Милло

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Милло
1) Одно из укреплений Иерусалима, которое было еще более укреплено Давидом, Соломоном и Езекией (2Цар 5:9; 2 Пар. 32:5; 3 Цар. 9:15). В так называемом доме Милло убили Иоаса (4 Цар. 12:20). 2) Укрепленное место в Сихеме (Суд. 9:20).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Милло
вал, насыпь)-а) (Суд 9.6,20)-укрепленное место в Сихеме (или рядом с ним), возможно, имевшее башню (Суд 9.47);
б) (2Ц 5.9; 3Ц 9.15,24; 11.27; 4Ц 12.20; 1Пар 11.8; 2Пар 32.5)-одно из укреплений в городе Давидовом (то есть на Сионе).
Примечание: в обоих случаях это не есть имя собственное, но означает «укрепление». (См. имя)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

МИЛЛО
вал, насыпь) — название следующих мест: Суд 9:6-20 — дом Милло в Сихеме, или близ него, вероятно — семейство или род некоего Милло. 4Цар 12:20 — дом Милло в указанной цитате, очевидно, есть название места где был убит Иоас. Оно находилось на дороге к Силле. 2Пар 32:5 — Милло в Иерусалиме, очевидно, было одно из укреплений, а быть может и крепость Сионская; впрочем сказать об этом что либо положительное трудно.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

МИЛЛЕ
millet) Жан Франсуа (1814, Грюши, близ Гревиля – 1875, Барбизон, близ Парижа), французский художник и график, представитель реализма. Сын крестьянина. Учился живописи в Париже у П. Делароша (1837–38). Изучал в Лувре работы старых мастеров.
Творческий путь начал с портретов и небольших идиллических сценок, но свое истинное призвание обрел в изображении картин сельского быта. В 1848 г. переехал работать в деревню Барбизон, где образовалась колония художников (см. ст. Барбизонская школа), и прожил там всю оставшуюся жизнь. Показанная на Салоне 1848 г. картина «Веяльщик» стала поворотной в его творческой судьбе. Милле искал в крестьянском быту идеал патриархального мира, не зараженного гибельным влиянием цивилизации, простоту и духовную возвышенность. Одна из вершин его творчества – картина «Сборщицы колосьев» (1857). Облик крестьянок, собирающих колосья на поле, отличает эпическая простота и величие. Во всех картинах художника царят покой и тишина. Он «обращался к обыденному, чтобы выразить возвышенное». Для работ 1850–60-х гг. характерны четкость композиции, монументализация форм, тонко разработанныйколорит, построенный на сложных градациях золотисто-бежевых и голубоватых тонов («Анжелюс», 1857–59; «Человек с мотыгой», 1863). В 1860-е гг. художник обретает известность, его работы активно приобретаются коллекционерами. В последние годы жизни, вдохновленный примером своего друга Т. Руссо, одного из барбизонцев, обратился к пейзажному жанру. Пейзажи Милле монументально-величественны, изысканны по колориту («Весна», 1868–73).
Милле работал также в техниках офорта и пастели. Он стал первооткрывателем крестьянской темы во французском искусстве 19 в.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

МИЛЛЬ
1. (Mill), Джеймс (6.IV.1773 - 23.VI.1836) - англ. историк, публицист, экономист и философ; шотландец по национальности. Сын сапожника. После окончания (в 1798) Эдинбургского ун-та посвятил себя публицистике. Ознакомившись (после 1808) с идеями И. Бентама, стал их пропагандистом и основателем т. н. философского радикализма; его программа умеренных реформ уголовного и гражд. права и расширения круга избирателей стала знаменем бурж. радикалов. Осн. ист. труд М. - "History of British India", 1817. M. считал, что более близкое знакомство с Индией позволит улучшить англ. управление этой страной. Излагая задачи своего труда, М. писал, что намерен дать "критическую историю", а именно - "отделить истину от лжи", взвесить и оценить свидетельства, установить подлинные причины событий. Работа М. ценна, как первая попытка систематич. обзора англ. политики в Индии и ее результатов; она содержит также критич. замечания по адресу Ост-Индской компании. Что касается истории самой Индии, то здесь работа М. изобилует грубыми ошибками, свидетельствующими о пренебрежении М. к традициям и культуре страны. Как экономист, М. выступал в защиту теории Д. Рикардо, вместе с тем вульгаризируя ее. Экономич. взгляды М. критиковал К. Маркс (см. "Теории прибавочной стоимости", ч. 3, 1961, с. 73-94).

Соч.: Elements of political economy, 2 ed., L., 1824; The principles of toleration, L., 1837.

Лит.: Bain A., James Mill. A biography, L., 1882.

Н. А. Ерофеев. Москва. 2. (Mill), Джон Стюарт (20.V.1806 - 8.V.1873) - англ. философ, экономист и социолог. Последователь Бентама. Сын Джеймса Милля. Род. в Лондоне. В 1823-58 служил в управлении Ост-Индской компании. Под влиянием чартизма, франц. революции 1830 (в этом году в Париже М. знакомится с сен-симонизмом) взгляды М. приобретают черты бурж. радикализма. В 1835-40 М. - собственник и издатель "London Review". В 1865-68 - член палаты общин. В политэкономии (кн. М. - "Principles of political economics", 1848) исходил из того, что буржуазные отношения - неизменны, что законы производства не зависят от данного экономического строя, что общество может сделать более справедливым только распределение.

Политич. доктрина М. изложена в работах "О свободе" (L., 1859; рус. пер. 1861) и "Представительное правление" (L., 1851; рус. пер. 1897), где он выступает за свободу личности, одновременно выражая неверие в возможности демократич. формы правления. В работе "О подчинении женщины" (L., 1869; в рус. пер., 3 изд., СПБ, 1882) М. высказывался за политич. и экономич. равноправие женщин. В 1840-46 в журн. "Edinbourgh Review" поместил ряд статей о франц. историографии.

Соч. (кроме указ. в ст.) в рус. пер.: Система логики, 2 изд., СПБ, 1878; Принципы политической экономии, 2 изд., т. 1-2, СПБ, 1873-74; Утилитаризм, 3 изд., СПБ, 1900; Автобиография, М., 1896.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 713; Courtney W. L., Life of J. S. Mill, L., 1888; Halevy E., The growth of philosophic radicalism, L., 1928; Anchutz R. P., The philosophy of J. S. Mill, N. Y., 1953.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Милле
, Жан Франсуа Millet, Jean Francois) 1814, Грюши, близ Шербура — 1875, Барбизон. Французский живописец и график. Происходил из крестьянской семьи, имевшей земельный надел в Нормандии. В большой семье царили крепкие моральные устои, с детства прививалось трудолюбие и благочестие. Помимо школьных занятий, под руководством священника, обратившего внимание на одаренного мальчика, изучает латынь, и вскоре наряду с Библией его любимым чтением становится Вергилий. До 18 лет Милле жил в деревне, выполняя все крестьянские работы; затем уехал в Шербур, где учился живописи у Мушеля и Ланглуа де Шевревиля; по ходатайству последнего получил стипендию от муниципалитета для продолжения образования в Париже. Бабушка напутствовала его: "Франсуа, никогда не пиши ничего непристойного, даже если бы это было по приказу самого короля". В 1834 Милле пишет портрет бабушки: лицо с крупными чертами, словно рубленное из дерева, поражает выражением сосредоточенной озабоченности и надежности. Образ нормандской крестьянки, исполненный суровой простоты, сродни изображениям римских матрон. В Париже кроме занятий в мастерской Делароша (1837—1838) художник много времени проводит в Лувре; особенно его поразил Микеланджело, недаром он в своей живописи стремится к скульптурной трактовке форм и буквально лепит краской объемы. Он восхищается также Пуссеном, Сурбараном, Риберой, его привлекают величественные образы, обобщенные формы, лаконизм средств, поэзия простоты; из современников почитает Делакруа. Ради заработка Милле пишет жанровые сценки в духе XVIII в., но главные его успехи в 1840-х связаны с портретом: Автопортрет, Мадмуазель Оно (оба — 1841, Шербур, Музей), Арман Оно (1843, Шербур, Музей), Делез (1845, Бремен, Кунстхалле), Морской офицер (1845, Руан, Музей изящных искусств); естественность и искренность — главные черты, отличающие эти произведения. В 1846—1848 Милле создает ряд полотен на религиозные сюжеты (Св. Иероним, Агарь, обе — 1849, Гаага, Музей Месдаг). В 1849 художник с семьей поселяется в деревне Барбизон близ Фонтенбло, которая привлекла его уединенностью и живописными окрестностями. Он пишет пейзажи, картины, изображающие деревенскую жизнь, — темы, ему знакомые и близкие; таков Сеятель (1850, Нью-Йорк, музей Метрополитен). Фигура крестьянина занимает все пространство холста, четким силуэтом выделяясь на фоне неба; сильным упругим движением он бросает семена в землю, словно выпуская на волю птиц. Художник точен в передаче одежды, пейзажа, характерного жеста — образ сеятеля конкретен, но при этом Милле монументализирует и обобщает формы, доводя единичное до символа. Для Милле труд — великая созидающая сила, суть бытия. "В искусстве надо иметь ведущую первоидею и выражать ее красноречиво… с силой, как чеканят медаль", — говорил художник. Его крестьяне (Веяльщик, 1848, США, частное собрание; Человек с мотыгой, 1863, Сан-Франциско, частное собрание; Стрижка овец, 1860, США, частное собрание) не фарфоровые пастушки, это реальные деревенские жители. Милле не скрывает ни их нужды, ни тяжести труда, они бедны, но не убоги, в них нет униженности, а есть достоинство людей, занятых необходимым и важным делом. Привычные, повторяющиеся из века в век сезонные работы выработали у них экономную отточенность каждого жеста, целесообразность каждого движения, в которых есть красота и поэзия. Мастер сумел увидеть ее и переложить на язык пластических форм. Сер. XIX в. во Франции — период распространения реализма как художественного направления. В отличие от романтиков, выбиравших для своих картин ярких героев, черпавших свои сюжеты в истории, литературе, реалисты сделали темой своего искусства жизнь современников с их заботами, развлечениями, с их повседневным бытом, и, хотя Милле не выступал с манифестами и декларациями, он один из самых глубоких мастеров демократической ориентации. В его образах воплощена первооснова бытия, в них проступают черты библейских землепашцев, их осеняет тень великого поэта античности Вергилия, воспевшего на прекрасной латыни в своих Георгиках труды земледельца. Заметим, что единственным украшением мастерской Милле были слепки с деталями фриза Парфенона. В Салоне 18 57 художник показал картину Собирательницы колосьев (Париж, музей Орсе), изображающую женщин, занятых изнурительной работой, их одежда бедна, но опрятна; классическая ясность композиции, гармоничность неярких, но чистых тонов, плавные линии силуэтов, мягкий, золотистый свет, льющийся с осеннего неба, объединяющий пространственные планы, — все создает ощущение подлинной жизни, претворенной в художественный образ, в шедевр, исполненный поэзии. Надо было не только глубоко уважать любой труд, но и видеть в людях, занятых им, своих собратьев, чтобы с такой человечностью написать их. В картинах Милле нет протеста, человек спокойно принимает тяжкую долю, ниспосланную ему, и от этого чувство сострадания подчас еще пронзительней. Посреди поля в тихой молитве склонились мужчина и женщина, заслышав звуки колокола: Анжелюс (Вечерняя молитва, 1857—1859, Париж, музей Орсе). Фигуры людей естественно вписываются в вечерний пейзаж, не нарушая его умиротворенной тишины. Добрые отношения в семье, забота о детях, труд — вот те простые, но бесконечно важные для художника истины, которые одухотворяют его искусство. Показывает ли он мать, кормящую с ложечки троих малышей или обучащую вязать девочку, годовалого сына — ходить и т. д., каждая жанровая сценка чужда сентиментальности, дышит серьезной важностью, ибо все эти простые дела и составляют для него основу человеческой жизни. Хотя с течением времени произведения Милле приобретали мировую известность, сам художник до конца дней продолжал жить в деревне, из-за стесненных обстоятельств занимаясь крестьянским трудом: "…разве это веселый и радостный труд, в который некоторые хотят нас заставить поверить? Но в нем для меня и заключается настоящая… большая поэзия", — говорил мастер. Сочетание поэзии и правды — одно из высших достижений Милле. Вот почему, казалось бы, обычные сцены крестьянских работ приобретают у него общечеловеческий смысл, превращаясь подчас в подобие философской притчи о смысле бытия.
Лит.: Нерсесов Н. Я. Жан-Франсуа Милле. М., 1958; Замятина А. Н. Милле. М., 1959; Lepoittevin L. Jean Francois Millet, sa vie son ?uvre, ses ecrits. Paris, 1971—1973. 4 vol.
В. Стародубова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006