Михаила архангела в Кремле собор (Архангельский собор)

Найдено 1 определение
Михаила архангела в Кремле собор (Архангельский собор)
(Соборная площадь).
Храм с древних времен является великокняжеской и царской усыпальницей. Расположен в юго-восточной части Соборной площади, почти над кромкой Кремлевского холма. В 1333 г. каменный храм во имя архангела Михаила выстроил великий князь московский Иван Данилович Калита. Иван Калита и был первым похоронен в новой усыпальнице в 1340 г. В соборе хоронили членов великокняжеского дома, и устраивались мемориальные приделы. Когда накопилось двадцать пять гробниц, а приделов пять, стала замечаться теснота, и великий князь Иван III в 1505 г. заложил нынешнее здание. Строил собор итальянский зодчий Алевиз, прозванный Новым. Он был сооружен в архитектурных формах, пришедших из Византии и распространенных как на Руси, так и на севере Италии. Зная крестово-купольную систему своей родины, Алевизу легко было построить храм, архитектура которого выглядит традиционно русской с пятью главами и закомарами, но в его конструкции специалисты видят много черт, родственных венецианским храмам. В декоративном убранстве его фасадов зодчий применил декор в стиле венецианского Возрождения. Стены разделены двумя карнизами, один из которых делит здание как бы на два этажа; а другой отделяет полукружья закомар, украшенные раковинами. На фасадах поставлены по два пилястра, один над другим, как бы поддерживающие карнизы. В нижнем ярусе на стенах между пилястрами сделаны узоры в виде плоских арок. Северный и западный входы в собор обрамляют типично итальянские резные белокаменные порталы, расписанные красками и золотом. В центре западного фасада устроено широкое углубление — лоджия. Пышное оформление фасада резко отличает Архангельский собор от других храмов Кремля. Этот декор был уникален в русской архитектуре XVI века, но часто стал повторяться в постройках как церковных, так и светских в XVII веке.
Закончилось строительство Архангельского собора уже при преемнике Ивана III — великом князе Василии III, и его освятили 8 ноября 1508 г. Между 1552 и 1555 годами пристраивают Покровский придел (у северной апсиды), с 1848 г. ставший приделом святого Уара. Во второй половине XVI столетия появляется придел Зачатия Иоанна Предтечи (у южной апсиды). В 1581 г. в южной апсиде по распоряжению Ивана Грозного был похоронен царевич Иван и создан там престол Иоанна Лествичника Собор неоднократно горел. Особенно сильно выгорел он в пожаре 1737 г. Следствием этого, быть может, была разборка галерей с северной и западной сторон и переделка центральной главы. В 1773 г., во время закладки по проекту В.И. Баженова Большого Кремлевского дворца, собор дал трещины, после чего с южной стороны его были подведены два мощных контрфорса. В конце XVIII века по проекту архитектора М.Ф. Казакова к северному порталу собора было пристроено крыльцо-притвор, разобранное в 1920-х годах как искажающее облик древнего здания. Внутреннее убранство очень нарядно. Своды покоятся на шести столбах, четыре из которых находятся в центре храма, а два — в алтаре. Освещается храм узкими щелевидными окнами, расположенными в два яруса. Стены и своды покрыты росписью. Как предполагают, первая роспись была произведена в год окончания постройки собора. В 1652 г. по указу царя Алексея Михайловича старую роспись удалили, после чего собор расписали вновь, повторив композиции прежних фресок. В нижнем ярусе, напротив надгробий, были помещены изображения покойных князей. С западной стены, где расположено наибольшее количество захоронений и места для изображений не хватило, они были перенесены на южную. Кроме князей, похороненных в соборе, на стенах и столбах храма были изображены древнерусские правители. Все князья, включая и тех, кто боролся с установлением московского самодержавия (Юрий Звенигородский и Галицкий, Василий Косой) изображены с нимбами, над каждым из князей помещено изображенияе его святого патрона. Эти росписи свидетельствуют о том, что, по крайней мере, к XVII в., а, возможно, и ранее, при Иване Грозном, складывается представление об Архангельском соборе как о месте захоронения «святопочивших» государей. Смерть, по представлениям авторов и заказчиков стенописи, примиряет между собой и в отношении к потомкам, а род московских государей представляется единой династией, находящейся под особым покровительством Господа. Работа продолжалась с перерывами в течение ряда лет (1652, 1660, 1666 гг.). Роспись выполнялась большой группой иконописцев, вызванных в Кремль из многих русских городов — Ярославля, Вологды, Костромы, Новгорода, Углича, Калуги. Руководили работами лучшие иконописцы Оружейной палаты. Стенопись XVII века несколько раз обновлялась.
Те государи, которые скончались после 1564 г., не получили изображений на стенах собора, но в память о них изготавливались надгробные портреты — парсуны, — которые ставились при гробницах. Известны парсуны царей Ивана Грозного, Федора Ивановича, князя М.В. Скопина-Шуйского, царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича (написан в 1677 г.), Федора Алексеевича, а также царицы Натальи Кирилловны и царевны Марии Ивановны.
Иконостас собора выполнен из золоченого дерева и покрыт резьбой. Он сооружен в 1681 г. артелью мастеров во главе с И. Недумовым, но в 1813 г. колонны нижнего яруса и средней части верхних ярусов были заменены новыми при обновлении собора после осквернения его французами в 1812 г. Тогда были сделаны и новые Царские врата. Иконы Архангельского собора в основном написаны в XVII веке художником Дорофеем Ермолаевым. Самой замечательной и древнейшей является храмовая икона архангела Михаила с восемнадцатью клеймами, написанная, по преданию, по просьбе преподобной Евфросинии Московской, супруги Димитрия Донского. Однако по особенностям живописи ее относят к началу XV века. Также чтима икона Божией Матери, именуемая «Благодатное Небо», которая находится в иконостасе. Этот чудотворный образ находился ранее в Смоленске и был перевезен в Москву дочерью литовского князя Витовта Софьей, когда она стала супругой московского князя Василия Дмитриевича.
Архангельский собор был усыпальницей русских князей. Самая древняя гробница в нем — Ивана Калиты. Рядом похоронен его сын — князь Симеон Гордый. Гробница великого князя Дмитрия Донского находится во втором ряду, у южной стены. Около иконостаса стоят гробницы великих князей Василия Темного, Ивана III и Василия III. За иконостасом, в дьяконнике, похоронены царь Иван IV и его сыновья — Иван Иванович и Федор Иванович. Примечательной особенностью формирования великокняжеской усыпальницы является ее ориентация по сторонам света. Захоронения великих князей совершались на южной стороне, удельных князей — на западной; опальных князей — на северной. Усыпальница Ивана Грозного и его сыновей, созданию которой сам царь уделял большое внимание, расположена в южном предалтарье собора, то есть в юго-восточном углу. Умершие в опале князья Юрий Иванович Дмитровский, Андрей Иванович, Владимир Андреевич и Василий Владимирович Старицкие были похоронены в северо-западном углу собора, там, «где опалные князи кладутца».
В соборе был похоронен и царь Борис Годунов, но после свержения с трона его сына Федора Борисовича гробницу с его прахом царя выбросили из собора. Впоследствии прах Бориса Годунова был погребен в Троице-Сергиевом монастыре. В приделе Иоанна Предтечи стоит гробница военачальника М.В. Скопина-Шуйского. В центральной части собора, около северо-западного столпа, похоронен царь Василий Шуйский, который умер в польском плену. В 1635 г. после длительных переговоров его останки были перевезены из Польши в Москву. Гробницы царей и царевичей династии Романовых расположены у юго-восточного столпа. В жертвеннике собора находится рака с мощами князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Феодора, принявших мученическую кончину в Золотой Орде в 1245 г. Кроме того, в соборе похоронены казанский царь Александр, казанский царевич Петр и император Петр II, умерший в 1730 г. в Москве от черной оспы. Всего в соборе 46 грониц (в некоторых из них — два и три захоронения) и две надгробные плиты. Особый статус некрополя Архангельского собора выражался в существовании архангельской архиепископии (1599—1765 гг.), архиереи которой совершали отпевания и панихиды по умершим царям, а также в обряде класть челобитные на имя царя на надгробия его предков. В церемониал венчания на царство входило и торжественное поклонение государя могилам предков. Также государи посещали семейную усыпальницу и перед выходом в дальние походы.
В 1636—1637 гг. русские мастера сделали дошедшие до нашего времени каменные надгробия, стоящие в соборе. В 1905 г. были проведены реставрационные работы, после чего все надгробия заключили в бронзовые остекленные футляры, на которых написали имена погребенных и даты их захоронения. В торжественные дни гробницы накрывались богатыми бархатными или парчовыми покровами, которые сейчас находятся в Оружейной палате. Особое место занимает рака с мощами святого царевича Димитрия — сына Ивана Грозного. Она установлена у юго-восточного столпа. Останки царевича Димитрия были перенесены из Углича в Архангельский собор в 1606 г., в период царствования Василия Шуйского. В 1638 г. над ракой установили резную белокаменную сень. В 1834 г. сень укрепили и покрасили, но резной орнамент при этом был поврежден и частично уничтожен. Во время реставрации собора в 1953 г. сень восстановили в первоначальном виде.
Собор был закрыт в 1918 г. В 1920-е гг. были проведены ремонтно-реставрационные работы, в частности разобрали поздние притворы. При сносе в 1929—1930 гг. собора Вознесенского монастыря усыпальницы цариц и великих княжон, их останки в белокаменных гробах были перенесены в подклет Архангельского собора. В 1953—1955 гг. проводилась реставрация собора, после чего он был открыт как музей. Во время реставрационных работ в 1963 г. были вскрыты и исследованы захоронения Ивана Грозного и его сыновей; по результатам этих исследований М.М. Герасимов создал пластическую реконструкцию внешнего облика грозного царя и его сына Федора Ивановича. С 1991 г. в соборе совершаются богослужения на престольный праздник, на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи), а также по благословению патриарха. В остальное время он продолжает работать как музей.

Источник: Москва православная Все храмы и часовни.