Микиша, Михаил Венедиктович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Микиша Михаил Венедиктович
(1885–1971) - артист оперы (лирикодраматический тенор), камерный певец, педагог и общественный деятель, народный артист УССР (1971). В 1903 окончил Миргородскую художественнопромышленную школу им. Н.В. Гоголя по специальности скульптора и рисовальщика. С детских лет пел в школьном и церковном хорах. В 1904–1910 обучался пению в Киевской музыкально-драматической школе им. Н.В. Лысенко (класс М. Зотовой, с 1906 у А. Мишуги). В 1910–1914 - солист Киевского украинского театра Н. Садовского, в 1914–1922 - Киевского оперного театра, с 1919 - руководитель и директор украинской «Музыкальной драмы». В 1922–1930 - солист Московского Большого театра, в 1930–1931 - Азербайджанского, в 1931– 1941 - Харьк., в 1942–1944 - Киевского театров оперы и балета (в этот период театр находился в эвакуации в Иркутске). Обладал красивым, сильным голосом широкого диапазона, чувством стиля, драматическим дарованием. В годы революции выступал перед красноармейцами с исполнением романсов и украинских народных песен. Партии: Самозванец («Борис Годунов» Мусоргского), Герман («Пиковая дама» Чайковского), Канио («Паяцы» Леонкавалло), Радамес («Аида» Верди), Ирод («Саломея» Р. Штрауса) и многое др. В 1944 оставил сцену. С 1919 преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте им. Н. Лысенко, с 1937 - в Харьк., с 1944 - в Киевской консерваториях (с 1946 - профессор). В 1935 был избран депутатом Дзержинского райсовета в Х-ве.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Микиша, Михаил Венедиктович

[25.5. (6.6). 1885, Миргород, ныне Полтав. обл. — 20.11.1971, Киев] — арт. оперы (лирико-драм. тенор), камерный певец, педагог и общ. деятель. Нар. арт. УССР (1971). Род. в бедной крестьянской семье. В 1903 окончил Миргород. худож.-промышленную школу им. Н. В. Гоголя по специальности скульптора и рисовальщика. Принимал участие в революционном движении (распространял нелегальную лит-ру, рисовал карикатуры на местное начальство), за что в 1903 подвергся аресту. С детских лет пел в школьном и церковном хорах. В 1904—10 обучался пению в Киев. муз.-драм. школе им. Н. В. Лысенко (кл. М. Зотовой, с 1906 у А. Мишуги, позднее был его ассистентом в Варшаве). В период учебы жил в доме Лысенко, где познакомился с писателями М. Коцюбинским, И. Франко, Л. Украинкой, композитором К. Стеценко, артистами М. Заньковецкой, П. Саксаганским, Н. Садовским и др. известными деятелями укр. искусства. В 1910 дебютировал в партии Йонтека на сцене Киев. укр. т-ра Н. Садовского. В 1910—22 солист Киев. оперного т-ра (дебютировал в партии Фауста — "Фауст"), с 1919 рук. и директор укр. "Муз. драмы". В 1922— 31 солист моск. Большого т-ра, в 1931—42 — Харьков., в 1942—44 — Киев. т-ров оперы и балета (в этот период т-р находился в эвакуации в Иркутске). Обладал красивым, сильным голосом широкого диапазона, чувством стиля, драм. дарованием, уделял большое внимание сцен. отделке партий. Легкое звучание голоса позволяло певцу исп. лирич. партии. С 1919 по совету Л. Собинова выступал только в драм. партиях. Репертуар включал св. 50 партий.


1-й исп. партий: Уоттера ("Сын солнца"); в Большом т-ре — Ирода ("Саломея"). Лучшие партии: Самозванец, Гришка Кутерьма, Герман ("Пиковая дама"), Хозе ("Кармен"), Ирод, Радамес, Рауль, Каварадосси, Турриду, Йонтек, Канио (за грим в этой партии получил 1-ю премию на международной фотовыставке в Париже, 1928). Др. партии: Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Голицын ("Хованщина"), Алеша Попович ("Добрыня Никитич"), Вакула ("Черевички"), Садко, Петро ("Наталка Полтавка"), Левко ("Утопленница"), Еник. Партнеры: М. Баттистини, О. Баронат, К. Держинская, А. Дидур, М. Литвиненко-Вольгемут, Н. Обухова, В. Павловская, Т. Руффо, П. Цесевич, Ф. Шаляпин. Пел п/у С. Василенко, А. Маргуляна, И. Палицына, А. Пазовского, В. Сука, И. Труффи, Л. Штейнберга.


В 1990-х гг. часто принимал участие в концертах любительского квартета братьев Вирских. В годы революции выступал перед красноармейцами с исп. романсов и укр. нар. песен. Большое место в конц. программах занимали произв. Лысенко и др. укр. композиторов.


Искусство певца высоко ценили Р. Глиэр, А. Мелик-Пашаев, И. Козловский, М. Рейзен, А. Яблочкина, М. Рыльский. Тесная дружба связывала арт. с И. Франко (в 1913 певец участвовал в праздновании 40-летия писателя).


С 1919 преподавал в Киев. муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко, с 1937 — в Харьков., с 1944 — в Киев. консерваториях (с 1946 проф.); рук. также вокальным отд. Киев. веч. муз. школы для взрослых. Ученики: В. Будневич, З. Гайдай. А. Григорьев, М. Рыбалкин, М. Стефанович, Н. Чубенко.


В 1935 был избран депутатом Дзержинского райсовета в Харькове.


Записывался на грампластинки. Архив. записи певца включены в антологию "Золоті голоси України" (Киев. 1970).


Соч.: Практические основы вокального искусства. — Киев. 1971 (на укр. яз.); Вокальная терминология (рук.); Советы певцам по вокальной гигиене (рук.).


Лит.: Гайдай З. К 60-летию М. В. Ми-киши: Большой мастер оперного искусства // Правда Украины. 1946. № 121. С. 4; Шелюбський М. М. В. Микиша. — Київ, 1947; Рыльский М. Выдающийся певец // Сов. культура. 1955. 23 июня; Его же. Артист, художник, педагог: К 50-летию творческой деятельности М. Микиши // Там же. 1960. № 78; Ладухин В. В гостях у старого мастера // Сов. артист. 1958. № 7; Головащенко М. Михайло Микиша // Музика (Київ). 1970. № 3. С. 15— 16; Его же. Корифей // Культура і життя (Київ). 1975. 3 липня; Обухова Н. Михаил Венедиктович Микиша // Надежда Андреевна Обухова: Воспоминания. Статьи. Материалы, — М., 1970, 1970. С. 113—114.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008