МИХАЛОН ЛИТВИН

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

МИХАЛОН ЛИТВИН
автор сочинения "О нравах татар, литовцев и москвитян" (ок. 1550), сохранившегося в отрывках. Наиболее интересны сообщения о быте крымских татар.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

МИХАЛОН ЛИТВИН
Michalo Lituanus) - автор соч. "О нравах татар, литовцев и москвитян" (ок. 1550), сохранившегося в отрывках, изданных в 1615 в Базеле. Предполагают, что за именем М. Л. скрывается Тишкевич - литов. дворянин, направленный в 1537 послом в Крым и задержанный там более чем на 2 года. Соч. М. Л. преследовало цель исправления нравов литов. общества. Большой интерес представляют данные М. Л. о быте и занятиях крымских татар, о рабовладении и работорговле в Крыму. Менее ценны его сведения о "москвитянах", к-рых М. Л. непосредственно не знал.

Публ. в кн.: Мемуары, относящиеся к истории Юж. Руси, в. 1, К., 1890.

Лит.: Любавский М. К., Кто был М. Литвин, написавший в пол. XVI в. трактат "О нравах татар, литовцев и москвитян", "Уч. зап. Ин-та истории РАНИОН", 1929, т. 4.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Литвин (Михалон)

Литвин (Михалон) - литовский публицист XVI века. Составил в 1548 - 1551 годах интересные записки ""О нравах татар, литовцев и москвитян"", изданные в Базеле (1615). Русский перевод этих записок (С. Шестакова), с латинским текстом их напечатан Н.В. Калачовым в ""Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России"" (СПб., 1854, книга II, пол. II); вновь они переведены К. Мельником, под редакцией В.Б. Антоновича , и изданы в ""Мемуарах, относящихся к истории Южной Руси"" (Киев, 1890, выпуск I). Сочинение Литвина носит гораздо более характер обличения, чем собственно описания быта и нравов трех соседствующих народов. Его исходный пункт - убеждение, что ""московиты и татары далеко уступают литовцам в силе"", и, тем не менее, именно первые имеют в строе своей жизни ряд преимуществ для дела государственного строительства. Литвин черпает отовсюду иллюстрации для доказательства своего положения. Московский князь, не брезгающий продажей соломы, строго держащий своих подчиненных в интересах своих подданных, татарское многоженство, умножающее численность населения, отсутствие будто бы у московитов и у татар губительного пьянства, быт и навыки не только московского, но и неверного татарского духовенства - все это дает Литвину повод для соответствующих выводов, направленных против язв литовской жизни. Заканчивая свое сочинение, Литвин пишет, что цель его указаний - ""чтобы, исправить это, жить нам счастливее"".

Источник: Биографический словарь. 2008