Мильнер-Иринин, Яков Абрамович

Найдено 1 определение
Мильнер-Иринин, Яков Абрамович

(01.05.1911—18.07.1989) — спец. в обл. этики, онтологии, истории филос.; канд. филос. наук, проф. Род. в с. Червонное Фастовского р-на Киевской обл. (Украина). В 1932—1935 — учеба в МГУ на астрономическом отделении механико-матем. ф-та (окончил 3 курса). Учебу совмещал с работой н.с в Ин-те филос. Комака-демии по теме "Философия Спинозы" (1933—1935) и преподаванием (доц.) диалектич. и ист. материализма в Высшей школе физ. культуры (1933—1936). С конца 1936 по 1943 — ред. филос. литературы, зав. филос. редакцией в Партиздате ЦК ВКП(б). В Великую Отеч. войну в составе Октябрьского рабочего батальона Москвы участвовал в оборонных работах в р-не Дет-чино Тульской обл. В 1943 на филос. ф-те МГУ им защищена в качестве канд. дисс. кн. "Бенедикт Спиноза". С 1943 по 1948 — ст. н. с. ИФ АН СССР. Подготовил докт. дисс. — "Понятие субстанции у Спинозы". Участник филос. дискуссии 1947 по кн. Г.Ф.Александрова. Выступил с критикой состояния науч. иссл. в ИФ. Вскоре был освобожден от работ в ИФ. Объявлен "безродным космополитом". В 1949 лишился работы и в Уральском гос. ун-те, где с 1948 был зав. кафедрой филос. Вернувшись в Москву, оставался около 15 лет без всяких средств к существованию. К тому же был обречен и на полную невозможность публикации своих науч. трудов. И только в 1963 на правах рукописи, необычно малым тиражом (60 экз.), вышла в свет его кн. "Этика, или Принципы истинной человечности" — труд всей его жизни (начиная с 1931). Уничтожающая, необъективная рецензия на эту кн. в ж. "Коммунист" (1968, № 14) снова закрыла доступ М.-И. к печати, так что многие его фундам. работы и по сей день остались неопубликованными. В 1964—1976 — ст. н. ред. изд-ва "Наука". Завесу организованного запрета на публикацию работ М.-И. прервал сб. "Актуальные проблемы марксистской этики" (Тбилиси, 1967), где напечатаны две его статьи. В 1986 "Этика, или Принципы истинной человечности" была издана на нем. яз. в ФРГ. Последующее, уже отеч. изд. кн. — в 1999, после того как М.-И. уже не стало. В своих работах по филос. Спинозы М.-И. проанализировал как ист. роль, так и ист. ограниченность спинозизма. Согласно М.-И., в системе Спинозы гл. является учение о едином начале всего многообразия бытия: учение о субстанции-природе. Одним из самых важных диалектич. понятий спинозизма, согласно М.-И., является понятие самопричины. В трактовке М.-И. истинная нравств. свобода человека — это свобода познавательная, свобода оценочно-критическая и свобода морально-волевая — и воплощена она в имманентном идеале совести, идеале добра, верховном этич. идеале человечества. Нравств. свобода человека, состоящая в свободе от безнравств. мотивов и невежества, от действия низменных страстей (затемняющих разум и загрязняющих душу), является предпосылкой творч. изменения действительности в направлении добра — истины, правды и красоты. Согласно М.-И., добро как верховный этич. идеал, цель нравственности — представляет собой тот идеальный мир, к-рый призвано реально творить человечество в процессе своего обществ.-ист. развития, мир, к-рый являет собой высший синтез истины (идеала науч. деятельности), правды (идеала обществ.-революц. деятельности) и красоты (идеала художеств. деятельности). Этот новый, более совершенный мир создается в старом мире и из старого же, но уже на основе разумной (свободной) необходимости, ибо существующий мир, подчиненный стихийной (принудительной) необходимости, человека не устраивает. Средством для осуществления добра является добродетель, составляющая истинное содержание нравств. жизни человека. В осознании человеком и последующем практич. преодолении им противоречия между тем, что есть,— бытием (сущим) и тем, что должно быть согласно моральному сознанию,— долженствованием (должным) в природе, в об-ве и в человеч. сознании — выражается совесть человека. В совести идеально отображена сама объективная обществ. природа человека, от к-рой он не в состоянии отрешиться при всей изменчивости его души во всех прочих отношениях. Совесть, по М.-И., составляет единственный нравств. закон, лежащий в основе всей дух. жизни об-ва, и воплощена она в нерасторжимой совокупности принципов истинной человечности. Эти принципы в их конкретном преломлении становятся нормами, к-рые, развиваясь, меняются от одной обществ.-экон. формации к др. Сами же принципы остаются по сущности своей неизменными, как сама обществ. природа человека; они имеют вечное и непреходящее значение, доколе живо будет человечество. Незыблемость принципов истинной человечности, совести, нравств. закона основывается на том, что при всем непрерывном росте и непрерывном совершенствовании (нормативном) вместе с непрерывным же ростом и непрерывным совершенствованием самого человечества, они остаются не чем иным, как теми же принципами истинной человечности, той же совестью, тем же нравств. законом, совершенно обязательными для людей не только на нашей планете, но и на любой др. во всей бесконечной Вселенной. Средством для реализации принципов истинной человечности в повседневной практике человека являются соответствующие существу каждого из принципов душевные качества человека (нравств. правила). Так, целью нравств. правила правдивости является воспитание себя в духе принципа совести; серьезности — в духе принципа самосовершенствования; самоотречения — в духе принципа добра; справедливости — в духе принципа обществ. собственности; трудолюбия — в духе принципа труда; собственного достоинства — в духе принципа благородства; солидарности — в духе принципа благодарности; скромности — в духе принципа мудрости; ответственности — в духе принципа поступка. Верховной целью нравств. человека выступает добро как имманентный идеал совести, как идеал нового мира, в к-ром претворен высший синтез истины, правды и красоты; ее содержанием оказывается добродетель как практич. творч. добра, ее формой — обществ. долг как безусловное повеление совести, ее результатом — счастье как верховное благо человека, полнейшая внутр. удовлетворенность от сознания насыщенности жизни вследствие реализации в ней (целиком и без остатка) своей творчески-преобразовательной сущности.



Неопубликованные рукописи М.-И.: Понятие о субстанции у Спинозы; Построчный критический комментарий к "Этике" Спинозы; Диалектика анализа и синтеза в процессе познания; Основы философии изменения мира; Структура категорий в системе науки этики; Женственность. О роли женского начала в нравственной жизни человечества; Пушкин. Осмысление. В 4 т.; Пушкин и вечность; Спиноза и Пушкин. Диалог; Схолии к "Этике". Соч.: Бенедикт Спиноза. М., 1940 (опубл. под фамилией Мильнер); Спиноза // История философии. Т.II, гл. III, 1941; Предисловие // Дени Дидро. Избранные философские произведения. М., 1941; Текст речи на философской дискуссии по книге Г.Ф. Александрова "История западноевропейской философии" // ВФ. 1947. № 1; Этика, или Принципы истинной человечности. М., 1963 (на правах рукописи); Этика — наука о должном // Актуальные проблемы марксистской этики. Тбилиси, 1967; Этика, или Принципы истинной человечности (Принцип совести) // Там же; Ethik. I Mtinchen, 1986; Понятие о природе человека и его место в системе науки этики // ВФ. 1987. № 5; Этика, или Принципы истинной человечности. М.,


1999.

Н.Я.Кованова (Мильнер)

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008