Минин, Кузьма

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Минин Кузьма
(? - 1616) – нижегородский посадский человек, мясоторговец. Участвовал в сражениях против Лжедмитрия II в составе нижегородского ополчения. С 1611 г. - земский староста. Инициатор созыва Второго ополчения, вместе с Д. М. Пожарским возглавил «Совет всей земли» в Ярославле. Участвовал в сражениях ополчения с поляками под Москвой. С 1613 г. – думный дворянин.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

МИНИН Кузьма
(Кузьма Минин Анкундинов) (7—1615/16) — гос. деятель, национальный герой, один из создателей второго Земского ополчения. Нижегородский посадский человек, торговец мясом. Участвовал в сражениях против Лжедмитрия II. В 1611 г. избран земским старостой Нижнего Новгорода. Обратился к народу пожертвовать своими накоплениями для освобождения страны. По его предложению Д. М. Пожарский возглавил ополчение. Минин стал его казначеем. Под Москвой в сражении с гетманом Я. Ходкевичем проявил себя как умелый и храбрый командир. После освобождения Москвы и избрания царем Михаила Романова получил чин думного дворянина. Похоронен в Михайло-Архангельском соборе Нижнего Новгорода. В Москве и Нижнем Новгороде ему установлены памятники.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

МИНИН Кузьма
(год рождения неизвестен, — умер в середине 1616), один из организаторов и руководителей Второго ополчения в период польской и шведской интервенции в России в начале XVII в. Минин — нижегородский посадский человек. В 1608 участвовал в боевых действиях местного ополчения, которое нанесло поражение польско-литовским отрядам под Балахной, затем под Нижним Новгородом, не допустив его захвата. 1(11) сентября 1611 был избран земским (посадским) старостой. После распада первого земского ополчения выступил с патриотическим призывом подняться на борьбу с врагами родины, изгнать захватчиков из Москвы и пределов страны; возглавил в качестве «выборного человека всея земли» движение за создание народного ополчения. Военное руководство ополчением по совету Минина принял князь Д. М. Пожарский. Минин занимался сбором казны, комплектованием ополчения, снабжением его оружием, боевыми припасами, продовольствием, одеждой и т. д. Входил в «Совет всея земли», созданный в Ярославле в начале 1612 и до созыва в 1613 Земского собора выполнявший функции правительства. В боях за Москву 22-24 августа (1-3 сентября) 1612 Минин проявил большую активность, инициативу и воинскую доблесть; возглавил отряд, внезапный удар которого по флангу войск гетмана Ходкевича 24 августа (3 сентября) сыграл важную роль в достижении общего перелома в ходе сражения. За особые заслуги в разгроме интервентов и освобождении Москвы введен в состав Боярской думы, получил чин думного дворянина. Похоронен в Нижнем Новгороде в Архангельском соборе. Минину воздвигнуты памятники в Нижнем Новгороде в кремле (1826) и на площади его имени (1943), в Москве на Красной площади установлен памятник Минину и Пожарскому (1818).

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Минин, Кузьма

(полное имя — Кузьма Минич [Минин сын] Захарьев Сухорукий) — славный деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, продавец мяса и рыбы, служивший в молодости в ополчении Алябьева и Репнина, земский староста и начальник судных дел у посадных людей; был в Нижнем Новгороде "излюбленным человеком" за честность и "мудрый смысл". Подробности об его деятельности становятся известными только с 1611 г., когда прибыла в Нижний Новгород грамота от патриарха Гермогена или от Троицкой лавры (в точности неизвестно). После прочтения ее убеждал народ "стать за веру" протопоп Савва, но гораздо убедительнее оказались страстные слова М. "Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником". В Нижнем начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к М., и он подробно развивал свои планы. С каждым днем росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями М. и наконец решили образовать ополчение, созывать служилых людей и собирать на них деньги. По совету М. давали "третью деньгу", т. е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем князя Д. М. Пожарского, лечившегося тогда от ран в подмосковном имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена М. По словам летописи, он "жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всем их покоил и сими делами собрал не малое воинство". К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой, в составлении которой, несомненно, участвовал М. В начале апреля 1612 г. в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и М. во главе; в августе был побежден Ходкевич, а в октябре Москва была очищена от поляков. На другой день после венчания на царство (12 июля 1613 г.) Михаил Феодорович пожаловал М. звание думного дворянина и вотчины. Заседая с тех пор постоянно в думе и живя в царском дворце, М. пользовался большим доверием царя (в 1615 г. ему поручено было беречь Москву, вместе с ближними боярами, во время путешествия царя к Троице в Сергиев монастырь) и получал важнейшие "посылки". Умер в 1616 г., "во время розысков" в казанских местах по случаю восстания татар и черемис. Вдове его и единственному сыну Нефеду (стряпчему) царь пожаловал новые вотчины. Прах М. покоится в нижегородском Преображенском соборе. В 1815 г. ему воздвигнут памятник в Нижнем Новгороде, а в 1826 г. — в Москве. Большинство историков (особенно И. Е. Забелин и М. П. Погодин) являются защитниками М. против Н. И. Костомарова, который считает его "человеком тонким и хитрым, с крепкой волей, крутого нрава, пользовавшимся всеми средствами для достижения цели и игравшим сначала роль театрального пророка" (намек на его слова о явлении св. Сергия, по легенде XVIII в.), а потом "диктатора с крутыми и жестокими мерами". Несомненно, М. был богато одаренной и даже исключительной натурой: с большим самостоятельным умом он соединял способность глубоко чувствовать, проникаться идеей до забвения себя и вместе с тем оставаться практическим человеком, умеющим начать дело, организовать его и воодушевить им толпу.


Ср. П. И. Мельников, "Нижний Новгород и нижегородцы в смутное время" ("Москвитянин", 1850, № 21); Чичагов, "Жизнь князя Пожарского, келаря Палицына и К. Минина" (СПб., 1845); Костомаров, "Личности смутного времени" ("Вестник Европы", 1871—1872 и в "Русской Истории в Жизнеописаниях"); И. Е. Забелин, "М. и Пожарский" (М., 1883) и "Действия Нижегородской Ученой Арх. Комиссии".



В. Р—в.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008