географии» Страбона; «О географической карте» и др. В своих научных трудах Михаил Пселл стремился исследовать факты, находить естественные причины того или иного явления, сочетая веру в высшую божественную мудрость с разумом. Он стоял у истоков византийского рационализма, утверждая право человека на научное познание мира, основанное на доказательствах. Михаил Пселл уделял большое внимание творческому отношению к искусству слова. В трактатах «О соединении», «Стиль Григория Богослова, Василия Великого, Златоуста и Григория Нисского», «Спросившему, кто лучше писал стихи, Еврипид или Писида» он рассматривал различные виды речи и их компоненты, разнообразные способы сочетания слов, уподобляя их драгоценным камням. В творчестве христианских писателей, особенно Григория Назианзина (Богослова), он высоко оценивал их способность «делать многое единым», свойственное им «смешение фигур посвоему», использование «своих собственных сочетаний», открытых ими приемов, – все то, что раскрывало силу их таланта и творческого вдохновения и помогало добиться «наилучшей гармонии». О своем литературном творчестве Михаил Пселл говорил: «Я один впитал в себя многих». Его первым литературным произведением был панегирик Константину IX Мономаху, в котором он описывал изнурительный и неблагодарный труд писца и рассуждал о характере василевсов, их изменчивом нраве, что считал вполне естественным явлением. В энкомии Иоанну Мавроподу Пселл осуждал тех, кто «не изучал египетскую, халдейскую и иудейскую мудрость, кто не познал эллинской науки и не использовал всего, что есть в них полезного». Лучшим произведением Михаила Пселла является новаторское по своему характеру мемуарноисторическое сочинение «Хронография», в котором центральное место отведено образу самого автора и его роли в событиях тех лет, что определило субъективную организацию исторического материала: «... я умолчал о многих значительных событиях ... но без затей сообщил о самом важном, о том, что всплыло в моей памяти, когда я писал». «Хронография» состоит из двух частей, первая из которых в свою очередь делится на семь разделов. В ней освещается столетний период византийской истории, начиная со смерти Иоанна Цимисхия в 976 г. и воцарения Василия II Болгароборца и кончая четырьмя годами правления Михаила VII Дуки (1071 – 1078) – 1075 г. Персонажи этого произведения – императоры (Василий II, Константин VIII, Роман III Аргир, Михаил IV Пафлагон, Михаил V, Константин IX Мономах, Михаил VI, Исаак I Комнин, Константин X Дука, Роман IV Диоген, Михаил VII Дука) и императрицы – раскрываются в движении, во взаимодействии с историческими событиями, в соотношении их внешнего облика с нравственными качествами, в переплетении «добрых поступков» с «дурными», высоких чувств с низменными побуждениями. Характеристики, данные историком, отличаются меткостью и точностью наблюдений, умением несколькими штрихами выявить сущность персонажа, то, что зачастую скрывается «под притворной маской». Большой интерес представляет эпистолярное наследие Михаила Пселла (около 500 писем). Сохранилось несколько писем, в которых рассматривались вопросы теории музыки. Пселл рассуждал в них о «музыкальной соразмерности» мира. Как и Платон, он видел основную цель музыки в «исправлении нравов и лечении страстей». Поразительная многогранность творчества Пселла, его природный ум, талант и упорство были отмечены Анной Комниной.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012