в древнеегипетской религии бог плодородия, часто отождествлялся с Амоном. Считался владыкой торгового пути, идущего от Коптоса (современный Куфт) к Красному морю. В древнегреческой мифологии М. соответствовал Пан.
МИН
МИН
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Минь
(Migne) Жак-Поль (1800–1875), франц. издатель многотомного свода Ср.-век. литературы; в наст, время сохранила свое значение «Патрология» в 2 сериях (Париж, 184Ф 1866): «Греческая серия» в 161 т. и «Латинская серия» в 217 т., к которой с 1958 выпускаются дополнительные тома.
Источник: Словарь античности. 1989
МИН
в егип. миф. бог плодородия, «производитель урожаев». Изображ. в виде плоской человеч. фигуры, одна рука к-рой поднята вверх, а другая держит плеть. На голове М. корона, увенчан. двумя перьями. Один из эпитетов М. «поднимающий оружие». Фетиши М. — латук и особый столб, воздвигавш. во время празд-ника М., в день начала жатвы. Празднич. процессию в этот день возгл. увенчан. короной бык (персониф. М.). Фараон срезал золотым серпом первый сноп и клал его перед статуей М. Культ М. был распростр. в Хеммисе, Коптосе, Омбосе, Нубии. С превращением Коптоса в торг. центр на караванном пути к Красному морю М. приобре-тает черты бога — покровителя торговли, караванов и вост. пустыни. М. рано отожд. с др. богами: его называют «могучий Гор», «мститель за отца». Он, как и Гор, считается главой объед. Египта. В др. текстах Гор называется его сыном. С М. отожд. также повелитель вод Себек. Исида одновременно считается матерью М. (отсюда его эпитет «телец своей матери») и его женой. В период Ср. царства культ М. сливается с культом Амона, М. приобретает черты бога — творца мира, его называют «царь богов». В г. Омбос М. выступает как Мин-Ях (М.-луна), его праздник справлялся в день наволуния в святилище — «доме луны».
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
МИНЬ
Migne), Жак Поль (25.X.1800 - 24.X.1875) - франц. аббат, издатель ср.-век. теологич. лит-ры. Из многочисл. многотомных изданий М. выдающимся по своему значению является "Патрология" ("Patrologiae cursus completus") в 2 сериях: 1. Series Latina (PL, t. 1-221, P., 1844-64, частично переизд. в 1865-80, включает подробные указатели, составленные М. в 4 тт., нов. переиздание с 1958 продолжается) - соч. церк. авторов 2 - нач. 13 вв.; 2. Series Graeca (PG, t. 1-166, P., 1857-66, указатели составлены в 20 в.) - гл. обр. соч. православных (греч.) церк. авторов до 16 в. (греч. оригинал и лат. пер.). "Патрология", помимо религ. соч., включает многочисл. хроники, папские буллы, письма и др. Эти своды представляют собой перепечатку источников с лучших предшествующих изданий, сопровождающуюся зачастую вводными статьями наиболее крупных исследователей 16-18 вв.; из-за полноты охвата источников не утратили своего значения и в настоящее время, хотя большинство текстов в 20 в. вышло в лучших науч. изд. Осн. публ. (кроме указ. в ст.): Scripturae sacrae cursus completus, t. t-28, P., 1837-45; Theologiae cursus completus..., 2 ?d., t. 1-28, P., 1839-45; Collection int?grale et universelle d´orateurs sacr?s..., t. 1-99, P., 1844-55.
Мин
Мин (Ming), последняя династия исконных кит. правителей (1368—1644). Основана Чжу Юаньчжаном, изгнавшим монгол, династию Юань из Пекина. Оставшись в младенческом возрасте сиротой во время голода, Чжу воспитывался у буд. монахов и нек-рое время нищенствовал. Став императором Хон By («Очень воинственный»), он вторгся в Монголию, установил господство над Юньнанью и заставил Корею платить дань. После правления Юнли (1403—24) династия М. отказалась от захватнической политики, и последние 150 лет мир в стране лишь изредка нарушался набегами монголов, кит. и яп. пиратов. В этот период была усовершенствована адм. система, введенная еще при династии Юань (учреждены должности губернаторов и генерал-губернаторов), организованы крупномасштабные общественные работы. С 1517 г. в прибрежных р-нах стали появляться португ. и др. европ. купцы и миссионеры. Купцам разрешили селиться в Макао, а Маттео Риччи и др. иезуитам позволили жить в Бейц-зине (Пекине). В этот период китайцы все активнее проникают в страны Юго-Вост. Азии. Вторжение в Корею яп. полководца Хидэеси в 1592 г. представляло угрозу и для Китая. И хотя династия М. успешно противостояла яп. захватчикам, положение в гос-ве дестабилизировалось. Маньчжуры совершали набеги на Пекин, многочисл. разбойничьи шайки наносили ощутимый урон пров., нарушались сложившиеся адм. связи. В стране начался голод, вызвавший недовольство нас. Восстание в Шэнси под предводительством мятежника Ли стоило миллиона человеческих жизней. В 1644 г. Ли занял Пекин, и последний император Мин повесился. Маньчжурские войска освободили Пекин от мятежников, и к власти пришла династия Цин.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
МИН
кит. династия, правившая с 1368 по 1644. Пришла к власти в результате свержения династии Юань. Основатель империи и династии М. - Чжу Юань-чжан (Тай-цзу) (1368-98); выходец из крестьян, один из руководителей восстания против монг. феодалов, в 1368 провозгласил себя императором. Кит. империя при династии М. охватывала терр. совр. внутр. провинций страны и юж. часть Дунбэя (см. карту к ст. Китай - Империя М.). Династия М. создала деспотич. власть, наиболее централизованную по сравнению с предшествовавшими династиями. После раскрытия и подавления заговора канцлера Ху Вэй-юна (1380) был упразднен пост канцлера и ликвидирован кабинет министров (чжуншушэн). Тай-цзу сосредоточил всю полноту власти в своих руках, как гражданскую, так и военную, установил строгий контроль центр. власти над местной. С 1398 по 1402 императором был Хуэй-ди (Чжу Юнь-вэнь, внук Тай-цзу), к-рый пытался ограничить права удельных князей. Это вызвало в 1399 восстание яньского князя Чжу Ди (4-го сына Тай-цзу), продолжавшееся до 1402. В результате этого Чжу Ди сверг императора и захватил имп. престол; в историю вошел как Чэн-цзу (1402/3-24). С его именем связана дальнейшая централизация имп. власти и активная внеш. политика: проведение ряда войн с монг. ханами, воен. походы в страны Юго-Вост. Азии, отправление морских экспедиций во главе с Чжэн Хэ в р-ны Юж. морей и Индийского ок. (с 1405 по 1433). Во 2-й пол. правления династии М. происходила острая борьба за власть, причем императоры часто оказывались марионетками в руках дворцовых феод. групп, что вело к интригам, коррупции гос. аппарата и ослаблению династии М. Усиливалась и клас. борьба, что привело в 17 в. к мощной крест. войне. Восставшие крестьяне захватили под рук. Ли Цзы-чэна в 1644 столицу Пекин и свергли династию М. Часть кит. феодалов перешла на сторону маньчжуров, к-рые вели в это время войну против Китая, помогла им подавить крестьянское восстание и утвердить в Китае власть маньчжурской династии Цин. Перечень правителей династии М. см. в ст. Китай (раздел Династии и правители Китая). Источн.:Чжан Тин-юй, Мин ши (Ист. дин. Мин). Лит.: Очерки ист. Китая. С древности до "опиумных войн", пер. с кит., М., 1959; Ли Гуан-би, Мин чао шилюэ (Краткая ист. дин. Мин), Ухань, 1957. Л. И. Думан. Москва.