художественное произведение, обычно живописное, малых размеров. В литературе и искусстве — жанр малых форм.
МИНИАТЮРА
МИНИАТЮРА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
МИНИАТЮРА
Искусство написания небольших картин, обычно типа врезок в Евангелии. Миниатюрист, сущ – художник, создающий миниатюры. Миниатю?рный, прил – маленький, небольшой.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Миниатюра
(от лат. miniatus –киноварь), первоначально написанные в Ср.-век. рукописях красной краской инициалы и заставки, позднее фигурные и орнаментальные украшения рукописей и инкунабул (рисунки пером, применение золота и красок).
Источник: Словарь античности. 1989
МИНИАТЮРА
(от лат. minium — киноварь, сурик) — художественное произведение (обычно живопись) малых размеров. Сначала так называли книжные иллюстрации, заставки, инициалы, потом — портреты малого формата. В литературе, музыке, театре — небольшие по размерам произведения искусства.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Миниатюра
от лат. minium — киноварь, сурик) — небольшое живописное изображение, иллюстрация в рукописной книге. Буквицы или первые строки средневековых рукописей писались красной краской, поэтому и изображение в этих книгах стали называть м. В период Средневековья в Византии, а также в странах Зап. Европы книжная м. достигла большого совершенства.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Миниатюра
фр. miniature, лат. minium – киноварь, сурик) – художественное произведение (обычно живописное) малых размеров, отличающееся особо тонкой манерой наложения красок. Первоначально миниатюрой называли выполненные гуашью, акварелью и другими красками иллюстрации, инициалы, заставки и т.п. в рукописных книгах. Искусство книжной миниатюры достигло высокого совершенства в средневековой европейской, ближневосточной, среднеазиатской, иранской и индийской культуре. Название «миниатюра» перешло и на живопись (главным образом портретную) малого формата, исполняемую на кости, пергаменте, картоне, металле, фарфоре, нередко на бытовых предметах – табакерках, часах, перстнях. Миниатюра имеет место в литературе, театре, музыке, эстраде – так наз. жанр «малых форм». На миниатюре строится репертуар театров миниатюр.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
МИНИАТЮРА
(лат. Minium — киноварь: красная краска, которой в древности пользовались для расцве-чивания заглавных букв в рукописных книгах) — живо-писные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие средневековые рукописи в виде заставок и иллюстраций. Художникаминиатюриста называли миниатором или иллюминатором. Первоначально миниатюры выполнялись на том же материале, что и вся рукописная книга — папирусе, пергаменте, бумаге. Рисовали художники-миниатюристы кистью или пером гуашевыми и акварельными красками, а фоны изобра-жений и отдельные детали прописывали золотом и серебром. В странах мусульманского Востока и Индии лист с миниатюрой мог быть самостоятельным произведением.
Но миниатюра — это не только книжная иллю-страция. Миниатюрой называют также и живописные произведения небольшого формата, выполненные на бумаге, металле, кости, фарфоре, дереве. Этот вид миниатюры появился в XVI в. и был широко распространен до середины XIX в., когда он был вытеснен фото-графией. Разновидностью миниатюры является также живопись на небольших лаковых изделиях, так называ-емая лаковая миниатюра, отечественными центрами которой стали всемирно известные Палех, Мстера, Фе-доскино и т.д.
Но миниатюра — это не только книжная иллю-страция. Миниатюрой называют также и живописные произведения небольшого формата, выполненные на бумаге, металле, кости, фарфоре, дереве. Этот вид миниатюры появился в XVI в. и был широко распространен до середины XIX в., когда он был вытеснен фото-графией. Разновидностью миниатюры является также живопись на небольших лаковых изделиях, так называ-емая лаковая миниатюра, отечественными центрами которой стали всемирно известные Палех, Мстера, Фе-доскино и т.д.
МИНИАТЮРА
от лат. minium – киноварь, сурик, краски, которыми в древности украшали инициалы рукописных книг), живопись небольших размеров и тонкого исполнения. Средневековые книжные миниатюры – это иллюстрации, заставки, заглавные буквицы (инициалы), которые раскрашивалиакварелью, гуашью и др. яркими водорастворимыми красками, созданными на основе натуральных красочных пигментов (Остромирово Евангелие, 1056–57).
В живописи миниатюрами называют портретные изображения небольшого формата (ок. 15–20 см), исполненные гуашью или акварелью по картону, бумаге, пергаменту, слоновой кости, а также масляными красками по металлу, керамическими красками по фарфору, эмалями на металлической пластинке. Миниатюрные живописные портреты вставлялись в табакерки, часы, медальоны и броши. Портретная миниатюра появилась в эпоху Возрождения (Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. Фуке во Франции). Расцвет портретной миниатюры приходится на 18 в. (Р. Каррьера в Италии, Ж. О. Фрагонар во Франции). В России Петровской эпохи были широко распространены эмалевые миниатюры (Г. С. Мусикийский). Миниатюры с изображением императоров и императриц выполняли роль наградных царских знаков. Со второй пол. 18 в. миниатюрный портрет приобрел камерный характер, становясь семейной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение (миниатюрные портреты В. Л. Боровиковского). В 1779 г. вПетербургской академии художеств был открыт класс миниатюрной живописи. В нач. 19 в. наступил расцвет акварельной портретной миниатюры (К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов). С сер. 19 в. портретная миниатюра начала вытесняться дагерротипом и фотографией.
В живописи миниатюрами называют портретные изображения небольшого формата (ок. 15–20 см), исполненные гуашью или акварелью по картону, бумаге, пергаменту, слоновой кости, а также масляными красками по металлу, керамическими красками по фарфору, эмалями на металлической пластинке. Миниатюрные живописные портреты вставлялись в табакерки, часы, медальоны и броши. Портретная миниатюра появилась в эпоху Возрождения (Х. Хольбейн Младший в Германии, Ж. Фуке во Франции). Расцвет портретной миниатюры приходится на 18 в. (Р. Каррьера в Италии, Ж. О. Фрагонар во Франции). В России Петровской эпохи были широко распространены эмалевые миниатюры (Г. С. Мусикийский). Миниатюры с изображением императоров и императриц выполняли роль наградных царских знаков. Со второй пол. 18 в. миниатюрный портрет приобрел камерный характер, становясь семейной реликвией, которая передавалась из поколения в поколение (миниатюрные портреты В. Л. Боровиковского). В 1779 г. вПетербургской академии художеств был открыт класс миниатюрной живописи. В нач. 19 в. наступил расцвет акварельной портретной миниатюры (К. П. и А. П. Брюлловы, П. Ф. Соколов). С сер. 19 в. портретная миниатюра начала вытесняться дагерротипом и фотографией.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007