МИХАЙЛОВСКОЕ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Михайловский

автор драмы "Кровавая месть" (СПб., 1836).


{Венгеров}





Михайловский


шт.-капит., сост. опис. полев. электроосвет. прожект. стан. сист. "Шуккерт" (СПб. 1908).


{Венгеров}





Михайловский


свящ., авт. книги о посте (СПб., 1873).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

МИХАЙЛОВСКОЕ
Кавказская война, 1817-1864). Русский опорный пункт на Черноморском побережье Кавказа. Взят штурмом отрядами черкесов (11 тыс. чел.) 22 марта 1840 г. Михайловское защищал гарнизон в 400 человек, который в течение трех дней стойко отбивал атаки черкесов. Во время взятия Михайловского геройский подвиг совершил рядовой Тенгинского полка Архип Осипов. Не желая сдаваться в плен, он взорвал пороховой погреб, погибнув вместе с ворвавшимися в крепость победителями. Архип Осипов стал первым русским воином, навечно зачисленным в списки части. Ныне Михайловское носит имя героя — Архипо-Осиповка.

Источник: Самые знаменитые войны и битвы России. 2002

МИХАЙЛОВСКОЕ
село в Псковской обл., в Пушкино-Горском р-не. Родовое имение Ганнибалов - Пушкиных; в составе Пушкинского заповедника. Усадьба создана дедом поэта О.А. Ганнибалом, расположена на р. Сороти и оз. Маленец. А.С. Пушкин посещал Михайловское в 1817, 1819, 1835 и в другие годы; в 1824-26, находясь здесь в ссылке, написал трагедию "Борис Годунов", главы романа "Евгений Онегин", стихотворение, посвященное Михайловскому, "Вновь я посетил..." и др. В годы Великой Отечественной войны село было уничтожено; после войны восстановлено. На территории усадьбы - господский дом, дома няни, управляющего, приказчика, кухня и людская, погреб, амбар. Сохранились: еловая аллея парка, которая заканчивается фамильной часовней Пушкиных, грот "Пушкинская беседка", "аллея Керн", "остров уединения", пруды. В окрестностях Михайловского - городище Савкина Горка (любимое место прогулок поэта).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

МИХАЙЛОВСКИЙ
Николай Константинович (1842, Мещовск Калужской губ. – 1904, Санкт-Петербург), русский критик, публицист. Родился в дворянской семье. Учился в Горном ин-те, но из-за участия в студенческих волнениях не получил диплома о его окончании. Первой публикацией была посвященная женскому вопросу статья «Софья Николаевна Беловодова» (1860). В 1868 г. начал регулярно сотрудничать с журналом «Отечественные записки» Н. А. Некрасова. В статье «Что такое прогресс?» (1869) Михайловский впервые отчетливо сформулировал основные положения «субъективной социологии» – учения, отводившего центральную роль в историческом прогрессе выдающимся личностям. Идеи Михайловского оказали влияние на народническое движение, переживавшее в 1870–80 гг. период максимального подъема. Как литературный критик Михайловский писал обо всех крупных русских писателях конца 19 в.: Ф. М. Достоевском («Жестокий талант», 1882), Л. Н. Толстом («Десница и шуйца Льва Толстого», 1875), М. Е. Салтыкове-Щедрине («Щедрин», 1889), А. П. Чехове и М. Горьком («О повестях и рассказах гг. Горького и Чехова», 1902). Он одним из первых дал анализ поэзии раннего русского символизма, рассматривая его как закономерную реакцию на засилье натурализма и бытописательства («Русское отражение французского символизма», 1893). После закрытия «Отечественных записок» (1884) стал фактическим главой журнала «Русское богатство», ведущего органа либерального народничества. Социологическая теория «героев и толпы» Михайловского неоднократно вызывала критику со стороны теоретиков марксизма (Г. В. Плеханова, В. И. Ленина).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

МИХАЙЛОВСКИЙ
Николай Константинович (15.XI.1842 - 28.I.1904) - рус. публицист, лит. критик, социолог, один из идеологов народничества. Из дворян Калужской губ. В 1863 из-за участия в студенч. волнениях вынужден был оставить Петерб. ин-т горных инженеров. Лит. деятельность начал в 1860. С 1868 работал в "Отечественных записках" (сотрудник, затем один из редакторов), к-рые превратил в популярный легальный орган народничества. В "Отечеств. записках" опубл. важнейшие работы М.: "Что такое прогресс?", "Теория Дарвина и обществ. наука", "Записки профана", "Борьба за индивидуальность", "Жестокий талант", "Письма о правде и неправде" и др. В кон. 70-х гг. сблизился с народовольцами, публиковал статьи в "Народной воле". В 1882 был выслан из Петербурга, куда вернулся в 1886. С 1892 до самой смерти - один из ведущих редакторов журн. "Русское богатство", органа либеральных народников. В течение неск. десятилетий пользовался большой популярностью в среде демократич. интеллигенции России. "Сильные ненавистью к настоящему", работы М., даже чисто теоретические, приобретали публицистич. звучание: они звали рус. интеллигенцию к служению интересам народа, пробуждали чувство личной ответственности за судьбы страны, доказывали необходимость и законность борьбы с существующим порядком. В. И. Ленин считал М. "...одним из лучших представителей и выразителей взглядов русской буржуазной демократии в последней трети прошлого века" (Соч., т. 20, с. 99).

Мировоззрение М. сложилось под определяющим влиянием демократич. и социалистич. идеологии 60-х гг., к-рую он переосмыслил в новой историч. ситуации (рост демократич. сил, по преимуществу разночинной интеллигенции, поворот к боевым действиям против самодержавия). Учтя опыт "хождения в народ", когда народники столкнулись с неподвижностью крест. массы, М. попытался обойти трудность; он центр тяжести историч. действия перенес с народа на разночинную интеллигенцию. Т. обр., вопреки первонач. смыслу, крест. социализм в трудах М. превратился в программу деятельности разночинной интеллигенции - единственной в 70-х гг. обществ. силы, способной вести сознательную борьбу с существующим строем.

В народнич. лит-ру кон. 60-х гг. М. вошел как критик спенсеровской теории "органич." развития общества, апологетич. по отношению к капитализму. Высшим мерилом ценности обществ. форм, доказывал М., являются интересы "живой личности". "Все здание правды должно быть построено на личности". Совр. общество, развивающееся по общему закону органич. процесса, т. е. путем "разделения труда между людьми, путем раздробления целостности личности" приносит, считал М., интересы личности в жертву интересам "системы наибольшего производства". Но нравственное чувство человека не должно мириться с подобным развитием, тем более признавать его прогрессивным. "Прогресс, - согласно М., - есть постепенное приближение к целостности неделимых, к возможно полному и всестороннему разделению труда между органами и возможно меньшему разделению труда между людьми" (Соч., т. 1, СПБ, 1896, с. 150). Абстрактная и бесплодная в науч. отношении "формула прогресса" М. имела в 70-х гг. положительный социально-политич. смысл; она выдвигала борьбу против существующего обществ. строя в качестве непреложного императива практич. деятельности. Именно так ее оценивала передовая молодежь, ставившая "Что такое прогресс?" М. в один ряд с "Что делать?" Н. Г. Чернышевского и "Ист. письмами" П. Л. Лаврова. Несколько позже М. расшифровал "интересы личности" как "интересы труда" и, в конечном счете, как "интересы народа". В служении последним он видел назначение искусства, науки, обществ. деятельности. "Формула прогресса" обосновывалась М. с помощью "субъективного метода" в социологии, рассматривавшего историю с точки зрения "нравственного, справедливого, должного". Право "нравственного суда" означало, по М., "право вмешательства в ход жизни". Общие законы истории определяют лишь порядок, в к-ром историч. эпохи следуют друг за другом, но не исключают возможности "...добиться целей, несогласных с известными законами явлений общественной жизни" (там же, с. 70). Живая личность, утверждал М., "ставит цели в истории" и "двигает к ним события" сквозь все препятствия. Оправданная как стремление дать социальную перспективу интеллигентской борьбе народников, субъективная социология в теоретич. отношении была шагом назад по сравнению со взглядами Чернышевского. Из ее поля зрения выпадали объективная логика развития истории, реальные обществ. силы, способные осуществить социалистич. идеал.

Концепция некапиталистич. развития М. складывалась в кон. 60-70-х гг., когда начал обнаруживаться бурж. характер пореформ. развития России. Однако М. считал капиталистич. уклад и интересы, с ним связанные, пока еще слабыми. "Колесо национального богатства только что начинает вертеться в России..." (там же, с. 837). Страна может избежать "язвы пролетариатства", если будут приняты "общие меры в пользу крестьянства", такие, как ликвидация малоземелья, высоких платежей, законодат. закрепление общины и т. п. Сложившись как теоретик в "...эпоху полной неразвитости угнетенных масс..." (Ленин В. И., Соч., т. 17, с. 99), М. по существу исключал возможность появления в России массового революц. движения. "Это дело веры, - писал он в 1879. - Я не имею ее" ("Лит-ра партии "Народная воля"", 1930, с. 28-29). Итогом спора М. с "людьми революции", к-рые "рассчитывают на народное восстание", явилась его теория "героев" и "толпы". Созданная, в частности, под впечатлением черносотенных еврейских погромов, она, по замыслу М., должна была раскрыть "природу массовых движений" как в основе своей бессознательных и подражательных. Совр. общество, по М., обрекает большинство населения на нищенское существование, узость интересов и скудость духовной деятельности. Под влиянием такого образа жизни масса превращается в "толпу", готовую идти за "героем" куда угодно: на подвиг и на преступление. Никаких прочных обществ. результатов от подобных выступлений ожидать не приходится. Единств. путь превращения "толпы" в народ - содействовать развитию ее самосознания.

Политич. взгляды М. изменялись, отражая эволюцию народнич. движения. В нач. 70-х гг. М. был деятелем реформистского толка, благожелательно настроенным к культурнич. народничеству и считавшим революц. взрыв в России преждевременным. К кон. 1877 пришел к выводу о необходимости, в качестве "ближайшего ист. шага", коренным образом преобразовать политич. строй страны. Оправдывая допустимость любых форм борьбы со "злом", включая террор, М. призывал революционеров к решит. наступлению на пр-во. В 1879 М. сблизился с "Народной волей", написал знаменитые "Письма социалиста", в к-рых блестяще развенчал идеологию аполитизма. Как сотрудник газ. "Народная воля", М. был лично связан с чл. Исполнит. к-та "Народной воли". Перед их мужеством он преклонялся до конца жизни. Революционеры высоко ценили помощь М., советовались с ним по отдельным вопросам. После покушения 1 марта 1881 М. редактировал письмо Исполнит. к-та к Александру III.

Разгром "Народной воли" и последовавшая за ним эпоха политич. и обществ. реакции 80-х гг. отрицательно сказались на лит. деятельности М. В 1884 были закрыты "Отечеств. записки". Сотрудничая в либеральных органах ("Рус. мысль", "Рус. ведомости", "Сев. вестник"), М. вел борьбу с идейной реакцией, старался сохранить престиж и обаяние демократич. традиций. Однако лишенный поддержки революц. народничества, питавшей его творчество в 70 - нач. 80-х гг., М. оказался не в состоянии сформулировать сколько-нибудь действенную программу. Из лит.-критич. выступлений М. в этот период положительное политическое значение имела борьба с толстовской проповедью "непротивления".

Обществ. подъем 1-й пол. 90-х гг. застал М. идейно неподготовленным. Бессильный отрицать торжество капитализма над "народным производством" и безуспешность земских и иных начинаний в поддержку кустарных промыслов и артелей, М. не смог, оставаясь на почве народничества, найти выход из кризиса. Давнишний скептицизм М. относительно возможности самостоятельного выступления масс еще более усугублял безвыходность положения. Несмотря на ряд разногласий М. с В. П. Воронцовым, С. Н. Кривенко и др., его работы в 80-90-х гг. шли в общем русле с либерально-народнич. публицистикой. В нач. 90-х гг. М. выступил с резкой критикой марксизма. Однако поход М. против марксистов окончился полным провалом. Оказалась несостоятельной доктрина крест. социализма, к-рую М. и др. либеральные народники пытались приспособить к условиям развивавшегося капитализма.

Как лит. критик М. продолжал традиции школы Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Он рассматривал писателя как нравств. судью общества, а лит-ру как голос совести, подвергающий действительность разбору с точки зрения определенного идеала. М. вел борьбу с одной стороны против "чистого искусства", с другой - против натурализма. Беспощадно критикуя политич. ошибки М., показывая теоретич. несостоятельность его миросозерцания, Ленин тем не менее выделял его из числа либерально-народнич. публицистов. "Великой исторической заслугой Михайловского в буржуазно-демократическом движении в пользу освобождения России было то, - писал Ленин, - что он горячо сочувствовал угнетенному положению крестьян, энергично боролся против всех и всяких проявлений крепостнического гнета, отстаивал в легальной, открытой печати - хотя бы намеками сочувствие и уважение к "подполью", где действовали самые последовательные и решительные демократы разночинцы, и даже сам помогал прямо этому подполью" (Соч., т. 20, с. 99-100).

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-8, 10 (указат. лит.), 4 изд., СПБ, 1906-14; Лит.-критич. статьи, М., 1957.

Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Экономич. содержание народничества, там же; его же, От какого наследства мы отказываемся, там же, т. 2; его же, Народники о Михайловском, там же, т. 20; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю, в его кн.: Избр. философ. произв., т. 1, М., 1958; Красносельский А. И., Мировоззрение гуманиста нашего времени. Основы учения Н. К. Михайловского, СПБ, 1900; Бердяев Н., Субъективизм и индивидуализм в обществ. философии. Критич. этюд о Михайловском, СПБ, 1901; Коварский Б., Н. К. Михайловский и обществ. движение 70-х гг., СПБ, 1909; Ранский С. П., Социология Н. К. Михайловского, СПБ, 1901; На славном посту (1860-1900). Лит. сб., СПБ, 1906; Колосов Е. E., Очерки мировоззрения Н. К. Михайловского, СПБ, 1912; Русанов Н. С., Н. К. Михайловский и обществ. жизнь России, "ГМ", 1914, No 2; Горев Б. И., Н. К. Михайловский, М., 1931; Левин Ш. М., Обществ. движение в России в 60-70-х гг. XIX в., М., 1958; Левин Ш. М., Волк С. С., Д. X. Биллингтон "Михайловский и рус. народничество", "ИСССР", 1959, No 4 (рец.); Седов М. Г., К вопросу об обществ.-политич. взглядах Н. К. Михайловского, в сб.: Обществ. движение пореформ. России, М., 1965.

И. К. Пантин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Михайловское. Опыт реставрации усадебного парка музея-заповедника А. С. Пушкина

Агальцова В. А.
Читать PDF

Усадьба Михайловское послепушкинской поры (1837–1899 годы)

Зонтова Евгения Александровна
Статья посвящена истории пушкинской усадьбы Михайловское с момента смерти поэта до празднования столетней годовщины его рождения. Большой интерес представляют сведения о принадлежности имения наследникам А. С.
Читать PDF

МИХАЙЛОВСКОЕ ЧИСЛЕННОЕ КРУЖЕВО

Шнырёва Д.Ю.
В статье анализируется бессколочное михайловское кружево путем обращения к истории, библиографических источников и личного опыта автора. Технология изготовления бессколочного кружева.
Читать PDF

Особенности выделения санитарно-защитной зоны крупного горнорудного предприятия на примере Михайловс

Гонеев Игорь Александрович
В статье дается характеристика загрязнения территории Курской области в зоне влияния Михайловского ГОКа тяжелыми металлами.
Читать PDF

Проблемы реконструкции традиций праздника-ярмарки "Михайловская" в Даровском и Котельническом района

Зубарева Е. С.
Читать PDF

Свято-Михайловский собор в Ново-Архангельске как памятник истории Русской Америки

Обертас В. А.
Читать PDF

О пятом номере итературно-исторического журнала «Михайловский замок». СПб. , 2002

Шапошник В.В.
Читать PDF

Из Михайловского в Тригорское

Никифоров Виктор Григорьевич
Читать PDF

Оценка загрязнения почвы металлами на территории полигона «Цветаевский» и свалки «Михайловская» в Ре

Габдрахманов А.И., Шамсутдинова Л.Р., Белан Л.Н., Зверева Т.И., Шепелевич И.С.
В статье рассматривается загрязнение почв медью, цинком, кадмием, свинцом, никелем, хромом (валовая и подвижная форма), мышьяком (валовая форма), ртутью, калием, натрием, магнием и кальцием (обменные) на территории полигона «Цвета
Читать PDF

Михайловские чтения 2014. А. В. Михайлов как теоретик литературы и культуры

Сазонова Лидия Ивановна
А.В.Михайлов (1938-1995) крупнейший теоретик и историк литературы и культуры, германист, искусствовед, музыковед. Его научное наследие обширно и в значительной своей части опубликовано посмертно.
Читать PDF

Михайловские чтения - 2013

Ненарокова Мария Равильевна
«Михайловские чтения. Теория и история литературы / культуры: Задачи и методы исследования» (11-12 декабря 2013 г.
Читать PDF

Антоний (Михайловский). Архиепископ? Рец. : Антоний (Михайловский), архиеп. О личном спасении: богос

Гончаров Владимир Александрович

Похожие термины:

  • МИХАЙЛОВСКОЕ АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ УЧИЛИЩЕ

    основано в 1820г.: в 1863 г. к нему причислен "Класс Донских урядников", до этого времени состоявшие при Гвардейской Артиллерийской школе; в 1877 г. он переименован в "Класс казачьих артиллерийских юнкеров
  • МИХАЙЛОВСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

    поселение эпохи энеолита и бронзы близ села Михайловка (Украина). Культурный слой состоит из 3 горизонтов. В древнейшем (2-я четверть – середина 3 тыс. до н.э.) выявлены остатки небольшого земледельче
  • Домника, строит. михайловск. Высоцк. мон

    Рязанск. еп., 1738 г. {Половцов}
  • Лазарь, игум. Выдубицкого-Михайловск. мон

    в Киеве, 1088 г. {Половцов}
  • МИХАЙЛОВСКАЯ АРТЕЛЕРИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

    основана в 1820 г. Помещалась в Петербурге и занимала часть зданий Михайловского артиллерийского училища. Академия и училище иногда имели одного и того же начальника. При академии находился музей т
  • Михайловская, Наталья Александровна

    (ок. 1843, Киев — ?) — арт. оперы (контральто) и камерная певица. В 1864—67 обучалась пению в Петерб. конс., по окончании к-рой с большим успехом выступила 27 окт. 1867 на открытии Киев. оперы в "Аскольдовой м
  • Михайловский, Б. А

    автор кн. "Об игре на скрипке" (СПб., 1901). {Венгеров}
  • Михайловский, А

    сост. самоучитель рисования (СПб., 1884). {Венгеров}
  • Михайловский, П. А

    сотр. "Земледельч. газеты" 1850 гг. по вопросам пчеловодства. {Венгеров}
  • Михайловская, Жозефина Августовна

    (сцен. псевд., урожд. Лейброк; по мужу Веселаго) [1842 (в нек-рых источ. 1844), Петербург — 22.3(3.4). 1895, там же] — арт. оперы (сопрано) и драмы. Первые муз. навыки приобретала под рук. матери. В 1861—63 обучалась пен
  • МИХАЙЛОВСКАЯ, чудотворная икона

    Находилась в Успенском храме слободы Б. Писаровки, отстоящей в 37-ми верстах от г. Богодухова Харьковской губ. Она прославилась исцелением лежавшего недвижимым и безнадежным в богадельне при церкв
  • Михайловская, Евгения Павловна

    (урожд. Маклакова) — арт. оперы (лирико-колор. сопрано). Выступала на оперных сценах Киева (1902—03, 1908—09, 1911 — 12), Одессы (1904), Житомира (1904—05), Саратова (1905—06), Петербурга (1908, Новый летний т-р "Олимпия&q
  • Михайловская, Наталия Георгиевна

    (р. 28. 06. 1931) Род. в Москве в семье служащих. Окончила МГПИ. Доктор филол. наук, профессор. Работала в Институте рус. языка АН СССР (1954—88). Преподает в Литинституте (с 1988). Печатается как филолог с 1964. Авто
  • Михайловская, Людмила Николаевна

    (Макарова). Олимпийская чемпионка (1968) по волейболу, заслуженный мастер спорта СССР; родилась 21 ноября 1937 г. в г. Ленинграде; окончила школу инструкторов спорта; чемпионка СССР (1959), чемпионка мира (1960
  • Михайловский, А. С

    врач 1870 г. {Венгеров}
  • Михайловский, Андрей

    свящ., сотр. "Смол. епарх. вед." 1870 гг. {Венгеров}
  • Михайловская, Ноэми Михайловна

    род. 28 авг. 1922 в Москве. Музыковед. Окончила в 1945 Моск. ун-т, в 1952—Ин-т им. Гнесиных по кл. композиции у М. Ф. Гнесина, Л. Л. Штрейхер, Т. Н. Хренникова, по музыковедению у Л. А. Мазеля, С. С. Скребкова, В. Д. Кон
  • МИХАЙЛОВСКАЯ АРТИЛЛЕРИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ

    высшее военно-учебное заведение, готовившее офицерские кадры для артиллерии русской армии. Свою историю ведет от созданного в 1820 в Петербурге при учебной артиллерийской бригаде под командование
  • МИХАЙЛОВСКИЕ КУРГАНЫ

    археологический памятник, группа курганов (свыше 400 насыпей) 10 - начала 11 вв. у с. Михайловское, близ Ярославля. Обнаружены трупоположения и трупосожжения с керамикой, украшениями, глиняными амулета
  • МИХАЙЛОВСКИЕ-ДАНИЛЕВСКИЕ

    Пенз. землевладельцы. Александр Иванович (26.8.1789 – 9.9.1848), воен. историк, акад. ИмПенз. Санкт- Петербургской АН (1843), ген.-л-т, сенатор. Участник Отеч. войны 1812–14. Служил адъютантом М. И. Кутузова для веден