МИНИАТЮРА ВИЗАНТИЙСКАЯ

Найдено 1 определение
МИНИАТЮРА ВИЗАНТИЙСКАЯ
лат. мinium – киноварь, сурик), ее развитие было связано с заменой свитка, который писался на дорогой, особо обработанной телячьей или бараньей коже, пергаментной книгой – кодексом. Он состоял из нескольких тетрадей или отдельных листов, сшитых вместе. На листах кодекса можно было писать с обеих сторон и использовать более мелкий и сложный шрифт «минускул». Удобная в обращении пергаментная книга позволила расчленить сплошной текст на главы, абзацы, параграфы с помощью различных заставок, концовок, буквиц, а также иллюстрировать рукописи. Художники рисовали кистью или пером; использовали естественные минеральные красители: яркозеленый малахит, киноварь красной окраски, краснооранжевый сурик, синий ляпислазурь, охру различных оттенков – от золотистожелтых до красноватокоричневых; фон и отдельные детали прописывали золотом и серебром. Связующими веществами были камедь (густой сок, выступающий произвольно или из надрезов коры многих деревьев и быстро затвердевающий), яичный белок или желток. Первоначально художникиминиатюристы (их называли миниаторами или иллюминаторами) и писцы работали вместе, их труд оценивался как подвиг, совершаемый во имя Божие. Наибольшую известность приобрели художники антиохийской и константинопольской школ. В 586 г. антиохийскими (сирийскими) художниками были созданы миниатюры Евангелия Рабулы (хранится в библиотеке Лауренциана во Флоренции). Они занимали всю страницу чрезвычайно белого пергамена или использовались в качестве обрамления на полях Таблиц Канонов и отличались яркостью красок (сочетания красного с желтым и зеленым), экспрессивностью движений, что свидетельствовало об их восточном происхождении. Антиохийские мастера ввели в миниатюры архитектурные детали (арки, под которыми размещались пророки и евангелисты), ковровый орнамент, образы животных и птиц, изображения фонтанов – символов истины. Константинопольские художникиминиатюристы работали в скрипториях при монастырях и при императорском дворе. Только они имели право выполнять инициалы – фигуры святых и императоров. Рукописи императорских скрипториев создавались на дорогом белом пергаменте с миниатюрами, расположенными на широких полях и отличавшимися повествовательностью, обилием золота, роскошью оформления, тонкой гаммой полутонов, классически ясной композицией (Слова Иоанна Златоуста и др.). В монастырских скрипториях использовался пергамент желтоватого оттенка. Переписчики книг и миниатюристы четко следовали канону, определявшему число и место расположения миниатюр по отношению к тексту, количество заставок и буквиц. С приходом к власти императоров македонской династии (с 867 г.) в миниатюры вводятся заставки квадратной или прямоугольной формы, начинающие главу, инициалы (заглавные буквы), украшенные растительным орнаментом и зооморфными фигурами (Парижская Псалтирь с четырнадцатью миниатюрами, выполненными на отдельных листах; Слова Григория Назианзина с миниатюрами, расположенными на странице в два или три регистра и изображениями Василия I с семьей, императрицы Евдокии с сыновьями Львом и Александром, портретом Василия I на первых трех страницах кодекса; Псалтирь Василия II с шестью сценами из жизни Давида на одной миниатюре и с портретом Василия II в одеянии полководца – на другой). Во второй половине IX – XII вв. характер миниатюр меняется: они размещаются рядом со строками или между ними, составляя единое целое с текстом. В заставках используется ковровый орнамент, появляются павлины, фонтаны, архитектурные обрамления. В инициалах – крупные фигуры святых или императоров. В этот период большой популярностью пользовались миниатюры, выполненные в скрипториях Студийского монастыря и ставшие образцами для русских и болгарских миниатюристов. Они создавались на отдельных листах, заключались в рамки или располагались без рамок на полях и между строк текста, написанного мелкими буквами минускула. В студийских миниатюрах акцентировалось бесплотное начало, невесомость удлиненных изящных фигур; инициалы украшались растительным узором. В палеологовскую эпоху (1261 – 1453) художники выполняли миниатюры на уже готовых рукописях, работая отдельно от писцов. Они стремились воспроизвести не только сходство с изображаемым человеком, но и раскрыть характер модели. Иллюстрации, как правило, помещались на отдельных листах и заключались в рамку, начиная или завершая столбец текста. Инициалы представляли собой птиц и животных с вытянутыми туловищами. Подобным образом были проиллюстрированы четыре трактата императора Иоанна Кантакузина (1375 г., на отдельных листах – сцена Преображение, двойной портрет Иоанна как императора и как монаха, Иоанн, председательствующий на церковном Соборе 1351 г. и др.), рукопись сочинений историка Никиты Хониата в облике евангелиста и Акафист Богоматери с 24 миниатюрами, начинающими столбец и заключенными в рамку, из церкви Богородицы Хрисопигии в Галате. Впоследствии Акафист был привезен из Константинополя и преподнесен в дар русскому царю Алексею Михайловичу. В палеологовскую эпоху появляются изображения писцов, создателей рукописей, наделенные индивидуальными характерами (кодекс Иверского монастыря), и портреты просителей у Бога, изображенных со всей семьей (Берлинская Псалтирь).

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
240.52 кб

Аскетическая и антикизирующая эстетика в византийской книжной миниатюре

Москвичева Юлия Вячеславовна
Статья посвящена изучению византийской книжной миниатюры второй половины IX-X вв., где рассматриваются вопросы взаимосвязи аскетического и антикизирующего направлений, взаимосвязи богословия, эстетики и книжной миниатюры.
Читать PDF
393.00 кб

Мозаики собора Торчелло и византийская раннекомниновская миниатюра: к вопросу о стилистических парал

Лаврентьева Елена Валерьевна
Статья посвящена сравнению аутентичных мозаик западной стены и южной капеллы собора Торчелло с византийской книжной миниатюрой раннекомниновской эпохи.