Михаил Рагоза

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Михаил (Рагоза)

митроп. киевский, † 1599.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Михаил Рагоза

— митрополит Киевский и Галицкий.


В 1579 году пострижен в монашество и в этом же году возведен в сан архимандрита Минского Вознесенского монастыря.


С июля 1582 года — архимандрит Слуцкого Троицкого монастыря.


27 июля 1588 года Константинопольским патриархом Иеремией хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси.


Михаил был человек благочестивый, скромный, сравнительно безукоризненной нравственности, далекий от дел насилия, но, к сожалению, с этими достоинствами честного человека, монаха и епископа Михаил не соединял других достоинств, необходимых для западнорусской Церкви в то бурное время. Он был слаб, боязлив, вследствие чего вынужден был играть жалкую, двоедушную роль в вопросе принятия унии.


М. В. Толстой говорит, что митрополит Михаил "был старик добрый, но с характером слабым". А в то время требовался не просто твердый характер, а готовность к мученичеству. Михаил (Рагоза) проявил слабость с самого начала. Патриарх Константинопольский Иеремия, являвшийся тогда верховным главой Киевского экзархата, предложил митрополиту Михаилу собрать Собор по вопросу о церковном благочинии и для суда над Кириллом (Терлецким, † 1607). Но Кирилл заставил Михаила (Рагозу) опасаться за свою жизнь, и Собор не состоялся. В последующие годы, когда польский король и католическое духовенство усиленно стремились ввести унию, митрополит Михаил лавировал, не присоединясь твердо ни к той, ни к другой стороне. В 1593 или 1594 году он издал окружную грамоту, в которой говорил, что и не думает об унии, и клятвой уверял, что дорожит союзом с патриархом Константинопольским.


8 октября 1596 года на Брестском Соборе на вопрос православных он ответил, что не хочет унии. Но унию требовал король Сигизмунд III, и Михаил через несколько часов после своего ответа на том Соборе вместе с пятью епископами подписал акт соединения, т. е. принятия унии. Он был первый униатский митрополит. После этого православные на том же Соборе составили приговор, в котором объявили всех изменников Православия лишенными власти. (Со своей стороны, первый униатский митрополит Михаил Рагоза сразу же после принятия унии объявил окружной грамотой от 10 октября 1596 года, что епископы и священники, не последовавшие за ним, своим архипастырем, в унию, преданы проклятию и лишены сана навсегда и что потому православные не должны считать их за своих епископов или пресвитеров как проклятых, а кто станет считать, тот сам да будет проклят со всем своим домом. Главным образом это проклятие относилось к верным Православию Гедеону (Балабану, † 1607) и Михаилу (Копыстенскому, † 1610).


Скончался митрополит Михаил (Рагоза) в сентябре 1599 года.


Митрополит Макарий (Булгаков) писал в "Истории Русской Церкви" о нем: "Недолго пришлось ему управлять Церковию по принятии унии, но довольно для того, чтобы разочароваться в своих надеждах, какие мог питать пред принятием ее, и чтобы почувствовать, как горько он ошибся. Он увидел, с каким жаром и твердостью православные противятся унии, как не многие принимают ее и сколько выпало на его долю тревог, огорчений, усилий и бесплодной борьбы. Он слышал проклятия, какие раздавались против него со стороны православных за измену вере отцов, и не мог не понимать, что эти проклятия не прекратятся и после его смерти. Неотрадна была его жизнь в унии, безотрадна и самая кончина".


Архимандрит Захария (Копыстенский, † 1627) в "Палинодии" писал, что сам митрополит Михаил (Рагоза) говорил о себе, что он ходит, как мертвец. А потом встретил смерть внезапную.


Литература:


Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. — 3-е изд. — СПб., 1911. — Т. 2, с. 453,1418—1420, до 1460. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. — 6-е изд. — Киев и СПб., 1881. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 56. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 4, 540, 543.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 378. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. — М., 1873, с. 412, 415, 416, 488.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 14.


Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 617, 619.


Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. — Арзамас, 1911, с. 29. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. — СПб., 1846—1853. — Т. 3, № 132.


Исторический вестник. — СПб., 1884, ноябрь, с. 356.


Журнал Московской Патриархии. — М., 1950, № 7, с. 40, примеч. — 1951, № 1, с. 47. — 1954, № 5, с. 32. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. — Т. 2, с. 1579. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. — М., 1994—1997. — Т. 6, с. 179.


Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви. — М., 2001, с. 532.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008