МИХАЛОВСКИЙ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

МИХАЛОВСКИЙ
Michalowski), Казимеж (p. 14.XII. 1901) - польск. специалист в области археологии антич. мира и Бл. Востока, проф. Варшавского ун-та (с 1939), акад. Польской АН (с 1952). Руководил польск. археол. экспедициями в Эдфу и Тель-Атрибе (Египет), Мирмекии (Крым), Пальмире (Сирия), Фарасе (Нубия) и др.

Соч.: Sztuka starozytna, Warsz., 1955; Kanon w architekturze egipskiej, Warsz., 1955; Mirmeki, Warsz., 1958; Technika grecka, Warsz., 1959; Delfy, 3 wyd., Warsz., 1959; Palmyre. Fouilles polonaises 1959, Warsz., 1960; Palmyre. Fouilles polonaises 1960, Warsz., 1962; Palmyre. Fouilles polonaises 1961, Warsz. - ´s-Gr., 1963; Faras. Fouilles polonaises 1961, Warsz., 1962.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Михаловский
, Петр (Michalowski, Piotr) 1800, Краков — 1855, Кжижтопожицы, близ Кракова. Польский живописец и рисовальщик. Представитель романтизма. Родился в обеспеченной дворянской семье. Получил хорошее общее образование в университетах Кракова и Геттингена. В юности брал уроки рисования и живописи у краковских художников — М. Стаховича, Ю. Бродовского и Ф. Лампи, копировал произведения А. Орловского. В 1823—1830 состоял на государственной службе; часто бывал за границей. Участвовал в польском восстании 1830—1831. После его подавления уехал в Париж, где занимался в мастерской Н. Т. Шарле, копировал Т. Жерико (1831—1835). В 1835 вернулся на родину, жил в Кракове и близ него, в родовом имении Кжижтопожицах. В 1844—1848 вновь живет в Париже. Кроме Франции и Германии посетил многие европейские страны, среди них — Австрию, Англию и Италию. Изучал творчество великих мастеров — Веласкеса, Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка. Несмотря на то что художник не получил специального образования, он обладал природным художественным даром. Творчество Михаловского сыграло важную роль в развитии романтического искусства в Польше. Первый период его самостоятельной деятельности относится ко времени пребывания в Париже. Совершенствуя свое мастерство, Михаловский исполнил множество батальных сцен, в частности, эпизодов из походов Наполеона. Часто и с особой любовью он изображал лошадей: вздыбленных, скачущих, тянущих тяжелый воз. Это в основном наброски, этюды и эскизы, очень эмоциональные и живые, полные своеобразной патетики. Их колористическая гамма строится на коричневатых тонах с вкраплением немногих ярких пятен синего, красного, белого цветов. Вернувшись на родину, Михаловский сначала продолжил батальную тематику, но затем, уже в 1840-е, в его творчестве все чаще появляются образы из окружающей его действительности. Он создает цикл крестьянских портретов. Среди них самый известный — Сенько (ок. 1846, Краков, Нац. музей). Динамичные, нанесенные легкими, быстрыми движениями кисти, мазки лепят образ изможденного мужика с усталым взглядом. На его голове вместо шапки бритвенный тазик, что сразу же вызывает в памяти образ Дон Кихота. Это своеобразный подготовительный этюд к картине Дон Кихот и Санчо Панса. Буро-оливковые тона пронизаны сверканием светлых штрихов, что вносит в изображение ощущение внутренней динамики. Параллельно с портретом Сенько художник пишет Крестьянина в шляпе (ок. 1846, Варшава, Нац. музей), который ассоциируется с образом Санчо Пансы — круглолицый добродушный мужик с красным носом и румянцем на щеках. Участие польских кавалеристов в испанской кампании Наполеона позволило художнику прославить отчаянный героизм своего народа и воплотить излюбленные мотивы в картине Битва под Сомосьеррой (1845—1846, Краков, Нац. музей). Движение конного отряда вверх по крутой тропе на покорение горного перевала наполнено романтическим пафосом. Багровые отсветы огня, дым и пыль прорезываются сплошным потоком всадников. Среди их темной массы вспыхивают белые крупы отдельных коней, ритмически организуя всю композицию. Белые кони постоянно встречаются в картинах и акварелях Михаловского. Они как бы символизируют романтический порыв благородства и чистоты. Этот мотив художник использует во многих конных портретах (Максимилиан Оборский, Стефан Чарнецкий, Дети художника).
Лит.: Piotr Michalowski. Wstep / Jerzy Sienkiewicz. Warszawa, 1959; Zanozinski J. Piotr Michalowsli. Wroclaw; Warszawa; Krakow, 1965; P. Michalowski / Opracowal M. Maslowski. Warszawa, 1974.
Л. Алешина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
0.00 байт

Д. Л. Михаловский - переводчик поэзии Томаса Гуда

Жаткин Дмитрий Николаевич, Крехтунова Елена Викторовна
В статье впервые осуществлен сопоставительный анализ поэтических произведений Томаса Гуда «The Song of the Shirt» («Песнь о рубашке»), «The bridge of sighs» («Мост вздохов»), «The Death-Bed» («У смертного одра»), «The lee shore» (
Читать PDF
0.00 байт

«To Thyrza» Дж. -г. Байрона в переводческом осмыслении Д. Л. Михаловского

Жаткин Дмитрий Николаевич, Крехтунова Елена Викторовна
В статье осуществлен сопоставительный анализ стихотворений Дж.-Г. Байрона, относящихся к его элегическому циклу «К Тирзе», и их русских переводов, осуществленных в 1890-е гг. Д. Л. Михаловским.
Читать PDF
0.00 байт

Цикл «Еврейские мелодии» Дж. г. Байрона в творческой интерпретации Д. Л. Михаловского

Жаткин Дмитрий Николаевич, Крехтунова Елена Викторовна
Впервые осуществлен анализ переводов стихотворений цикла «Еврейские мелодии» Дж. Г. Байрона, выполненных русским поэтом и переводчиком Д.Л. Михаловским.
Читать PDF
484.96 кб

Поэма Т. -Б. Маколея «Виргиния» в переводческой интерпретации Д. Л. Михаловского

Жаткин Дмитрий Николаевич, Крехтунова Елена Викторовна
В статье впервые осуществлен анализ особенностей переводческого осмысления Д.Л. Михаловским поэмы Т.-Б. Маколея «Виргиния» в контексте событий общественно-политической и литературной жизни России 1860-х гг.

Похожие термины:

  • Михаловский, Б. А

    автор книг о скрипичной технике (1901—10). {Венгеров}
  • Михаловский, К. А

    сост. учебн. начал. химии и минерал. для сел.-хоз. школ (СПб., 1911). {Венгеров}
  • Михаловский, Дионисий Мих

    лекарь, † 1886. {Венгеров}
  • Михаловский, Дмитр. Лаврентьев

    поэт-переводч., из дух. зв., служ. в мин. фин., р. 28 янв. 1928 в СПб., † в СПб. 9 февр. 1905. {Венгеров}
  • Михаловский Дмитрий Лаврентьевич

    Михаловский Дмитрий Лаврентьевич - поэт-переводчик (1828 - 1905). Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Переводил Байрона (""Мазепа"" и др.), Шекспира (""Юлий Цезарь"" и др.), Лонг
  • Михаловский, Николай Егорович

    генерал-майор; † 1885 г. 20 июня; орд. 15 окт. 1823 г. {Половцов}
  • Михаловский, Капитон Ф

    магистр, сост. "Ручной книжки о порядке совершения долговых разного рода обязательств" (М., 1820). {Венгеров}
  • Михаловский, Кирилл Григорьевич

    вице-адм. и сенатор (1821 г.), р. 18 марта 1760 г., † 1841 г. 24 ноября. Дополнение: Михаловский, Кирил Григорьевич, (д. т. с. у кн. Долгорукова в Рос. род. кн. ч. I, стр. 99, сказано неправильно) — был вице-адмирал и сена
  • Михаловский, Валериан Николаевич

    (1866—1913) — полк., совещ. чл. артиллер. комитета, выдающийся артиллерист-техник, конструктор принятого в полев. артиллерии команд. угломера. Сын артиллериста — изобретателя шарохи, воспит-к СПб. III Але
  • Михаловский, Варфоломей

    (Michałowski) — автор записок, изданных в 1856 г. графом Ржевуским. Родился в 1733 г., участвовал в Семилетней войне на стороне Австрии, но скоро получил в Варшаве место камергера при дворе короля Августа III
  • Михаловская, Над. Дм

    соврем. писательница, дочь Дм. Лавр. Михаловского (см.). {Венгеров}
  • Михаловски, Казимир

    1901 - 1981)    выдающийся польский археолог, исследователь античности, автор многих научных трудов: «Эллинистический и римский портрет» (1932), «Дельфы» (1937), «Пальмира» (Т.1-5, 1960 - 1965), «Античное искусство
  • Михаловски, Казимир (Michalowski)

    1901 - 1981)    выдающийся польский археолог, исследователь античности, автор многих научных трудов: «Эллинистический и римский портрет» (1932), «Дельфы» (1937), «Пальмира» (Т.1-5, 1960 - 1965), «Античное искусство