МИЛИОТИ Николай Дмитриевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Милиоти, Николай Дмитриевич

Род. 1874, ум. 1962. Живописец (символист). Участник объединения художников "Голубая роза". С 1917 г. в эмиграции.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

МИЛИОТИ Николай Дмитриевич
16.1.1874, Москва - 1962, Париж) - живописец, график. Из купеческой семьи. Окончил частное реальное училище Воскресенского в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1894-1900) уА.Архипова, Н.Касаткина, Л.Пастернака, В.Серова, входил в кружок П.Кузнецова. Продолжал образование в художественных школах Парижа у Ж.-П.Лорана, Б.Констана и М.Уистлера. Член творческих объединений «Голубая роза», «Свободная эстетика» (1907-17), «Мир искусства» (1915-16; входил в его Комитет).
Участвовал в выставках «Алая роза» (1904, Саратов), «Голубая роза» (1907, Москва), «Союз русских художников» (1905-9, Москва-Петербург), «Мир искусства» (1906, 1911, 1912, Москва-Петербург) и др. В 1900 выставлял свои произведения в Париже на Международной выставке (и, по словам М., «был единственным, продавшим свои вещи в первые коллекции Парижа»), в 1906-в Париже и Берлине, в 1907-в Венеции, Вместе с младшим братом Василием принадлежал к числу московских художников-символистов, наследников М.Врубеля и В.Борисова-Мусатова.
Произведения М. - бессюжетные, смутные по содержанию, загадочные - завораживали современников красотой живописной музыки; вместе с тем это были обдуманно построенные, декоративно-организованные композиции («Ангел печали»,. «Звон», «Волшебная роза», «Les Galats», «Шум моря», «Пастораль» и др.). Как писал С.Маковский, «из волшебного грота Н.Милиоти выходишь отуманенный, оглушенный звенящими переливами красок ...их воздействие не внешнее, физическое, а психологическое; в красочных аккордах почти всегда - сложные, острые признания. Рассказ отсутствует, отвергнута определенность образов,,., творческое намерение остается идейно-символическим». Сравнивая М. с его товарищами из «Голубой розы», Маковский считал его менее непосредственным, но более зрелым и опытным мастером, уверенно владеющим формой и рисунком. «Его лиловые, розовые, знойно-синие вихри, опаловые и смарагдовые дожди, изумрудные россыпи - не случайные красивые пятна, но обдуманный, строго вылепленный узор. Они пластичны, в этом их особенная прелесть. В них тоже лиризм нежной символики: певучий ритм Верленовских признаний и «райские кущи» Бодлера».
В начале 1-й мировой войны М. был мобилизован; воевал в чине прапорщика в Галиции, командовал батареей. Товарищи свидетельствовали, что «обычно нервный и впечатлительный, в бою он спокоен, выдержан, деятелен». Демобилизован в июне 1917 по решению Временного правительства.
Эмигрировав после октября 1917, жил в Берлине, входил в Совет Дома искусств. С 1922 - в Париже. Был в числе русских художников, которые испытывали крайнюю нужду. В 1924 М.Нестеров утверждал, что они, в том числе М" «одичали от голода». Сам М. признавался, что «погибал».
Работал в кукольном театре Ю.Сазоновой, в 1929-30 преподавал в академии Т.Сухотиной-Толстой. В дальнейшем его положение несколько изменилось к лучшему. В письме к А.Остроумовой-Лебедевой (1949) М.
сообщал, что за годы эмиграции, «по общему признанию, сделал самый большой путь... Мое имя как портретиста известно не только в Париже, но и в Италии, и в Америке». В 1938 в Париже состоялась персональная выставка М.К.Сомов писал М" что его «многое восхитило», «но особенно замечательный, безупречный портрет Т.А.Толстой».
Из др. портретов известны портреты Г.Гиршман, А.Бенуа, Н.Тэффи, Ф.
Шаляпина. Новая персональная выставка М. состоялась в 1949 в Биаррице. В 1957 А.Бенуа ответил заместителю директора Третьяковской галереи Г.Недошивину, что М. «по-прежнему живет в Париже ...
продолжает, несмотря на всякие хвори, с успехом работать. Главным образом, портреты». По словам же Н.Берберовой, М. «до последних дней... искал прибежище у обожавших его женщин... Седой как лунь, в рваном пальто, заколотом английской булавкой, с мешком за плечами и беззубый, выглядел как типичный «клошар» - бездомный бродяга».
Произведения М. имеются в Третьяковской галерее, в Русском музее, в музеях Франции, Голландии, Люксембурга, Швеции, Болгарии, Югославии, Австралии, в частных собраниях.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции