МИНОЙЦЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

МИНОЙЦЫ
население Крита в бронзовом веке. Большая их часть, видимо, переселенцы из Анатолии, появившиеся здесь еще в неолите. Прослежены активные торговые связи с В. Средиземноморьем. Ок. 2000 г. до н.э. строятся дворцы Кносс, Маллия и Фест. В XVIII-XV вв. до н.э. Крит контролировал ю.
Эгейского моря. Города разрушены ок. 1450-1400 г. до н.э. Иероглифическая письменность Крита еще не расшифрована. Минойские дворцы оборудованы канализацией, украшены обильными росписями. Критская керамика орнаментирована криволинейными растительными изображениями морских пейзажей.
Бронзовые и золотые вещи. Фрески, печати и статуэтки изображают атлетов, прыгающих через быка. Такие сцены еще в VII - VI тыс. до н.э. изображались в Чатал-Гуюке и в Анатолии. Видимо, культ игры с быком перешел в Европу из Малой Азии.

Источник: Археологический словарь. 1996

МИНОЙЦЫ
(англ. Minoans), народ, населявший о. Крит в бронзовом веке. Термин, производный от имени легендарного царя Миноса, предложен сэром Артуром Эвансом. М., первые цивилизованные европейцы, характеризуются высоким уровнем жизни, материальные условия во многом напоминают современные. Как культурная группа М. появляются около 2500 г. до н.э., возможно, они представляют синтез анатолийских иммигрантов и местного неолитического населения, поддерживались торговые контакты с Восточным Средиземноморьем. Около 2000 г. до н.э. в среднеминойском периоде начинается процесс урбанизации, растут города, строятся первые дворцы, Кносс, Маллия и Фест (чисто минойское явление). Расширяется заморская торговля. Пик развития был достигнут в конце среднеминойского и начале позднеминойского периодов, 18–15 вв. до н.э., когда Крит контролировал юг Эгейского моря и множество островных поселений. После разрушения дворцов около 1450 г. до н.э. (возможно, катастрофическим извержением вулкана Санторин) остров попадает под контроль грекоязычных микенцев, сохранявшийся примерно полвека. Разрушение Кносса в 1400 г. до н.э. в результате мятежа, вторжения с материка или природной катастрофы знаменует закат критского периода величия.
Термин М. имеет строго культурное значение. Сохранившийся антропологический материал показывает, что критяне были смешанной в расовом отношении группой. Лингвистических источников пока не хватает, иероглифическая письменность Крита до сих пор не расшифрована. Предпринятые попытки реконструировать язык линейного письма А как семитский или анатолийский неубедительны. Линейное письмо Б успешно расшифровано, за ним скрывается ранняя форма греческого языка, записанная в слоговой системе, она относится, однако, к периоду континентальной гегемонии, тяготеет скорее к микенцам, чем к М. Великолепие минойской культуры поражает даже современного человека. Хотя многие ее признаки зарождаются в Анатолии, Египте и Сирии, критская цивилизация не только представляет самостоятельное явление, но во многом превосходит своих современников где бы то ни было. Минойские дворцы прекрасно устроены, оборудованы системой канализации, в целом архитекторы стремились к тому, чтобы сделать жизнь удобнее, а не к показному великолепию. В то же время стены дворцов украшены обильными росписями. Роскошь проявлялась и в крупных городских домах и не была привилегией царских резиденций. Критская керамика относится к числу наиболее художественных произведений мира, в орнаменте присутствуют абстрактные криволинейные и растительные мотивы, а также морские пейзажи. Из камня вырезались сосуды, статуэтки и прекрасные печати. Высокий уровень достигнут в обработке бронзы и золота . Сведений о религии М. у нас мало, по-видимому, жители поклонялись Богине-матери, культовое назначение приписывается статуэткам, жертвенным дарам, священному двойному топору (лабрису) и «посвятительным рогам». Богине поклонялись в скальных святилищах (расположены на вершинах холмов), но не в храмах. Характерной чертой быта М. был бой с быками. Фрески, печати и статуэтки изображают атлетов, прыгающих через быка ; к сожалению, остается неясным, светский или религиозный характер носили эти игры.

Источник: Археологический словарь. 1990

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

К вопросу инициации в культовой практике ферийцев и минойцев

Говорухина Елена Анатольевна