МИМ
Мим
римское понятие, обозначавшее возникший на о. Сицилия в эпоху античности вид представлений народного театра — короткие сценки из повседневной жизни. Литературную форму придал мимам сицилийский поэт Софрон.
МИМ
комедийный жанр в античном народном театре, короткие импровизационные сценки сатирического, развлекательного содержания. Позже — исполнитель мима, в современном театре — актер пантомимы, театра без слов.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МИМ
(греч. mimos — подражание) — один из жан-ров античного театра, инсценировавший небольшие сценки бытового и пародийносатирического характера. Мим впервые возник в древнегреческой культуре, а наибольшее развитие получил в эпоху эллинизма. Он включал в себя драматический диалог (мимологию), пение, музыку, танец, цирковые номера. Актеры играли без масок в обычном платье, только у исполнителя роли дурака был плащ, сшитый из множества разноцвет-ных лоскутков. Мим был единственным видом древне-греческого театра, где роли могли исполнять женщины.
Мим
гр. подражание)
в Др. Греции драм, сценка б. ч. бытового содержания, восходящая к фольклорному театру импровизации. Введение М. в лит. обиход приписывается Софрону (V в. до н. э.). Широкое распростр. М. получил в эпоху эллинизма, когда слово «М.» стало прилагаться и к его исполнителю. В понятие М. входили самые разнообразные формы представления: монодрама архемима (гл. мима), пародия на миф, танец, музыка, цирковой номер. В драм, мимах актеры играли без масок и принимали участие женщины. О содержании М. дают представление два папирусных отрывка II в. н. э., показывающие, что в М. пародия на трагедию сочеталась с тарабарщиной, побоями, непристойностью; развитие действия сопровождалось шутовскими мнимыми смертями и воскресениями. Ср. рано М. был заимствован в Риме, получил доступ на сцену в I в. до н. э. и продержался в исполнении бродячих трупп до ранн. средневековья. Лит. обработку М. получил в Греции у Феокрита и Герода, в Риме - у Либерия и Публилия Сира.
Лит.: Головня В. В. История античного театра. М., 1972
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
в Др. Греции драм, сценка б. ч. бытового содержания, восходящая к фольклорному театру импровизации. Введение М. в лит. обиход приписывается Софрону (V в. до н. э.). Широкое распростр. М. получил в эпоху эллинизма, когда слово «М.» стало прилагаться и к его исполнителю. В понятие М. входили самые разнообразные формы представления: монодрама архемима (гл. мима), пародия на миф, танец, музыка, цирковой номер. В драм, мимах актеры играли без масок и принимали участие женщины. О содержании М. дают представление два папирусных отрывка II в. н. э., показывающие, что в М. пародия на трагедию сочеталась с тарабарщиной, побоями, непристойностью; развитие действия сопровождалось шутовскими мнимыми смертями и воскресениями. Ср. рано М. был заимствован в Риме, получил доступ на сцену в I в. до н. э. и продержался в исполнении бродячих трупп до ранн. средневековья. Лит. обработку М. получил в Греции у Феокрита и Герода, в Риме - у Либерия и Публилия Сира.
Лит.: Головня В. В. История античного театра. М., 1972
В.Я.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
МИМ
жанр антич. театра. Возник во времена глубокой древности в Греции, позднее был распростр. в Риме. Первонач. вид М. — импровизиров. бытовая или пародийно-сатирич. сценка в форме монолога или диалога, к-рую разыгрывали исполнители из народа. В 1-й пол. 5 в. до н.э. нар. М. получил литер. обработку у сицил. поэта Софрона. В эпоху эллинизма наряду с М., основанным на драматич. диалоге (мимология), существовал лирич. М., основан. на пении (мимодия), к-рый обычно сопровожд. танцами. Представл. разыгрыв. бродячими труппами актеров-профес.; они происходили как под открытым небом, так и в помещениях (в домах знатных лиц). М. — единств. вид антич. театра, в к-ром в кач-ве исполнительниц выступали и женщины. Актеры играли без масок. Сценой служили деревян. подмостки. Через греч. население Юж. Италии М. стал известен в Риме (первое свидет. об исполнении М. в Др. Риме встречается в кон. 3 в. до н.э.). К 1 в. до н.э. относится творчество мимографов Децима Лаберия и Публилия Сира. При Августе большой известностью пользовался мимограф Филистион, писавший на греч. языке. В период империи (1 — 5 вв.) М. ставился на сценах всех театров и оттеснил на второй план др. театр. жанры. В М. стихи чередовались с прозой, в действие вставлялись вокальные арии, танцы, акробат. номера. На сцену выводились дрессиров. животные. Широко применялись различ. постановоч. эффекты.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Мим
Греческое слово "мим" обозначало одновременно как само действие "подражания", так и актера-подражателя. Мим как литературный род появился из народных представлений, где подражали действительности посредством жеста-танца и слова. Развитие мима шло в двух направлениях: пантомима и короткие драматические сценки, часто с импровизированным текстом. Литературный мим родился на Сицилии. Самым древним автором мимов является Софрон из Сиракуз, а позднее творил известный нам только по имени его сын Ксенарх. Приближались к мимам народные фарсы Южной Италии (phlyakes). В других областях Греции подобные зрелища представляли актеры, которых называли dejkelistai, phallophoroi или autokabdaloi. Это были по большей части импровизированные сценки из повседневной жизни или пародии на трагедии в форме диалога или монолога. Сохранилось несколько имен авторов таких текстов, и даже несколько фрагментов. Лучше всего нам известен Ринтон Сиракузский, а только по имени — Скир, Сопатр. Разновидностью мима является также дорическая комедия Великой Греции, которую представляет Эпихарм. Мим процветал в Александрии в эллинистическую эпоху. Его ставили на сцене наряду с трагедиями и комедиями, а иногда и вместо них. Среди папирусных фрагментов сохранились почти целиком два анонимных мима II в. н. э. Один из них Харитион представляет собой примитивную пародию на трагедию Еврипида Ифигения в Тавриде, другой — Неверная жена (Moicheutria) выявляет большое сходство с V мимом Герода. Вероятно, это подсобные тексты режиссера представления или актеров; Харитион содержит также музыкальные пометки. Литературные мимы, не предназначенные для постановки, писали Герод и Феокрит. Только по именам мы знаем таких авторов, как Феникс из Колофона, Никий из Эргиссы, Метробий. В Риме мимы появляются на сцене с III в. до н. э. под названием fabula ricinata (от названия женского покрывала — ricinium). В них выступали актеры обоих полов без масок. Авторами мимов среди прочих были римский всадник со времен Цезаря Деций Лаберий, Публий Сир, Нукула. Героду подражал Гней Матий. Язык мимов был народным, тематика происходила из комедии и ателланы, образы были стереотипны (чужеземец, скупец). В представлениях наряду с текстом большую роль играли танец и музыка. В эпоху императоров мим был чрезвычайно популярен. Порой он включал в себя элементы политической критики (как мимы Марулла, направленные против Марка Аврелия и Луция Вера; см. также Катулл-мимограф). Из греческих мимографов эпохи Империи мы знаем только имя Филистона. В Византии мим (чаще в форме пантомимы) тоже пользовался большим успехом, даже у императоров: мимическая актриса Феодора стала императрицей. Поскольку представления были по большей части импровизированными, и тексты уточнялись лишь на сцене, от мимов практически ничего не осталось.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
МИМ
• Mimus,
??????, собственно подражатель, в особенности же мимический актер, который, подражая смешным образом известным личностям или голосам животных (Phaedr. 5, 5. Auson. epigr. 76), потешал публику на улицах и площадях или забавлял на пирах знатных людей. Plut. Sull. 2. 36. Этот обычай перешел потом на сцену, и из простого диалога образовалось целое представление. Греческий ?????? образовался в Сицилии, и его начало связывается с именем Софрона (см. монографию Grysar´a, 1838, Iahn, prolegg. ad Pers., p. 93 слл.). Сицилийские греки отличались веселым нравом, добродушным остроумием, тонкой наблюдательностью и особой способностью подражать другим. Предметом их сатир и острот были не только политические дела, но особенно множество деревенских праздников и увеселений, даваемых там ежегодно преимущественно в честь Деметры. Талант Софрона состоял в том, что он верно изображал разные сословия, их нравы и обстоятельства жизни; эти изображения Софрона и суть ??????. Они распадаются на серьезные, с нравственной подкладкой (??????????) и шутливые (????????), которые должны были возбуждать смех шутливым изображение разных сословий и их особенностей. Встречаются еще ?????????? ???? ???????????, смотря по тому, изображались ли характеры мужчин или женщин. Мимы Софрона не были литературной новинкой, они входили уже в мимические представления сицилийцев; но вследствие искусства изображения, верности и оригинальности они имели значение поэтических произведений, хотя написаны были прозой. Такого мнения о них был уже Аристотель (po?t. 1, 8). Т. к. Софрон изображал по преимуществу привычки, образ мыслей и речи низших сословий, то в его произведениях встречались грубые и сильные, но в то же время меткие и остроумные выражения, и его мимы полны шуток и поговорок простолюдинов. Эти мимы не предназначались для представления на сцене, хотя и составляли часть многих деревенских увеселений. Одним словом, Софрон ввел своими мимами в литературу то, чем забавляли публику прежде импровизаторы (собрание отрывков Botzon, 1867). Платон перенес эти мимы в Афины и пользовался ими при сочинении своих диалогов. Феокрит, удачно сохранив тон и характеристику мимов, дал им более приличную и поэтическую форму, так что из них выработался новый вид поэзии — идиллия. Софрон имел несомненное влияние и на римского сатирика Персия. Как греческий М. образовался из народного быта и народных шуток в Сицилии, точно таким же образом развился и римский М. в Нижней Италии. Такие же обстоятельства вызвали и здесь мимические представления, которые, вероятно, уже рано распались на две различные отрасли: на мимический диалог и театральный М. Первого рода М., подобно греческому, был импровизацией, представлял популярный, остроумный разговор и вызывал смех. Театральный М., напротив того, служил прибавлением и дополнением к трагедии под названием exodium (см. Эксод) и был чисто римским изобретением. Liv. 7, 2. Сюжеты для этих mimi брали из жизни простого народа, и т. к. в них комически подражали всем особенностям этой жизни, особенно в изображении известных народных типов (поэтому ?????????, ?????????, in quibus describuntur hominum mores. Cp. Cic. de or. 2, 59), то и сами представления получили от этого название mimi. T. к. в мимах рассчитывали на смех зрителей, то они имели шуточный и грубый характер и неблагопристойности составляли главную их часть. Определенного, строго проведенного плана в мимах не было, связи между отдельными частями было, кажется, мало, конец зависел не от хода действия, а от прихоти и произвола играющих. Написанные мимы поэтому были, вероятно, не что иное, как очерки, состоявшие только из нескольких главных частей, чтобы актер знал порядок, в каком следуют сцены одна за другой, так что оставалось достаточно простора для импровизаций и остроумных шуток. Язык их был простонародный, поэтому неправильный и грубый. Главный актер назывался archimimus. Главные роли в М. распределялись между мужчинами и женщинами; представление и разговоры сопровождались звуками флейты; маски не употреблялись. Самым обыкновенным костюмом был пестрый кафтанчик, танцовщицы являлись в коротких тонких юбках (subucula). Затем актеры носили тонкие, едва видные подошвы, так что они казались босыми, почему и назывались excalceati и planipedes. Актеры, а особенно актрисы не пользовались хорошей нравственной репутацией, но, несмотря на это, их принимали в дома и общества римских вельмож, особенно во времена императоров. В римских театрах, как уже сказано, мимы давались как прибавление к настоящим драмам на передней части просцениума, задняя часть которого отделялась от передней занавесью (Siparium). Когда именно мимы стали даваться в виде добавления к драмам, нельзя сказать с достоверностью; они вытеснили ателланы, которые раньше были в ходу. Вместе с пантомимами они просуществовали на римской сцене со времен Суллы все время римских императоров. В 45 г. Цезарь также устроил блестящее представление (Cic. ad. fam. 12, 18), на котором состязался римский всадник Децим Либерий с сирийцем Публилием Сиром; последний одержал верх ср. Grysar der r?m. Mimus (1854). Собрание уцелевших отрывков у Ribbeck´a в Com. Lat. reliquiae.