МИЛЛИОТИ (МИЛИОТИ) Николай Дмитриевич
МИЛЛИОТИ (МИЛИОТИ) Николай Дмитриевич
16.01.1874 (Москва) - 26.12.1962 (Париж). Живописей Был связан родством со знаменитыми московскими фамилиями - Морозовыми. Алексеевыми и Коршами. Старший брат живописца Василия Миллиоти (1875-1943). Вырос в Москве, лето проводил с братьями в подмосковном имении князя Голицына Кузьминки. Окончил 3-ю классическую гимназию. В 1894-1900 занимался в МУЖВЗ у А. Е. Архипова, Л. О. Пастернака и В. А. Серова, посещал частную студию К. А. Коровина. В 1898 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В конце 1890-х побывал в Париже, недолго занимался в академии Р. Жюльена у Ж.-П. Лоранса, Б. Констана и М. Уистлера. В 1900-е писал символические картины, картины-«сновидения», стилизованные «галантные» сцены: «Ангел Печали», «Звон», «Волшебная роза», «Печальные птицы », «Пастораль», «Les Galants», «Шум моря». Сотрудничал в журнале «Золотое руно» и участвовал в выставках, устраивавшихся редакцией. В апреле 1907 был одним из организаторов выставки «Голубая роза» в Москве. Участвовал в выставках: СРХ (1905-07; член союза в 1904-10), Нового общества художников (СПб., 1905), «Мир искусства» (СПб., 1906), «Венок» (СПб., 1908), «Салоне» С. К. Маковского (СПб., 1909), Выставке русского искусства в Осеннем салоне в Париже (1906; был избран членом Осеннего салона), 1-й выставке современных русских художников в Вене (1908) и др. В 1907 провел персональную выставку в Обществе свободного искусства в Брюсселе. В 1910 получил Почетную медаль на Международной выставке в Брюсселе. В том же году вышел из СРХ вместе с группой А. Н. Бенуа и стал одним из учредителей объединения «Мир искусства». Участвовал в выставках объединения (191 1, 1912), входил в его комитет (1912-16). В 1914-17 был мобилизован в чине прапорщика артиллерии, воевал в Карпатах в качестве адъютанта генерала Радко Дмитриева; был дважды контужен, награжден золотым оружием. В июне 1917 по ходатайству видных московских деятелей культуры был в числе 23 художников освобожден от воинской повинности и демобилизован. В 1918 выехал в Ялту. Работал председателем Комиссии по охране художественных сокровищ Крыма, в которую входили С. К. Маковский, И. Я. Билибин, М. А. Волошин, Д. В. Айналов, С. Елпатьевский и др. Участвовал в выставке «Искусство в Крыму» (октябрь 1918) и провел персональную выставку (1920). В 1920 эмигрировал. Недолго жил в Софии, где его мастерскую посетил царь Борис. В 1921-22 работал в Берлине, в ноябре 1921 стал одним из учредителей Дома искусств. Участвовал в выставке группы «Мир искусства» в парижском Осеннем салоне (1921), выставке «Русское искусство старое и новое» в галерее Devambez (1921) и 1-й Русской художественной выставке в Берлине (1922). В 1923 поселился в Париже. Его мастерскую на площади Сорбонны, 3-бис, посещали Поль Валери, Райнер Мария Рильке, Андре Моруа. Совместно с Н. С. Гончаровой оформил в театре Vieux-Colombier спектакль марионеток «Театр деревянных комедиантов» (постановка Ю. Л. Сазоновой-Слонимской и М. Ф. Ларионова, музыка Н. Н. Черепнина, 1924). Создал лекорацин и костюмы к спектаклю «Принцесса Карем» Лессажа (1925). В 1925 побывал в Америке, написал портреты членов семьи Рокфеллера. Путешествовал по Италии, Испании, Голландии и Германии. В 1929-30 преподавал в Русской академии Т. Л. Сухотиной-Толстой. В 1931 стал членом правления Союза деятелей русского искусства во Франции, с 1933 - член секции художников, созданной при союзе. Провел персональные выставки в парижских галереях W. Hirshman (июнь 1929, май 1930, июль 1931) и J. Charpentier (май 1938). Участвовал в выставке группы «Мир искусства» в галерее Bemheim-Jeune (1927), выставках русского искусства в Бирмингеме (1928), Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Париже (галереи W. Hirshman, 1929; d’Alignan, 1931, и La Renaissance, 1932), Лондоне (1935) и Праге (Русский культурно-исторический музей, 1938). В работах этого периода преобладали портреты (А. Н. Бенуа, Н. А. Тэффи, Т. Л. Сухотина-Толстая, Ф. И. Шаляпин). В 1938 французское правительство приобрело его автопортрет. В 1940-42 нашел убежище в Биаррице; выполнил серию рисунков «Разрушения и бедствия войны» и участвовал в групповых выставках. В 1942 вернулся в Париж. Продолжал много работать, исполнил ряд автопортретов. Последняя персональная выставка состоялась в Биаррице в 1949. Умер в госпитале Кошен в Париже, похоронен в Сент-Женевьев-де-Буа. Архив хранится у его внучки Е. Миллиоти (Москва). После смерти художника почитательница его таланта Л. Панаева отправила его картины в Москву. С 1986 работы экспонируются на выставках в Москве и Петербурге. Представлен в ГРМ, ГТГ, музеях Парижа, Белграда, Софии, Праги и Стокгольма.
Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999