Родился 19 мая 1872 года в деревне Сариньена, в провинции Уэска, в Арагоне, в Испании. Родителей его звали Хулиан и Мария. Отец Панталеона, самый большой любитель гитары, увидел в своем совсем маленьком сыне призвание к этому инструменту. Уроки сольфеджио, которые давал органист деревни и уроки гитары, которые давал отец, скоро выявили исключительные способности мальчика–вундеркинда. Позже он брал уроки у Матеу, ученика Тарреги. В 11–летнем возрасте он остается сиротой и переезжает в Барселону. Здесь он учится, дает концерты по провинции Каталонии, а через три года направляется в Париж, где живет до 1906 года. Он играл в “Жамрю–Холл”, концертном зале, где выступало столько знаменитостей и в “Эксельсиор Сесайети Мьюзикс” в Лондоне, в театре водевиля в Париже в присутствии Эдуарда XII Английского и Оскара II, в залах “Ле журналь” и “Ле фигаро”, двух крупных французских газет. Ему аплодировали также в Будапеште, Хельсинки, Антверпене, Москве, Берлине и других городах. Он играл в Королевском павильоне международной выставки в Будапеште, с которой он заключил выгодный контракт. Он был удостоен лаврового венца и медали с похвальным посвящением: подарок, врученный графиней Брендисси. В 1906 году он возвращается на родину, три года остается в Сарагосе, пользуясь заслуженной славой преподавателя и хорошего исполнителя. Затем он уезжает в Мадрид, где крупные газеты присваивают ему титул – тот, которым его нарекли за границей, “Маг гитары”. Он выступает в Тамплоне, в Мадриде он играл в зале Королевы Виктории в 1924 году, в театре Принцессы и в других больших залах. У него очень богатый репертуар. Он композитор – мы встречаем его сочинения в исполняемых им программах, которые он играет наряду с сочинениями современных композиторов, таких как Таррега, Турина, Морено Торробо, Синополи и др., а также переложениями Грига, Мендельсона, Шуберта, Гайдна, Бородина, Малатса, Шопена, Моцарта, Альбениса и др.
Все приведенные данные любезно предоставлены нам самим Мингельей, а также мы использовали большое количество газет и журналов, откуда скопировали написанное. Мы включили также программу концерта в Мадриде 19 февраля 1925 года в Театральном зале, чтобы показать вкусы европейской публики по отношению к гитаре, а также вкусы гитариста Мингелья:
I отделение. II отделение.
Романс. Опус 30 № 3 Мендельсон. Анданте ларго. Ф. Сор
Испанская серенада. Малатс. Видалита. А. Синополи.
Мазурка (темпо ленто). Таррега. Смерть Азы (анданте долорозо). Григ
Музыкальный момент. Шуберт. Гранада. Альбенис.
Анданте. Гайдн. В монастыре (анданте религиозо).
А. Бородин.
Третье отделение включает оригинальные сочинения Панталеона Мингельи, названия которых следующие: “Идиллия” (тремоло), “Ленто”, “Мавританский танец”, “Час любви” (тремоло, этюд), “Военный марш”. Эти программы нисколько не лучше исполнявшихся Таррегой (1930 год).
МИНГЕЛЬЯ ГЕРРЕРО ПАНТАЛЕОН
МИНГЕЛЬЯ ГЕРРЕРО ПАНТАЛЕОН
Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998