Микешин Михаил Осипович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Микешин Михаил Осипович

Микешин Михаил Осипович - живописец, рисовальщик и скульптор (1836 - 1896). В Академии Художеств изучал батальную живопись под руководством Б. Виллевальде и получил в 1858 г. большую золотую медаль за картину: ""Въезд Тилли в Магдебург"". В 1859 г. был объявлен конкурс на сочинение проектов памятника тысячелетия России в Новгороде; представленный Микешиным проект был признан лучшим и принят к исполнению. Ему пришлось изучить скульптурную технику (под руководством И. Шредера ), чтобы руководить работами специалистов, приглашенных для осуществления его проекта, и самому участвовать в их работах. Памятник тысячелетия России создал Микешину репутацию выдающегося русского ваятеля. Со временем его открытия Микешин, почти совершенно отказавшись от живописи, участвовал с большим успехом во многих конкурсах по монументальной скульптуре. Им сочинены проекты памятников: императрице Екатерине II (поставлен в 1873 г. на площади Александринского театра, модели - в музее Александра III и в Камероновской галерее Большого Царскосельского дворца); португальскому королю Педро IV в Лиссабоне; сербскому князю Михаилу Обреновичу и Черному Георгию; адмиралу Грейгу , ""победам черноморского флота"" и матросу Шевченке - в Николаеве; адмиралам Корнилову , Нахимову и Истомину - в Севастополе; Богдану Хмельницкому - в Киеве; императору Александру II - в Ростове-на-Дону; Ермаку - в Новочеркасске; императрице Екатерине II - в Екатеринодаре; Минину - в Нижнем Новгороде и многие другие. Он изготовил массивные, украшенные скульптурой двери усыпальницы князя Пожарского, в Суздале и исполнял фигуры для носовых частей различных судов. В 1869 г. получил звание академика. Пользовался известностью и как иллюстратор литературных произведений, и, в молодости, как остроумный карикатурист. Особенно выдаются его иллюстрации к ""Вию"" Гоголя и к ""Кобзарю"" Шевченко . В журнале ""Пчела"" и других изданиях появилось несколько его статей и воспоминаний. Скульптурные композиции Микешина свидетельствуют о живости и находчивости фантазии, о понимании условий живописности и вообще о значительности его дарования, но грешат погоней за эффектностью, недостаток гармонии между частями, торопливостью работы и слабой, полу дилетантской техникой. - Ср. ""Русская Старина"", 1873, т. VIII; Ф. Булгаков ""Наши художники"" (Санкт-Петербург, 1889).

Источник: Биографический словарь. 2008

Микешин, Михаил Осипович

(6 февраля 1836 — 19 января 1896 г. в Петербурге) — академик живописи и скульптуры.


Некролог


Сегодня, 19 января, скончался скоропостижно известный художник, академик скульптуры Михаил Осипович Микешин. В течение нескольких последних дней он чувствовал себя не совсем хорошо и не выходил из квартиры. За час до своей кончины он оживленно разговаривал с родными и гостем, приехавшим навестить больного. Около 12-ти часов дня голова его склонилась, дыхание и биение пульса прекратились. Прибывший вскоре врач констатировал смерть от разрыва сердца.


М. О. Микешин был хорошо известен как автор-композитор многих грандиозных памятников, сооруженных в разных городах. Памятник тысячелетия России в Новгороде, исполненный по идее и проекту покойного, создал ему имя выдающегося русского скульптора-композитора. С тех пор М. О. стал участвовать с большим успехом своими композициями во всех монументальных конкурсах в России, во многих за границей. Он конкурировал на памятник императрице Екатерине II, находящийся на площади против Александрийского театра, и из представленных Академией Художеств проектов его проекту было отдано предпочтение. В то же время им были изготовлены массивные скульптурные двери на гробницу князя Пожарского в Суздале. В 1864 г. за проект памятника Дону Педро IV для Лиссабона покойный получил звание почетного члена лиссабонской академии изящных искусств, премию и орден Христа Спасителя. Затем он составил проект памятников освободителю Сербии — Кара-Георгию (Георгию Черному), адмиралу A. C. Грейгу (сооружен в Николаеве), сербскому князю Михаилу Обреновичу (два проекта — один для постановки памятника на месте убиения этого князя в Топчидере, другой для главной площади в Белграде в память политической деятельности убитого), Победам черноморского флота и матросу Шевченко для Николаева, Корнилову, Нахимову и Истомину для Севастополя, Богдану Хмельницкому для Киева, Императору Александру II для Ростова-на-Дону, Ермаку для Новочеркасска, Императрице Екатерине II для Екатеринодара и др. Многие памятники композиции покойного уже сооружены (в Киеве, Ростове-на-Дону и др.), открытие других состоится в ближайшем будущем (в Екатеринодаре). Кроме того, им исполнены по заказу морского министерства носовые фигуры для фрегатов "Минин", "Спиридов", "Пожарский", "Чичагов", "Грейг", "Лазарев" и для яхт "Ливадия" и "Держава". За свои заслуги в области монументального и медальерного творчества М. О. был избран Академией Художеств в академики скульптуры, получил пожизненную пенсию, орден Св. Владимира 3 ст. и многие другие награды и почетные звания.


Покойный родился в селе Максимовке, Рославльского уезда Смоленской губернии, 6 февраля 1836 г. Десятилетним мальчиком он был отдан учиться писать масляными красками к местному иконописцу Титу Андронычу. Когда он кончил курс в уездном училище и выдвинулся из среды своих товарищей талантливым рисованием масляными красками, на его юношеское творчество обратил внимание местный помещик Вонлярский. Он привез юношу в Петербург и определил в Академию Художеств. Здесь М. О. занимался в течение шести лет в батальном классе профессора Б. П. Виллевальде и получил последовательно все академические награды по этому классу. За картину, изображающую конных гренадер и приобретенную в собственность императором Николаем I, он получил серебряную медаль; за картину, представленную на конкурсную тему "Сражение при Баш-Какдык-Ларе", малую золотую. На большую золотую медаль он конкурировал дважды, написав "Падение Литовской крепости Пилоны в княжение Гедемина" и "Граф Тили в Магдебурге". За последнюю картину М. О. получил первую медаль, звание классного художника и право на шестилетнее пребывание за границей на казенный счет. Но этим правом покойному художнику не пришлось вполне воспользоваться. В 1859 г. был объявлен конкурс на сочинение памятника тысячелетия России, и М. О., как уже сказано, удачно конкурировал. С этого времени он прекратил свою деятельность по батальной живописи и стал энергично учиться лепке у И. Н. Шредера и др.


М. О. Микешин пользовался также заслуженной известностью талантливого иллюстратора. Его эффектные и многочисленные рисунки разбросаны в разных периодических иллюстрированных изданиях и украсили альбомы многих знакомых покойного. Он гордился званием русского иллюстратора и везде отстаивал необходимость улучшить материальное положение художников, посвятивших свою деятельность этой отрасли художественного творчества. В этом духе он сделал доклад в прошлогоднем съезде деятелей печатного дела. Его рисунками иллюстрирован, между прочим, "Кобзарь" Шевченко. Художественная деятельность покойного как иллюстратора сблизила его с журнальным миром. Когда был основан художественный клуб, М. О. явился одним из деятельных директоров этого учреждения и принял близкое участие в устройстве доступных рисовальных классов, живых картин и спектаклей в помещении клуба. В конце 70-х годов он издавал иллюстрированный журнал "Пчела", сперва в качестве пайщика с г. Гиероглифовым, затем самостоятельно.


Как человек, покойный не умрет в памяти всех знавших его. Он отличался богатым запасом энергии, живой фантазией и широким русским хлебосольством. В своей художественной деятельности он не знал усталости, в общественных делах он был одним из первых, готовых безвозмездно работать ради общей пользы. Кроме того, он был горячим защитником всего русского, и потому рисунки иностранного происхождения на разных предметах промышленности и торговли вызывали очень часто его негодование. Для игральных карт, изображающих рыцарей и иностранных дам, он сочинил рисунки из сказочного русского мира. Лубочной литературе, в которую проникли иностранные юмористические сюжеты, он дал ряд лубочных картин с сюжетами из жизни русской деревни. Словом, М. О. всегда и во всем был вполне русским. Будучи хорошо обеспеченным в момент своей наибольшей славы, покойный в последнее время был принужден часто отказывать себе в самом необходимом. Умер он далеко не богатым.


("Новое Время", 1896, № 7146).


Библиография


Его:


"Из путевых заметок" ("Исторический Вестник", 1903, кн. 9).


"Поп Марко Пейович" ("Исторический Вестник", 1903, кн. 11).


О нем:


"Новости", 1896, № 22.


"Русская Мысль", 1896, кн. 2, с. 229.


"Московские Ведомости", 1896, № 21.


"Исторический Вестник", 1896, кн. 3, с. 1058—1060; 1897, кн. 2, с. 624—651; кн. 9, с. 788—807.


"Микешин и Прахов в переписке с А. Ф. Писемским" ("Известия книжного магазина Вольфа", 1913, № 5.





Микешин, Михаил Осипович


— живописец, рисовальщик и создатель скульптурных монументов. Род. в 1836 г. в городе Рославне Смоленской губернии. Десяти лет от роду начал учиться живописи у одного местного живописца, работая у которого, посещал классы уездного училища. По окончании курса в этом заведении, юноше удалось в 1852 г. попасть в ученики Императорской академии художеств. Здесь, избрав специальностью батальную живопись, он изучал ее под руководством Б. Виллевальде, и получил в 1858 г. большую золотую медаль за картину: "Въезд графа Тилли в Магдебург, в 1636 г.". Молодой художник не воспользовался правом поездки в чужие края, так как в то время произошла резкая перемена в направлении его деятельности. В 1859 г. объявлен конкурс на сочинение проектов памятника, предположенного к постановке в Новгороде по случаю тысячелетия России; М. принял участие в этом состязании, и представленный им проект, признанный лучшим из всех, был принят к исполнению. Ему пришлось изучать скульптурную технику, дабы руководить работами специалистов, приглашенных им для осуществления его проекта, и самому участвовать в их работах. Памятник "Тысячелетие России" создал М. репутацию выдающегося русского ваятеля. Со времени его открытия художник, почти совершенно отказавшись от живописи, участвовал с большим успехом во всех конкурсах по монументальной скульптуре, объявленных не только в России, но и во многих заграничных. Таким образом им сочинены проекты памятников императрице Екатерине II (в СПб.), доставивший ему в 1869 г. звание академика, португальскому королю Педро IV — для Лиссабона, адмиралу Грейгу — для Николаева, сербскому князю Михаилу Обреновичу, победам Черноморского флота и матросу Шевченко — для Николаева, адмиралам Нахимову и Истомину — для Севастополя, Богдану Хмельницкому — для Киева, императору Александру II — для Ростова-на-Дону, Ермаку — для Новочеркасска, императрице Екатерине II — для Екатеринодара, Минину — для Нижнего Новгорода и многие др. Кроме того, М. изготовил массивные, украшенные скульптурой двери усыпальницы князя Пожарского в Суздале и занимался по заказам Морского ведомства исполнением фигур для носовых частей различных судов. Он пользовался также известностью как иллюстратор литературных произведений и в молодости — как остроумный карикатурист. Из его многочисленных рисунков, воспроизведения которых появлялись в различных периодических изданиях и отчасти отдельными листами, особенно удачными следует признать иллюстрации к "Вию" Гоголя и к "Кобзарю" Т. Шевченко (в 1896 г., 3 вып., СПб.). В конце 70-х гг. он издавал — сперва в компании с Гиероглифовым, а потом один — иллюстрированный журнал "Пчела", в котором, равно как и позже в других изданиях, появилось несколько написанных им художественных статей и воспоминаний. Умер в СПб. 19 января 1896 г.


Скульптурные композиции М. свидетельствуют о живости и находчивости его фантазии, о понимании им условий живописности и вообще о значительности его дарования, но они грешат излишней погоней за эффектностью, недостатком стройной гармонии между частями и отсутствием простоты и благородного величия, необходимых в каждом монументальном произведении. В своих иллюстрациях М. является оригинальным, весьма изобретательным художником, бойко владеющим кистью, пером и карандашом, но не особенно сильным в рисунке и жертвующим правдой для достижения желаемого эффекта.


А. С—в.


{Брокгауз}





Микешин, Михаил Осипович (дополнение к статье)


— живописец, рисовальщик и соорудитель скульптурных монументов; умер в 1896 г.


{Брокгауз}





Микешин, Михаил Осипович


(Mikechine), ученик И. А. Х. Получил 1-ю золот. мед. в 1858. Сделан академиком в 1869; награвировал карандашн. манерою офорт, представляющий Александра Конст. Бруни, читающего отчет: "6 Апреля 1874. № 1. Миша М".


Им нарисованы четыре литографии для издания Дациаро: "Croquis russes", именно: № 17—20, с подписью: "М. Микешин 1853".


{Ровинский}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008